[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 104 (630) от 9 июня 2003 г. [ N 103 ] [ N 105 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Судебных приставов будут лечить от милицейской болезни. Законодательным путем. В ближайшем будущем в Госдуме предстоит решить вопрос о том, следует ли наделять судебных приставов-исполнителей правом на оперативно-розыскную деятельность
то есть правом прослушивать телефонные (и не только) разговоры, вести слежку, создавать собственную сеть негласных осведомителей и так далее. Как рассказал "Времени МН" главный судебный пристав РФ Аркадий Мельников, практически завершена работа над двумя законопроектами, которые должны коренным образом усовершенствовать систему взыскания средств должников. Это поправки в закон о "Судебных приставах" (с ельцинских времен лежавшие в Госдуме и недавно отозванные президентом специально для того, чтобы концептуально переработать документ) и в закон "Об исполнительном производстве".
К оперативным полномочиям судебные приставы-исполнители примериваются уже не первый год, однако сейчас о подобной перспективе в Минюсте говорят с большой осторожностью.
-- Особо на это не уповайте, -- предупредил своих подчиненных министр юстиции Юрий Чайка на вчерашней коллегии, посвященной вопросам совершенствования розыска имущества должников.
-- Каждый должен заниматься своим делом, -- объяснил он позже журналистам. -- Поскольку с введением нового УПК мы стали органом дознания и занимаемся расследованием преступлений, мы и должны иметь соответствующую функцию, именно для профилактики и раскрытия преступлений, не более того. В нашей юрисдикции -- ряд преступлений против правосудия, в том числе и злостное неисполнение решения суда. Если в прошлом году за шесть месяцев нами было возбуждено 395 уголовных дел, то за первый квартал этого -- уже 337.
В Минюсте прекрасно понимают, что борьба за оперативно-розыскные полномочия будет нелегкой: практически все правоохранительные ведомства негативно отнеслись к такой перспективе. Законодатели также не горят желанием множить и без того немалое количество оперативных главков, намекая на "политическую нецелесообразность" подобного шага.
Впрочем, даже не оперативные полномочия сегодня являются основной "головной болью" судебных исполнителей. А практически полное отсутствие законодательно прописанного статуса, который позволил бы вести розыск имущества (а порой и самих должников) хотя бы по открытым каналам, то есть запрашивать информацию, которой располагают другие ведомства: МВД, налоговая служба, таможня, регистрационные палаты, службы соцобеспечения, телефонные кампании... Эту проблему в первую очередь и должны решить ожидаемые поправки.
Еще одна проблема, которую они не решат, -- это хроническая нехватка кадров. Если по норме на одного пристава должно приходиться 29 розыскных дел, то в реальности их количество местами достигает 500. Только по официальным данным, треть исполнительных производств закрывают в связи с невозможностью розыска имущества должников. В денежном же выражении картина выглядит следующим образом: в прошлом году по решениям судов взыскан 1 млрд 116 млн рублей. А не взыскано еще 500 млрд рублей. К тому же, как признался глава департамента службы судебных приставов Андрей Беляков, во многих регионах судебные приставы-исполнители "страдают старой милицейской болезнью -- любовью к припискам". То есть выдают за плоды упорного розыска, средства, фактически полученные "самотеком", и счет таким припискам идет на сотни миллионов рублей.
Выпуск N 104 (630) от 9 июня 2003 г. [ N 103 ] [ N 105 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]