Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера>>

Владимир Ступаков

Школа для осужденных

Ничего сверхъестественного от посещения колонии я не ждал. Ведь понятно, куда едем. Да и немного странной была сама цель: организация дистанционного обучения в пенитенциарном учреждении. Впрочем, мы сами затеяли проект "Школа для всех"...

Наша "Телешкола" с 2002 года совместно с издательством "Просвещение" разработала образовательную платформу для системы дистанционного обучения (www.internet-school.ru) для учащихся 10-11 классов с использованием интернет-технологий.Это единственная в России лицензированная школа дистанционного обучения. После трех сумасшедших лет работы (приходилось организовывать дистанционное обучение по всей стране, работать с учениками и родителями...) наступили почти спокойные будни - механизм был налажен. Тут и родилась идея организовать дистанционное обучение в колонии.

В марте 2005 года состоялись наши встречи с сотрудниками Главного управления ФСИНа, и, к некоторому нашему удивлению, мы получили "добро". Главный принцип нашей интернет-школы - интерактивное обучение. То есть учащийся, сидя за компьютером, самостоятельно изучает предмет, а в конце каждого урока - тесты, оценивающие в режиме оn-line, лабораторный практикум удаленного доступа и многое другое. К такому и в обычной-то школе не все привыкли... Теперь нам надо было не только поставить оборудование в колонию, но и организовать доступ в Интернет.

Конечно, здесь сразу возникают вопросы: разве можно пускать осужденных в глобальную сеть? Впрочем, современные компьютерные технологии позволяют открывать локальную версию, то есть компьютер ученика может "читать" только школьные уроки. Но при разнообразии мультимедийных форм, наличии интерактивных тестов и неограниченных возможностях компьютерной графики преподаватель всегда сможет разнообразить свою лекцию.

После долгих обсуждений, решений и телефонных переговоров нам предложили провести эксперимент в Покровской исправительной колонии Владимирской области. Почему именно там? Да потому, что у них вообще нет школы.

Как известно, право на образование является одним из неотъемлемых прав граждан, гарантированных Конституцией РФ и закрепленных международными актами и конвенциями. В частности, Европейскими пенитенциарными правилами предусмотрено осуществление разносторонних программ обучения в каждом месте лишения свободы.

В соответствии с действующим законодательством РФ задача обеспечения условий для получения осужденными основного общего образования возложена на администрацию исправительного учреждения. В одном из СИЗО я видел буквальное исполнение закона. Камера, вместо шконок - столы, на стене - две жидкие полочки с разномастными учебниками. "Заходи!", "Разобрать учебники!", "Сидеть!". Чем не законное "обеспечение условий"?

Сегодняшнее руководство учреждения, в которое мы прибыли, похоже, борется с капитализмом один на один. Я себе и представить не мог тысячу здоровых мужчин, огороженных колючей проволокой и практически безработных. Да - хозяйственные работы, да - своими силами строится храм, наверное, что-то еще делается... Но картина тысячи слоняющихся без дела взрослых людей, "закрытых" на 5-8-10 лет, произвела на меня сильнейшее впечатление.

С их уровнем образования дела обстоят не лучшим образом. Когда в Министерстве юстиции у меня выясняли, не можем ли мы организовать обучение для 7-9-х классов во взрослой колонии, я удивлялся. Оказалось, нас ждало еще большее удивление. Неоконченные 7-е, 5-е, 3-и классы, вообще не начатые школы и просто неграмотные!

Мы надеемся, что стимулом получения образования станет появляющаяся сегодня правовая, психолого-педагогическая и профориентационная помощь, что предложенная нами модель получения образования повысит мотивацию к обучению, поскольку предполагает индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Одновременно с получением образования появится возможность расширять свой кругозор, формировать иную культурную среду, способную несколько нейтрализовать воздействие тюремной субкультуры.

Куда ведут благие намерения - всем известно, но очень хочется помочь хотя бы одному человеку.

<Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу