Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера>>

Александр Зимбовский

Дело Максима Петлина. Как стать вымогателем

Из статьи Макса Петлина «Кудояровым может стать каждый», написанной им в СИЗО: «В нашей стране любой, открыв Уголовный кодекс, найдет там статью для себя – достаточно вспомнить, как давно вы пользовались нелицензионной программой или высказались нелицеприятно о власти или чиновниках в ЖЖ, интернет-форумах или чате – все это уголовно наказуемые деяния. Такие, вполне безобидные факты в биографии гражданина России вполне могут стать поводом для возбуждения уголовного дела.

Конечно, ни один суд не «закроет» человека – например, вас, – немедленно в СИЗО по «клевете». Сразу – не «закроет», но вот когда «потерпевший» представит следователю видеозапись, на которой к «потерпевшему» подходит некто, тычет в него палкой, да еще приложит заявление, в котором напишет, что это было вооруженное нападение неизвестного лица и что это неизвестное лицо было послано, например, вами и угрожало убить «потерпевшего» и всю его семью, если обвинение в клевете не будет «потерпевшим» отозвано, – то любой суд, не озадачившись доказательствами, будет готов отправить вас в СИЗО – и вот вы уже там. Легко и быстро».

По решению суда 26 августа был арестован и заключен в следственный изолятор депутат Екатеринбургской городской думы пятого созыва Максим Петлин. Ему была инкриминирована ст. 290, ч. 5. УК РФ («Вымогательство взятки в особо крупном размере, совершенное должностным лицом»).

По версии следствия Максим Петлин:

1. «…Воспользовавшись личными связями в Администрации г. Екатеринбурга, получил от неустановленного лица доступ к ряду документов о строительстве на ул. Репина…» (по чисто субъективному мнению автора статьи, будь у Петлина личные связи в администрации Екатеринбурга, он не оказался бы там, где оказался. – А.З.).

2. «…Написал в общей сложности 25 обращений и заявлений в органы муниципальной и государственной власти, в которых намеренно изложил недостоверные сведения: об отсутствии разрешения на производство строительных работ и государственной экспертизы проекта, о проведении работ в санитарно-защитной зоне Широкореченского кладбища, о самовольном захвате участка…» (интересно, что и прокуратура, и уставной суд не сочли эти сведения недостоверными. – А.З.)

3. «…Так же преступно используя свои полномочия депутата, распространял вышеуказанные сведения в сети Интернет, делал заявления для СМИ…».

4. «…Давал поручения членам партии «Яблоко» и жителям улицы Репина блокировать стройку, сам блокировал стройку, организовывал митинги и пикеты, звонил по телефону 02 и вызывал сотрудников ОП № 8, используя свои должностные полномочия депутата…» (то есть деятельность в защиту прав граждан следствие сочло уголовным преступлением. – А.З.).

5. По мнению следствия, осуществив все вышеперечисленное, Петлин потребовал с застройщика («Форум Групп») много денег за прекращение общественной кампании.

Следует отметить, что у людей, знавших Петлина, участвовавших в общественной деятельности вместе с ним, совершенно другая точка зрения на произошедшее.

«Его арестовали за его активность. За то, что он боролся против точечной застройки, добивался возвращения выборов мэра, участвовал в организации «маршей несогласных»!» – заявляет член Екатеринбургской ОНК Вячеслав Башков.

Также Вячеслав Башков обращает внимание на то, что оперативное сопровождение по данному делу велось ФСБ (немножко странно для преступления общеуголовного характера, не так ли? – А.З.), причем следственные действия начались, как видно из материалов дела, 02.02.2011, то есть до того как представители «пострадавшей» от «вымогательства» Петлина кампании подали заявление.

Сам Максим Петлин неоднократно заявлял по данному поводу, что:

«Все переговоры с руководством ЗАО «Форум Групп» проходили исключительно по их инициативе, никаких угроз, требований, обусловленных угрозами в рамках этих переговоров я не выдвигал. Наоборот, руководство «Форум Групп» само предложило остановить вырубку деревьев, внести изменения в проект строительства (убрать открытые парковки), оказать финансовую помощь в реализации социальных и партийных проектов».

«При расследовании подобного дела обязательным является проведение лингвистической экспертизы, – объясняет ситуацию Шестопалов Максим Александрович, адвокат Петлина. – В данном случае эксперты, причем эксперты, назначенные по ходатайству следствия, изучив расшифровку аудиозаписи переговоров, установили, что никакие угрозы, требования со стороны Петлина в ходе переговоров не выдвигались».

На вопрос, почему, несмотря на такой результат экспертизы, уголовное преследование Петлина продолжилось, защитник заявил, что, с его точки зрения, в данном случае правосудие защищает интересы крупной финансовой группы, и пояснил: «я не могу сказать, почему следствие ведется именно так. Оснований полагать, что следователь подкуплен, у меня нет. Однако следователь работает не сам по себе, а в соответствии с полученными указаниями».

Дополнительно следует отметить, что Макса Петлина взяли под стражу со второй попытки. В первый раз судья отказалась удовлетворить ходатайство о заключении Макса в СИЗО, однако несколько месяцев спустя директор ФГ Воробьев заявил, что некто, действуя от имени Петлина, угрожал ему (Воробьеву) пистолетом и требовал, чтобы на предстоящей повторной очной ставке он (Воробьев) изменил свои показания и оправдал Петлина.

Эпизод, конечно, вопиющий, при этом особо вопиющими представляются следующие обстоятельства:

– «наезд» происходил в закрытом дворе хорошо охраняемого элитного дома. Причем охрана не только не задержала мазурика, но и даже не вызвала милицию (как удалось выяснить адвокату, никто из охранников не был впоследствии уволен за служебное несоответствие. – А.З.);

– в качестве единственного свидетеля «наезда» выступает мать владельца ФГ Черепанова;

– сам Воробьев заявил о произошедшем только спустя несколько дней, объяснив, что в день нападения находился в шоковом состоянии;

– требования нападавшего были, с процессуальной точки зрения, бессмысленны, ибо к тому моменту защите уже было отказано в проведении повторной очной ставки.

Впрочем, судью эти обстоятельства совсем не озаботили. Он задал адвокату риторический вопрос: «Вы что, следователю не верите?», и принял решение о помещении неудобного депутата под стражу.

В настоящее время Макс Петлин ожидает рассмотрения своего дела, находясь в СИЗО № 1 г. Екатеринбурга.

<Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу