Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 102 (628) от 5 июня 2003 г. [ N 101 ] [ N 103 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

"В тюрьме должно быть как можно меньше тюрьмы"

Маргарита Кондратьева
Газета, N 99

Вместо тюрьмы осужденные преступники получат метлы и лопаты. Они будут убирать снег, подметать улицы и разгружать вагоны.

Главное управление по исполнению наказаний вместе с неправительственной организацией "Международная тюремная реформа" провело эксперимент по использованию такого вида альтернативного наказания, как обязательные работы. Эксперимент удался.

"Центр социальной адаптации"

"Надо разгрузить тюрьмы", - предложил Владимир Путин. Он внес в Госдуму сотню поправок к УК, либерализирующих уголовное законодательство и расширяющих ассортимент наказаний. ГУИН пытается разгрузить тюрьмы давно. "В тюрьме должно быть как можно меньше тюрьмы", - заявил вчера заместитель начальника ГУИН Олег Филимонов.

В России к тюрьмам отношение особое. Полстраны прошло через ГУЛАГ. Суд для осужденного означает непременно тюрьму. Альтернативы нет. Хотя существуют условное наказание, штрафы, применяются эти виды наказаний не так широко, как хотелось бы. Человек, прошедший тюрьму, - это профессиональный преступник с высшим лагерным образованием.

Сидят в России многие и подолгу. Впрочем, за последние три года число заключенных по все стране сократилось с миллиона 100 тысяч до 800 тысяч. Более 50% осужденных получили от 5 до 15 лет, около 30% - от 3 до 5 лет, и лишь менее 1% сели на срок до года. К примеру, в Германии 55% обитателей тюрем осуждены на срок до 12 месяцев.

"Мы меняем приоритеты, - продолжает Филимонов. - Наша главная задача - обеспечение прав и свобод человека. А не кара, как это было раньше. Тюрьма должна превратиться в центр социальной адаптации человека. С первого дня его пребывания там мы должны готовить его к выходу на свободу".

Но даже в такой тюрьме-пионерлагере сидеть вряд ли кому-нибудь захочется. О необходимости альтернативных наказаний говорят все. ГУИН начал делать что-то конкретное.

Альтернативные наказания - обязательные работы, ограничение свободы, арест - введут поэтапно: в 2004, 2005, 2006 годах соответственно. Главная проблема - отсутствие денег на финансирование этих механизмов. Иначе ввели бы раньше.

"Ни один адвокат не обжаловал такой приговор"

Эксперимент по апробации нового для России вида наказания ГУИН разработал и провел вместе с международной неправительственной организацией "Международная тюремная реформа". Ее исполнительного директора Пола Инглиша удивляет "открытость ГУИН и готовность России участвовать в реформах пенитенциарной системы". Правда, правозащитники предпочитают называть обязательные работы общественно полезными.

"Испытание" нового вида наказания - обязательных работ - провели сначала в трех регионах России - Томской, Рязанской и Самарской областях. Затем эксперимент расширили, подключив еще Нижегородскую, Саратовскую, Новосибирскую, Кемеровскую, Калужскую и Орловскую области. Экспериментировать провинциалам понравилось. "Они устроили нечто вроде соцсоревнования, - рассказывает и.о. директора "Международной тюремной реформы" по Центральной и Восточной Европе Виктория Сергеева. - Каждая область пыталась привнести что-то свое. К тому же, что-то новое шло не из центра - из Москвы, а наоборот - из регионов".

Обязательные работы добавляют к условным срокам. Всего по девяти регионам было вынесено 445 таких приговоров. "И ни один адвокат их не обжаловал", - поясняет успех эксперимента Сергеева. Работать на благо общества отправляли за незначительные кражи, грабежи, хулиганство. Работали правонарушители в свободное от основной работы время - после окончания рабочего дня, и в выходные. Общий объем работ - не более 60 часов.

Работодатели для "исправляющихся" - и коммерческие, и государственные организации. Замдиректора ГУП "Областной сельскохозяйственный торговый дом" Евгений Фадеев обеспечивал раскаявшихся хулиганов и грабителей фронтом работ. "У нас и склады, и торговая база, и рынки, - рассказал он ГАЗЕТЕ. - Так что фронт работ большой. А зарплаты у грузчиков, дворников - маленькие. Не идут к нам люди. Поэтому, для меня, как для бизнесмена, это - расчет. Я помогаю им "исправиться", и закрываю свои "дыры".

Есть только одна проблема. Пока, по действующему законодательству, работодатель обязан начислить правонарушителю зарплату, а затем - перечислить ее в доход государства. "На таких условиях никто не захочет, - поясняет Олег Филимонов. - Ты найди фронт работ, оставь человека, чтобы руководил и следил - в нерабочее-то время, а потом еще и заплати за это. Проблем больше". ГУИН собирается обращаться с законодательной инициативой об изменении этой позиции. Зампредседателя комитета по законодательству Госдумы Александр Баранников сказал вчера, что депутаты поддерживают эту инициативу. Иначе механизм обязательных работ не будет нормально действовать.

Тюрьмы опустеют на 15-20%

Но главная задача - не увеличить выбор наказаний для судей, а именно разгрузить тюрьмы. По подсчетам специалистов Минюста, когда будут введены все альтернативные виды наказаний, тюрьмы опустеют примерно на 15-20%. На очереди - ограничение свободы. "Это будут специальные учреждения, где днем осужденный будет работать, - поясняет Филимонов. - Ночью же будет уходить домой, к семье. И только в случае, если он плохо себя ведет или живет слишком далеко от исправительного учреждения, он будет оставаться там и на ночь". Такие "санатории" появятся в 2005 году.

В мире существуют десятки способов уберечь человека от тюрьмы. Это и условное предупреждение, когда ему запрещается появляться в определенном месте; и отложенное наказание - человеку дают время, чтобы исправиться, но пристально за ним наблюдают; и поражение в правах - к примеру, в Англии футбольных болельщиков не выпускают на матчи в другие страны; и даже, тюрьмы "отельного" типа - туда осужденный является только на ночь. В России выбор наказаний пока невелик. Да и судьи за десятки лет практики привыкли к тому, что выбирают лишь между реальным и условным наказанием. Реформаторы не уверены, готовы ли судьи к введению альтернатив. "Будут законы, - будут выполнять", - надеются они.

Сейчас судьба альтернативных видов наказаний в России во многом зависит от того, примут или не примут законодатели президентские поправки к УК. Ведь там ассортимент наказаний расширен еще больше: штрафы добавляют едва ли не во все статьи УК, выплату их разрешают в рассрочку - до трех лет. Для тех, кто не имеет постоянной работы будет применяться такой вид наказания, как исправительные работы: осужденного устроят на работу в определенное место, и часть его зарплаты будет идти в счет штрафа, назначенного ему судом. Кроме СИЗО, колоний и тюрем осужденных будут отправлять на поселения. Сегодня в России в тюрьму отправляется 30% обвиняемых. К примеру, в Германии этот показатель - 10%. Так что нам есть куда стремиться.

СПРАВКА

Альтернативные наказания в других странах

Швеция. Девиз Минюста Швеции: "Мы не столь богаты, чтобы содержать армию заключенных", поэтому заключенных в королевстве 4500, плюс 1200 подследственных. Под пробацией (надзорное наказание без лишения свободы) находятся в среднем 10 тыс. человек. Каждый заключенный и подследственный обходится бюджету в 200 долларов ежедневно; каждый, кто занят на общественных работах - в 10 долларов в день. В Швеции 4 степени наказаний, альтернативных тюремному - штраф, надзор, интенсивный надзор, общественные работы. Штраф может быть единоразовым или же определенным процентом от дохода, выплачиваемым в течение установленного судом времени. Отказ или невозможность выплаты штрафа грозит тюремным заключением на срок не более 3 месяцев. Надзор - это необходимость выплачивать штраф и отмечаться в службе пробации, где у осужденного есть свой куратор. Куратор беседует с осужденным, дает рекомендации, или, наоборот, запрещает что-либо. С куратором осужденный проводит практически все свободное от работы время, за исключением сна. При процедуре интенсивного надзора к "живому" куратору добавляется еще и электронный. К лодыжке крепится специальный аппарат, который передает данные о местонахождении заключенного. Следующая степень наказания - общественные работы. Суд назначает осужденному время, в течение которого он должен поливать клумбы, мыть полы в доме престарелых или больнице, подметать улицы.

Франция. Это, пожалуй, страна с самой развитой системой общественных работ. Они применяются к нарушителям правил дорожного движения, людям, которые совершили тяжкие преступления непреднамеренно и впервые, а также к лицам, многократно совершившим мелкие правонарушения. Общественные работы не превышают 240 часов в течение 18 месяцев. Преступник прикрепляется к благотворительной организации или надзорному органу, финансируемому из федерального или местного бюджета. Также во Франции общественные работы могут предшествовать тюремному заключению, то есть преступник сначала трудится на благо общества, а потом сидит в тюрьме.

Чехия. Первая страна бывшего соцлагеря, которая провела реформу заключения, альтернативного тюремному. В чешском Минюсте убеждены: многие преступники стали злостными нарушителями законов именно вследствие тюремного наказания. Если тюремный срок, к которому могут приговорить подсудимого, не превышает 5 лет, то он имеет право на внесудебное урегулирование. Он пишет письмо, где полностью признает себя виновным и обязуется компенсировать весь ущерб пострадавшему. В более тяжких случаях так же, как и в Швеции, осужденному назначается надзор. Кроме того, в качестве профилактической меры судья может рекомендовать поднадзороному, например, "воздерживаться от заключения пари" или "на время прекратить общение с определенными лицами". Возможность такого рода рекомендаций прописана в законодательстве Чешской Республики.

Выпуск N 102 (628) от 5 июня 2003 г. [ N 101 ] [ N 103 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]