Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 11 (549) от 22 января 2003 г. [ N 10 ] [ N 12 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Исполнительная власть хочет судиться отдельно

Анастасия Корня
Время МН, N 2

21 января в Российской академии правосудия прошло ежегодное Всероссийское совещание председателей судов.

Касьянов поможет судьям защитить граждан от произвола чиновников.

Председатель российского правительства Михаил Касьянов вчера на ежегодном Всероссийском совещании председателей судов подвел итоги деятельности российской судебной системы. Факт сам по себе примечательный, поскольку на протяжении как минимум последнего десятка лет таким вниманием Фемиду не баловали.

Сообщив, что ассигнования на судебную реформу были и остаются одним из приоритетов правительства (в 2003 году финансирование судов общей юрисдикции увеличится на треть), премьер выразил подобающее случаю удовлетворение результатами самой реформы и тем, что деятельность судов, по его мнению, теперь вполне на уровне стандартов правового государства. Касьянов пообещал судебной системе дальнейшую поддержку со стороны органов исполнительной власти. И даже более того: заговорил о необходимости создания института административной юстиции. Это позволит усилить защиту граждан от произвола чиновников и будет способствовать эффективности работы госаппарата, отметил премьер ведь во многих странах административная юстиция давно зарекомендовала себя как надежное средство обеспечения деятельности административной системы в правовых рамках.

Следует отметить, что за появление в России административной юстиции (то есть системы судов, под чью юрисдикцию должны отойти все тяжбы с государством -- только в прошлом году таких было без малого 400 тыс.) в Верховном суде ратуют давно. Соответствующие законопроекты были внесены в Госдуму около двух лет назад, однако вскоре их ход притормозили. В администрации президента, где плотно курировали завершающий этап судебной реформы, приоритетным было признано введение мировых судов, судебного ареста и суда присяжных. Ведь, по предварительным подсчетам, создание административной юстиции -- это как минимум 500 судебных округов -- обошлось бы в сумму от 500 млн до 1,5 млрд рублей. Плюс фонд оплаты дополнительных 210 судей и персонала -- еще 65 млн рублей. Споры такого рода должны рассматривать судьи, которые разбираются и в механизмах управления, подчеркнул председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Ведь люди приходят и уходят, а аппарат остается.

Решающим для судьбы отечественной административной юстиции сегодня является, по мнению Лебедева, наличие политической воли. Отвечая на вопрос "Времени МН", он отметил, что впервые на столь высоком уровне была признана необходимость ее создания. "Это дорогого стоит", -- добавил Лебедев, поскольку позволяет рассчитывать на положительное заключение правительства. А оно, в свою очередь, является серьезным аргументом для депутатов.

Впрочем, Фемида уже сейчас демонстрирует способность "подстегивать" исполнительную власть. Например, хронические невыплаты денежного довольствия военнослужащим, принимавшим участие в контртеррористической операции в Чечне. В прошлом году суды оказались буквально завалены их жалобами: только на территории Северо-Кавказского военного округа рассмотрели около 7 тысяч исков. В Верховном суде эту практику обобщили и информацию довели до сведения президента и руководства военного ведомства. В результате была издана директива начальника Генштаба, позволяющая решить эту проблему в ближайшее время без судебных разбирательств.

Выпуск N 11 (549) от 22 января 2003 г. [ N 10 ] [ N 12 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]