Акции протеста заключенных – осень 2007 года
Кемеровская область
20 сентября
По информации родительского комитета защиты заключенных, недавно созданного в Кемеровской области, 11 заключенных, находящихся в ЛИУ-16 пос. Абагур Лесной (лечебная колония для больных туберкулезом; Новокузнецкий район Кемеровской обл.), объявили голодовку. От заключенных постоянно поступали жалобы на систематическое физическое насилие со стороны администрации, незаконное ограничение передач, нарушение правил внутреннего расписания. 19 сентября колонию посетил прокурор области Д. Гейтман, который заявил, что все жалобы беспочвенны и что уполномочен решать эти вопросы оперуполномоченный А. Глеков (который, заметим, известен своим жестоким обращением с заключенными в ИК-4 (п. Шерегешь)). Заключенные расценили данное заявление как прямую угрозу им за жалобы и подали заявление о голодовке от 11 осужденных. Они потребовали встречи с прокурором, Уполномоченным по правам человека в Кемеровской области и правозащитниками. Уже 21 сентября число участников голодовки увеличилось до 100 заключенных. Поступают сообщения об избиениях заключенных. У колонии собрались родственники и журналисты. Их не пускают в колонию.
Санкт-Петербург
24 сентября
Сотрудники ГУ ФСИН Петербурга и Ленобласти проводят превентивные мероприятия против готовящейся в следственном изоляторе № 1 «Кресты» акции неповиновения. Как сообщили в пресс-службе ГУ ФСИН, из достоверных источников стало известно, что арестанты «Крестов» готовят голодовку. Акция, по данным тех же источников, спланирована авторитетами и лидерами преступной среды, находящимися на свободе. Нечто подобное происходило в учреждениях питерской пенитенциарной системы в феврале 2004 года. ФСИН обещает не допустить голодовки заключенных. Представитель ведомства отметил, что пока не располагает точной информацией о намерении заключенных начать акцию неповиновения, подчеркнув, что в настоящее время обстановка в «Крестах» спокойная.
Между тем в минувший четверг группа из 17 подростков, которые содержатся в «Крестах» по обвинению в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, устроила бунт, требуя смягчения норм режимного распорядка. Ситуацию удалось нормализовать без применения физической силы, хотя на место был вызван отряд спецназа. Следственным управлением при прокуратуре возбуждено уголовное дело по статье «дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества».
Ярославская область
3 октября
На голодовку за свободу решился заключенный ИК-2 Рыбинска Евгений Семейкин. Почти два года он отбывает наказание за преступление, которого он не совершал (разбойное нападении на семью из Архангельска). В начале этого года была задержана банда из Углича, один из членов которой признался в преступлении, за которое был осужден Семейкин. В конце сентября областной суд признал виновными в этом преступлении угличских бандитов. Однако и после приговора суда Семейкин остается за решеткой. По закону освободить его может только оправдательное решение суда. Но оно не будет принято, пока приговор другим за это преступление не вступит в силу. Как сообщил отец Евгения Александр Семейкин, этот процесс может растянуться на несколько месяцев. Поэтому в знак протеста его сын объявил бессрочную голодовку, которая будет длиться до тех пор, пока его не освободят. Заключенный – инвалид второй группы, голодовка может серьезно сказаться на его здоровье.
Прокурор по надзору за исполнением законодательства в исправительных учреждениях по Ярославской области Сергей Касаткин заявил: «Семейкину будут созданы все необходимые условия, будет обеспечено ежедневное медицинское наблюдение, как это предписывается новым уголовно-исполнительным законодательством. Это дело взято под контроль лично прокурором области, и с нашей стороны будут все моменты отслеживаться, если будут какие-то последствия».
Самарская область
8 октября
Вчера в самарской исправительной колонии строгого режима № 6 вспыхнул бунт. Его причиной стала смерть одного из осужденных, в отношении которого администрация применила «спецсредства». В ИК-6 (пос. Управленческий) отбывают срок две тысячи человек. 200 из них в обед отказались от «пайки» и нелегально, по сотовым телефонам. сообщили о волнениях родственникам и журналистам. Акция протеста обернулась многочисленными жалобами на условия отбывания наказания, на качество медицинской помощи и организацию питания. Для того чтобы разобраться в ситуации, в ИК № 6 прибыл начальник Управления службы исполнения наказаний Самарской области Валерий Яковлев. Он заявил, что по факту смерти осужденного проводится проверка. Если подтвердится информация о том, что смерть наступила по причине избиения резиновыми палками, будет возбуждено уголовное дело. Слухи о том, что за колючей проволокой пришлось стрелять, чтобы усмирить осужденных, официально опровергаются.
«Шестерка» считается образцово-показательной колонией. Сюда привозили звезд цирка и эстрады, построили Дворец культуры, работает театральная студия, и даже есть свое телевидение. Сотрудники ГУФСИН не исключают, что в ИК организована провокация. За последние 10 лет в Самарской области было три бунта заключенных. Самый значительный из них произошел 29 августа 2004 года в новокуйбышевской колонии строгого режима № 3.
Свердловская область
8 октября
В Свердловской области осужденные одной из колоний объявили голодовку – около сорока человек из 55-й колонии Ивдельского района отказались от приема пищи.
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области 8 октября дало следующий официальный комментарий: «7 октября в ИК общего режима г. Ивдель в 19.00 несколько осужденных заявили о намерении начать голодовку. Были выдвинуты заведомо противоречащие законодательству требования о смягчении предусмотренного УПК РФ и другими нормативами режима содержания и правил внутреннего распорядка. Спустя несколько часов, в районе 23.00, после проведенной разъяснительно-воспитательной работы, все участники противоправной акции отказались от своих намерений. Обстоятельства произошедшего будут уточнены в ходе проверки, которая в настоящее время проводится ГУФСИН по Свердловской области».
17 октября
В Кировграде Свердловской области в результате беспорядков в колонии для несовершеннолетних погибли три человека. Федеральная служба исполнения наказаний РФ сообщает, что «погибли два осужденных и один сотрудник», один заключенный скончался от огнестрельного ранения, а еще один находится в реанимационном отделении больницы. Кроме того, пострадали шесть работников колонии и семь заключенных. «Семь заключенных ночью попытались преодолеть основное ограждение колонии и были замечены караулом, который предупредительными выстрелами попытался пресечь попытку побега, после чего группа заключенных попыталась попасть на караул и отобрать оружие», – сказано в комментарии ФСИН. Тогда сотрудники охраны открыли стрельбу на поражение. От огнестрельного ранения погиб один осужденный. Всего в колонии находились 463 заключенных, в том числе 365 несовершеннолетних, осужденных за особо опасные преступления.
Кировградский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Свердловской области возбудил уголовное дело по факту инцидента в воспитательной колонии по четырем статьям УК РФ. Дело возбуждено также по ст. 206 УК РФ (захват заложника) и ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов). Ранее сообщалось о возбуждении уголовного дела по ст. 105 УК РФ (убийство) и ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки). Уголовное дело принято к производству следственным управлением по Свердловской области. На место происшествия выехала следственно-оперативная группа. Проводится расследование.
В Кировград направлена также комиссия Минюста РФ для проверки всех обстоятельств произошедшего. Уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова также выехала в колонию Кировграда, чтобы на месте изучить обстоятельства беспорядков.
Причиной беспорядков в воспитательной колонии в Кировграде стало нежелание части осужденных переходить во «взрослую» колонию, поскольку в воспитательных колониях для несовершеннолетних условия содержания лучше.
Российские правозащитники намерены провести независимое расследование инцидента в колонии.
Ленинградская область
29 октября
Массовые беспорядки произошли 25 октября в колонии общего режима в Металлострое (Колпино). Локализовать их удалось в ходе переговоров заключенных и руководства ГУ ФСИН по Петербургу и Ленобласти. «Коллег» из Металлостроя поддержали в 3-й колонии в Форносово – около полутора тысяч человек не вышли на вечернюю поверку. Накануне здесь около 500 заключенных отказались от приема пищи. В ГУ ФСИН уверены, что все происходящее – результат подрывной деятельности вольного криминалитета в канун выборов. Заключенные утверждают, что все это – «дела семейные», которые не несут в себе такого глобального подтекста.
Беспорядки в Металлострое начались днем. После обеда в помещении штрафного изолятора (ШИЗО) палками были избиты несколько заключенных. (По официальной версии, это был всего лишь слух.) Заключенные двинулись в сторону ШИЗО. По дороге было разбито стекло в дежурной части и подожжено несколько «будок», которые делят зону на локальные участки. До кровопролития не дошло.
От заключенных известно, что они успокоились, когда фсиновцы пообещали им уволить неугодного зама и еще ряд особо ретивых сотрудников колонии. По официальным данным, инцидент был исчерпан после разъяснительной работы, которую провел с заключенными лично начальник питерского ГУ ФСИН Владимир Маленчук.
По факту произошедшего будет проведена служебная проверка. Уголовное дело возбуждено по статье 212, часть 2, УК РФ (участие в массовых беспорядках).
Заключенные ИК № 5 в Металлострое написали коллективное заявление в адрес правозащитной организации «За гражданские права», подписи под ним поставили около 300 человек. Однако передать письмо они не могут. По данным правозащитников, в заявлении указываются истинные причины, приведшие к бунту в колонии, – ужесточение режима, издевательское отношение к осужденным, участившиеся избиения и т. д.
Самарская область
6 ноября
В тольяттинской воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников ее воспитанники накануне попытались устроить беспорядки. Ситуацию удалось нормализовать без применения силы, сообщил Юрий Калинин.
«Прошедшей ночью группа из примерно десяти осужденных несовершеннолетних, настроенных негативно, взобралась на крышу, заманив туда уговорами и угрозами еще несколько десятков подростков, и попыталась устроить акцию неповиновения. Для того чтобы ситуация не вышла из-под контроля, к колонии были подтянуты дополнительные силы, но, к счастью, обстановка нормализовалась без каких-либо серьезных последствий и пострадавших», – рассказал Калинин. По его словам, подавляющее большинство осужденных подростков, а их в этой колонии 270 человек, не поддержали зачинщиков. Сперва молодых людей попытались уговорить спуститься, но затем была вызвана группа спецназа, которая спустила их оттуда силой. При этом оружия и спецсредств не применяла, за исключением нескольких шумовых гранат.
По факту противоправных действий и призывов к неповиновению возбуждено уголовное дело.
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин пообещал приложить все усилия для расследования обстоятельств инцидента в колонии для несовершеннолетних в Тольятти. По его мнению, серия подобных инцидентов говорит о серьезных проблемах в колониях, а также о том, что «влияние криминалитета извне ложится на благоприятную почву этих проблем».
Астраханская область
15 ноября
Волнения в ИК № 10: недавно возле исправительной колонии общего режима № 10 собрались родственники заключенных. По словам матерей и жен, за стенами колонии их дети и мужья подвергаются избиению. По информации родственников, полученной от осужденных, в колонию несколько раз приезжал спецназ и избивал их. Родственники сообщают: «Спецназ якобы проводит учения. На наших детях и мужьях тренируются, как на живых манекенах. Родные попросили нас прийти к зданию колонии, встать живой стеной и не пропустить спецназ. В день нашего прихода спецназ не приехал, наверное, мы их спугнули».
Выходом из этой ситуации родственники заключенных видят создание родительского комитета – зарегистрированной в Минюсте общественной организации, куда бы заключенные смогли обратиться и пожаловаться без страха и опасений.
Заместитель начальника УФСИН по Астраханской области полковник Владимир Куликов заверил, что никаких фактов избиения в исправительной колонии № 10 не было, что подтверждают проверки прокуратуры, а также правозащитные организации города, замначальника УФСИН России и другие источники.
В тревожную ситуацию вмешался Уполномоченный по правам человека. По его поручению в исправительную колонию общего режима № 10 выехал руководитель аппарата Даниар Батрашев. Заключенных по громкоговорящей связи оповестили о прибытии представителей Уполномоченного, предложили лично подать жалобу. Но из всех осужденных обратилось только три человека. Причем, по словам Даниара Батрашева, их пояснения по якобы случившейся ситуации противоречили друг другу. Проверяющие обратились в медчасть, где предложили заключенным показать следы избиений, но таковые тоже отсутствовали. Что же породило слухи об «избиениях»?
Свое мнение о волнениях «отрицательно настроенных заключенных» высказал сотрудник одной их астраханских колоний: «Я считаю, что до Астрахани докатилась всероссийская волна неповиновения. В некоторых случаях поводом для возмущений заключенных становятся плохие условия содержания, в той же «десятке» не хватало спальных коек… Наведение и ужесточение порядка на зонах не нравится криминалитету».
Руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека Даниар Батрашев, комментируя ситуацию вокруг ИК № 10, сказал: «Уполномоченный по правам человека еще раз обратил внимание на то, что необходимо строго и неукоснительно соблюдать права осужденных, уважать достоинство личности. Уполномоченный намерен в самое ближайшее время поставить перед руководством УФСИН по Астраханской области вопрос об общественных советах при исправительных учреждениях. Создание таких советов полезно со всех точек зрения – это и помощь осужденным в их социально-бытовом обустройстве, и гражданский контроль над местами заключения. Что касается жалоб и претензий, то, если имеются конкретные факты, сами осужденные и их родственники могут обращаться с заявлениями к Уполномоченному по правам человека».