Ирина Протасова
Опыт взаимодействия
Ирина Протасова -- председатель РОО "Человек и Закон"
Утверждение, что система исполнения наказаний в России является до сих пор "закрытой" для общества, уже не совсем верно, по крайней мере, в Республике Марий Эл. Длительное взаимодействие УФСИН по Республике Марий Эл и правозащитной организации "Человек и Закон" приносит свои положительные результаты.
В 2002 году мы впервые обратились к руководству Новотроицкой воспитательной колонии с предложением вести с ребятами курс занятий по правам человека. Нам пошли навстречу. Была собрана группа из 30 человек, с которой юристы организации и студенты занимались каждую неделю в течение полугода. За это время мы начали понимать, что знаний по правам человека недостает в первую очередь сотрудникам. У ребят начались трудности во отношениях с персоналом. Тогда было предложено начать работу по просвещению сотрудников колонии. Зародился небольшой проект, в ходе которого мы стали проводить с сотрудниками мини-семинары по правам человека в сочетании с психологическими аспектами работы в колонии. Эти начинания были активно поддержаны руководством УФСИН РФ по Республике Марий Эл, особенно с приходом нового руководителя Манвела Араратовича Айряна, который предложил также обратить внимание на сотрудников взрослых колоний.
Рассказывая о нашей нынешней работе, следует отметить, что, во-первых, в 2004 году был сформирован Общественный совет при начальнике УФСИН РФ по Республике Марий Эл. До 2007 года совет состоял только из представителей общественности, его председателем совета была избрана я, руководитель правозащитной организации "Человек и Закон". Активность совета вызывает положительные отклики и в других регионах России, например, его членов приглашают в соседнюю Чувашию для обмена опытом. Основная цель работы совета - сделать открытой для общества обстановку в колониях республики и проводить постоянный общественный контроль мест лишения свободы. Каждые три месяца члены совета посещают колонии, общаются с осужденными и персоналом, высказывают рекомендации начальникам колонии, и большинство из них выполняется. С этого года, по инициативе членов совета, в его состав были приглашены представители министерств и ведомств республики, что дает возможность оперативнее решать возникающие проблемы. Например, было решено, что общественники и представители Министерства труда и социального развития объедут все колонии республики с тем, чтобы изучить условия труда осужденных и дать рекомендации по их улучшению, а также по поводу освещения проблемных вопросов в СМИ. Такая же поездка планируется совместно с представителем Минздрава, чтобы дать консультации осужденным по вопросам ВИЧ и другим заболеваниям и механизмам обращения за помощью. Начальник УФСИН по Республике Марий Эл включает членов совета в состав комиссий, которые проверяют условия содержания осужденных и их защиту. И если выявляются какие-то нарушения, совместными усилиями они устраняются. Мы в динамике видим, как с каждым годом улучшаются условия содержания.
Вне рамок работы совета общественная организация "Человек и Закон" совместно с УФСИН разработала график выезда юриста организации в колонии для консультирования осужденных и персонала. Согласно графику, юрист организации Игорь Воронов вот уже три года ежемесячно выезжает в каждую колонию республики. Осужденные приходят к нему даже после освобождения. Такая работа хоть отчасти обеспечивает осужденным право на защиту. Адвокаты едут в колонию только за деньги, а мы понимаем, что у осужденных, как правило, денег нет. Кроме того, эти визиты разряжают обстановку внутри колоний и облегчают работу сотрудников.
Несмотря на тесное взаимодействие с ФСИН, мы тем не менее в случае нарушений прав человека отдельными сотрудниками помогаем осужденным обратиться в суд, предоставляем юридическое сопровождение и даже выигрываем дела. Руководство УФСИН понимает, что хотя у нас имеется договор о партнерском взаимодействии, мы являемся правозащитной организацией и в любом случае будем выполнять свою работу. Нам удалось даже провести общественное расследование факта жестокого обращения в одной из колоний республики.
Через наши семинары по правам человека прошло более 300 сотрудников УФСИН, мы выпустили правозащитную литературу, которая имеется в каждом отряде каждой колонии.
С 2007 года в рамках проекта "Гражданское общество на защите прав осужденных" организация с привлечением других общественников совместно с отделом воспитательной работы УФСИН РФ по Республике Марий Эл стала выезжать во все колонии с лекциями, выставками и фильмами о правах человека. Был составлен график выездов, согласованный со всеми службами УФСИН, что позволяет беспрепятственно осуществлять проект.
Что касается Новотроицкой воспитательной колонии, то с 2002 года совместно с отделом воспитательной работы колонии организацией "Человек и Закон" там было реализовано более восьми проектов. Могу смело сказать, что те эксперименты, которые мы проводим совместно с УФСИН, очень положительно отражаются на ребятах, многие из которых продолжают общаться с нами после освобождения. Там проводятся "круглые столы", карнавалы на Новый год, вечера бардовской песни, встречи с интересными людьми, костры с картошкой, выездные лагеря, рождественские гадания, организуется кукольный театр, с которым ребята будут выезжать в детские дома, конкурсы на самых успешных воспитанников и воспитателей и многое другое.
Пожалуй, больше всего нашей работе препятствует режим, особенно в детской колонии. Не всегда удается проводить запланированную реабилитационную работу, а также заинтересовывать сотрудников во внедрении новых форм работы с ребятами, не всех отпускают за пределы колонии. Некоторые воспитатели пассивны, у них нет ни времени, ни желания заниматься с ребятами.
Отдельные сотрудники до сих пор не видят смысла в нашей работе, наше присутствие в колониях для них - лишняя нагрузка. Но самое ужасное - вся наша работа может в любой момент прекратиться по воле руководителя УФСИН. Хорошо, что нынешний осознает ее важность, однако законом присутствие и формы присутствия общественников внутри системы не урегулированы.
К тому же желающих работать в колониях немного, даже из числа членов общественных организаций, и поэтому инициативы, появляющиеся на местах, нуждаются в законодательной поддержке.