Журнал "Индекс" | Единое право |
Создан Международный уголовный судЛорд Рассел остался бы доволен
11 апреля, перед Пленарной сессией Подготовительной комиссии, в здании Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, прошла церемония принятия ратификационных документов от 10 стран одновременно. Римский Статут ратифицировали: Босния, Болгария, Камбоджа, Конго, Ирландия, Иордания, Монголия, Нигер, Румыния и Словакия. Участники торжественной церемонии стоя аплодировали событию.
Таким образом, 66 стран ратифицировали договор о создании Международного уголовного суда. Согласно уставу, отсчет срока действия Римского статута начинается с 1 июля 2002 года. Сам суд начнет действовать приблизительно через 12 месяцев от начала этого срока. Церемония представления Суда может состояться в феврале 2003 г. в Гааге.
Коалиция неправительственных организаций в поддержку МУСа начала свою работу в 1995 году. 17 июля 1998 г. 120-тью государствами был подписан Римский статут. До сего дня договор не подписали такие страны, как Китай, Индия, Пакистан, Индонезия, Ирак, Турция. И почти все тогда были уверены, что потребуется не одно десятилетие, чтобы правительства стран приняли это беспрецедентное политическое решение и были устранены многочисленные легальные препятствия к тому, чтобы Международный уголовный суд стал реальностью. Однако, общими усилиями правительств, международных организаций и гражданского общества, это стало возможным всего через 4 года после Римского форума.
В заявлении Коалиции, представленном на пленарном заседании, говорится о том, что учреждение Суда является самым значительным достижением международного правосудия со времен создания самой ООН. И это не просто победа сторонников создания МУСа, но победа всех потенциальных жертв совершаемых по сей день чудовищных преступлений против человечности, военных преступлений, геноцида. Фактически, сегодня можно говорить о победе новой модели построения и развития международных правовых отношений. Беспрецедентным является и то, что процесс присоединения стран различных регионов мира к Римскому статуту прошел без обычного для ООН создания альянсов противников-сторонников договора. Коалиция надеется, что работа Суда, в том случае, если она будет действительно эффективной и политически неангажированной, станет убедительным аргументом для тех стран, кто и сегодня сохраняет предубеждения в отношении Суда. Международный уголовный суд будет работать согласно строгой правовой процедуре, выработанной на основании базовых международно признанных принципов правовых систем мира. Основным принципом работы суда является комплиментарность. То есть суд вступает в действие в том случае, если национальные юрисдикции не в состоянии или не желают расследовать соответствующие преступления против собственных граждан. Юрисдикция суда автоматически распространяется на случаи преступлений, совершенных на территории стран-участниц, а также на граждан этих стран; суд может рассматривать дела, касающиеся граждан государств, не являющихся участниками договора о МУСе в двух случаях: эта страна должна признать юрисдикцию Суда для данного конкретного случая; суд может вступить в действие после соответствующего обращения Совета безопасности ООН. Кроме того, страны участницы обязаны внести соответствующие изменения в национальное законодательство, обязывающие их расследовать военные преступления, геноцид и преступления против человечности. Все вместе это должно обеспечить международные гарантии наказания за нарушения прав человека и гуманитарного права. Безнаказанность, в том числе и высокопоставленных лиц, должна уйти в прошлое.
Некоторые технические детали дальнейшего процесса учреждения Суда известны уже сегодня. Страны, которые успеют до 2 июля 2002 г. ратифицировать Римский статут становятся полноправными участниками учреждения МУСа и обладают правом голоса на Ассамблее стран-участниц 3-13 сентября 2002 г.. На сентябрьской сессии стран-участниц должны быть окончательно приняты правила и процедуры выборов и назначений судей и прокурора суда. Страны, ратифицировавшие Статут до 1 октября 2002 г. получают право номинировать кандидатуру судьи. Сами выборы состоятся, как предполагается, в январе 2003 г.. Всего должно быть избрано 18 судей. Особое внимание Коалиция уделяет обеспечению прозрачности всех процедур и высоким критериям отбора кандидатов. От того, какими в этом отношении будут первые шаги суда зависит его профессиональный и моральный авторитет, его общий успех.
Что касается финансовой стороны существования МУСа: он будет существовать на взносы стран, ратифицировавших договор. Доля участия исчисляется по тем же правилам, что и в случае вклада в бюджет ООН - в соответствии с уровнем благосостояния государства. Таким образом, основная финансовая нагрузка (в отсутствии США и Японии) сегодня ляжет на Германию, Францию и Великобританию.
Жесткую оппозицию Суду по прежнему демонстрирует официальная Америка. В администрации президента заявляют, что договор никогда не будет направлен в Сенат на ратификацию. Говорят и о возможном отзыве американской подписи под Римским статутом. Однако в Америке немало сторонников Суда. Сторонниками ратификации Римского статута выступают Американская ассоциация юристов, Независимая коалиция студентов в поддержку МУСа, правозащитные группы. Совсем недавно в Консультативный совет Студенческой коалиции дал согласие войти Дэвид Шеффер, бывший главный американский представитель от администрации Клинтона на переговорах в ООН по Международному уголовному суду. Студенческая коалиция, образованная в 2000 году, - единственная американская молодежная организация в поддержку Суда. Члены этой организации настаивают, что президент Буш не может заявлять свою позицию в отношении МУСа от имени всех американцев, и особенно от американского студенчества. Сторонники Суда уверены, что негативное или настороженное отношение к Международному уголовному суду питается простым незнанием основных принципов и гарантий его функционирования, - администрация Буша играет именно на этом.
Ричард Дикер, директор международных программ крупнейшей международной правозащитной организации Human Rights Watch полагает, что именно эта неосведомленность определяет успех пропагандистской компании против МУСа, когда в крайне мрачных красках и в разных сценариях рисуется, как невиновного американского гражданина преследуют представители правительств стран, враждебных американской демократии. Дикер надеется, что подобная примитивная пропаганда сойдет на нет, когда Суд реально начнет работать и в его составе будут судьи из Соединенного Королевства, Германии, Канады, Южной Африки, Сенегала, Аргентины и т.д. -иначе говоря, из стран, уважающих власть закона. Странам с хорошей правовой системой вообще нечего в этом случае бояться - деяния, международно признанные преступлениями, могут расследоваться и в их национальной юрисдикции.
Елена Ознобкина