Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера>>

Евгений Ихлов

Беспредел в законе

О законодательном обеспечении «секций дисциплины и порядка»

Е. Ихлов – руководитель Информационно-аналитической службы ООД «За права человека».

В последнее время поступает все больше сообщений о беспорядках и акциях протеста в учреждениях Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) РФ. В правозащитные организации приходят многие сотни, если не тысячи обращений от заключенных и их родственников, сообщающих о грубых и систематических нарушениях прав человека. Анализ обращений позволяет выявить, что среди основных причин происходящего – секции «дисциплины и порядка» (СДиП,) «самодеятельные организации» осужденных, создание которых прямо предписано действующим законодательством (ст. 111 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ).

Существует представление, что нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность СДиП, дескать, вполне конституционны, а все беззакония – результат эксцессов исполнения на местах, как любят говорить, «результат конкретных нарушений конкретных лиц». Именно так обычно утверждают представители Минюста и Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН РФ).

Это – непоколебимая официальная позиция пенитенциарного ведомства. Современные российские правоведы рассуждают так: «Система исполнения уголовных наказаний в недалеком прошлом советских исправительно-трудовых лагерей пережила период, когда одни осужденные повсеместно наделялись административно-распорядительными функциями по отношению к другим. В условиях отсутствия надлежащего контроля за их деятельностью приносило в ряде случаев беды и страдания для основной массы отбывающих наказание. Действующий закон запрещает предоставлять членам самодеятельных организаций дополнительные льготы и наделять их полномочиями администрации исправительного учреждения.

Как пример можно даже привести тот аргумент, что осужденные имеют право объединяться против засилья блатных. Однако все эти благие намерения разбиваются о реальность, а именно, превращение части осужденных – при содействии администрации – в некий эквивалент «капо» в нацистских концлагерях (сравнение В. Абрамкина) или полицаев на оккупированной территории (сравнение Г. Резника).

Выступая на проведенных 23 октября Фондом «В защиту прав заключенных» и другими правозащитными организациями в Центральном доме журналистов Общественных слушаниях, «Российская практика содержания заключенных: наследие нацизма и ГУЛАГа?», Т. Морщакова, Г. Резник и М. Полякова констатировали антиконституционный характер не только разделения осужденных на две различные «касты» с различными правами, но и само наименование секции «дисциплина и порядок», поскольку поддержание правопорядка и связанное с этим принуждение – исключительная прерогатива государства.

Однако, если углубиться в тексты УИК РФ и ведомственных документов, то в них обнаруживается глубокое внутреннее противоречие и, более того, существуют нормативные положения, которые прямо провоцируют на беззаконную деятельность членов СДиП.

Рассмотрение проблемы СДиП необходимо начать с другого законодательного положения, буквально обрекающего администрацию на стравливание осужденных. Речь идет о норме ст. 84 УИК РФ (Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях): «1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. 2. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции».

Поэтому, чтобы узнать у осужденного то, что он тщательно скрывает, а именно, ранее совершенное преступление, администрация оказывается вынуждена:

а) вербовать осведомителей-провокаторов, функции которых радикально отличаются от простого информирования о готовящемся или совершенном нарушении закона и внутреннего распорядка;

б) поощрять оказание психологического и иного (в том числе физического) давления на осужденных с целью получения от них «явок с повинной» – действия, которые удобней проводить руками заключенных.

Теперь, учтя все вышесказанное, обратимся непосредственно к статье 111 УИК РФ (Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы): «1. В исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных к лишению свободы, которые работают под контролем администрации исправительных учреждений. 2. Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления. 3. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания. 4. Члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами. Самодеятельные организации осужденных и их члены не могут обладать полномочиями администрации исправительного учреждения. 5. Порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных определяется Министерством юстиции Российской Федерации. 6. В исправительных учреждениях из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных создаются советы коллективов исправительных учреждений. В исправительных учреждениях могут создаваться и иные самодеятельные организации осужденных, если их деятельность направлена на решение задач, указанных в части третьей настоящей статьи. 7. В тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, самодеятельные организации не создаются».

Таким образом, даже из этого вытекает, что на осужденных-«секционистов» закон возлагает участие в поддержании дисциплины и порядка, то есть прямые функции правоохранительного характера, приблизительно совпадающие с функциями Добровольных народных дружин (ДНД). Но члены ДНД законодательством выделены в особые условия, чего нет и не может быть в отношении членов актива колоний.

А ведомственные акты еще больше расширяют права членов СдиП. Формально даже не все сотрудники администрации наделяются такими полномочиями, а именно – вести воспитательную работу.

Вот «Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний: [ Утверждено Приказом Министерства юстиции РФ от 8.06.2005 года № 79, Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 22.06.2005 г. № 6742. ] «I. Общие положения 1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее – ИУ, учреждения). 2. Деятельность самодеятельных организаций осужденных осуществляется с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации и настоящего Положения. 3. Самодеятельные организации осужденных работают под контролем администрации ИУ. Непосредственный контроль за формированием и деятельностью самодеятельных организаций осужденных, соблюдением уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в процессе их деятельности возлагается на начальника ИУ, а также на уполномоченных им должностных лиц из числа администрации учреждения. 4. Члены самодеятельных организаций не пользуются дополнительными льготами (например, не освобождаются от участия в трудовом, учебном процессе и мероприятиях, обязательных для всех осужденных). 5. Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

В характеристиках, направленных администрацией учреждения в суд для решения вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, помиловании, изменении вида ИУ, предоставлении права передвижения без конвоя или сопровождения за пределами ИУ, а также проживания за пределами территории ИУ, замене неотбытой части наказания более мягким, а также при рассмотрении вопросов об изменении условий отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии, отражается участие осужденных в деятельности самодеятельных организаций.

6. Самодеятельные организации осужденных и их члены не могут обладать полномочиями администрации учреждения. Направления их деятельности, права и обязанности руководящих органов и членов самодеятельных организаций осужденных определяются в соответствии с настоящим Положением с учетом вида ИУ и конкретных условий его функционирования. 7. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации ИУ в поддержании дисциплины и порядка; формирование здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

II. Основные организационные формы самодеятельных организаций осужденных 8. Самодеятельные организации осужденных учреждения, как правило, состоят из советов коллективов осужденных отрядов и совета коллектива осужденных учреждения. 9. При совете коллектива учреждения с целью общего руководства активом общественных формирований осужденных создаются: секция дисциплины и порядка; секция общеобразовательного и профессионального обучения; секция трудовой адаптации; секция пожарной безопасности; секция досуга, совета клуба и библиотеки; физкультурно-спортивная секция; секция общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакции стенгазеты учреждения; секция социальной помощи; другие секции.

10. При совете коллектива отряда для руководства и проведения повседневной деятельности создаются: секция дисциплины и порядка; секция трудовой адаптации; секция пожарной безопасности; санитарно-бытовая секция; секция досуга; секция общеобразовательного и профессионального обучения; физкультурно-спортивная секция; другие секции…

33. Члены секции дисциплины и порядка посредством рейдов, а также бесед с лицами, допускающими нарушения установленного порядка отбывания наказания, проводят работу по: поддержанию дисциплины и порядка среди осужденных в жилой и производственной зонах, столовой, учебных классах и местах отдыха; формированию у осужденных уважительного отношения к человеку, общественным нормам, правилам и традициям человеческого общежития; созданию в учреждении (отряде) здорового морально-психологического климата; воспитанию осужденных в духе соблюдения законности; стимулированию правопослушного поведения. Руководитель секции дисциплины и порядка присутствует на заседании комиссии учреждения по вопросам постановки и снятия осужденных с профилактического учета».

Обратим внимание, что в дополнение к правам, данным «активистам» законом, подзаконный акт (Приказ) дает им право на проведение рейдов (а это однозначно правоохранительная функция), а также идеологические (воспитательные) функции. Зададим себе вопрос: каким образом члены СДиП могут стимулировать других осужденных, если закон формально их самих не наделяет никакими привилегиями? Или быть не битым и не «опущенным» – это само по себе отменный стимул?!

<Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу