Рустем Максудов
Восстановительное правосудие
Р. Максудов - Президент Межрегионального общественного Центра "Судебно-правовая реформа".
Полный вариант данного текста будет опубликован в кн.: Программы восстановительного правосудия. Пособие для ведущих. Под ред. Л.М. Карнозовой и Р.Р. Максудова (в печати).
Разработка нового - восстановительного - способа реагирования на преступление стала реакцией на преимущественно карательную направленность существующего правосудия.
Прежде всего существующее правосудие отличает невнимание к нуждам жертв преступлений. Многие жертвы нуждаются в восстановлении чувства безопасности, доверия к людям, в компенсации материального ущерба. Болезненные переживания - страх, горе, беззащитность, недоверие к людям, самообвинение - могут много лет мучить жертву. Для некоторых жертв преступлений очень важна возможность поделиться личной историей и получить ответы на вопросы непосредственно от правонарушителей.
Жертвы преступлений вообще несут двойной ущерб: во-первых, от преступления и, во-вторых, от карательного способа организации правосудия, не позволяющего комплексно разрешать их проблемы. Карательная направленность уголовного правосудия прямо связана с трактовкой события преступления как нарушения законов государства, а не причинения вреда конкретным людям и их отношениям.
Следует отметить и то обстоятельство, что после совершения преступления чаще всего внимание общества сосредоточивается на преступнике. Вместе с тем о жертве и ее близких, которым в результате преступления причиняется вред, забывают. Прибегая к помощи потерпевшего, органы уголовного преследования решают главным образом свои служебные задачи. Ставя вопрос о конституционных правах обвиняемых и осужденных преступников, мало кто говорит о нарушении конституционных прав жертвы преступлений.
При этом общество занимает в отношении потерпевшего различные позиции - сожаление, недоверие, а подчас и злорадство. Нередко лица из ближайшего окружения потерпевшего стараются избегать общения с ним. Иногда потерпевший сталкивается с открытой агрессивностью по отношению к себе.
Самый серьезный психический, социальный и моральный вред наносится жертвам насильственных преступлений. Жертвы грабежа, разбойного нападения, изнасилования, похищения, захвата в качестве заложников переживают очень глубокий психологический шок. При осознании понесенного ущерба у жертвы преступления наблюдаются симптомы, обнаруживаемые у людей, которым приходится столкнуться с неожиданной и тяжелой в моральном отношении потерей. У потерпевших развиваются апатия, депрессия, упадок духа, случаются приступы гнева. Исчезает уважение к себе, обостряется чувство ранимости, теряется доверие к окружающим.
После раскрытия преступления и осуждения преступника правоохранительные органы совсем перестают интересоваться состоянием и судьбой жертвы, поскольку основным критерием оценки их деятельности является раскрытие преступления, розыск и наказание преступника. Жертва преступления остается наедине со своим несчастьем, что нередко приводит к трагедии2.
Вместе с тем, в отношении правонарушителя уголовный процесс носит клеймящий характер и затрудняет его реинтеграцию в общество. Места лишения свободы существенно углубляют отчуждение правонарушителей от законопослушного сообщества. Ужесточение наказаний, объединяя все большее количество правонарушителей в колониях и тюрьмах, содействует воспроизводству криминальной субкультуры.
Чем больше людей проходит через места лишения свободы, тем более это способствует распространению терпимости к преступному поведению, усилению враждебности к работникам правоохранительных органов и судов, закреплению ориентации населения на криминальные авторитеты как образцы поведения, а также на силовое разрешение конфликтов и агрессивное поведение как обычный стиль жизни3.
* * *
Восстановительное правосудие - это новый взгляд на то, как обществу необходимо отвечать на преступление, и построенная в соответствии с этим взглядом практика. Суть предлагаемого ответа состоит в том, что всякое преступление приводит к обязательствам правонарушителя загладить вред, нанесенный жертве. Государство и социальное окружение жертвы и правонарушителя должны создавать для этого необходимые условия. Ядром программ восстановительного правосудия являются встречи жертвы и обидчика, предполагающие их добровольное участие.
Чем помогают такие встречи?
Жертвам они помогают восстановить чувство безопасности, дают возможность поделиться чувствами, возникшими в связи с криминальной ситуацией, и быть услышанными, получить ответы на волнующие вопросы, наконец, получить компенсацию за причиненный материальный ущерб. Для правонарушителей встречи создают условия для принятия на себя ответственности: правонарушитель совместно с жертвой принимает решение о размере и форме возмещения ущерба.
Ближайшему социальному окружению они помогают восстановить мир в сообществе, сохранить активную роль в решении конфликтов за счет оказания помощи и поддержки, оказываемой сторонам процесса.
В настоящее время в различных регионах мира (Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка) многие криминальные ситуации разрешаются с помощью программ восстановительного правосудия; часть этих программ сформировалась под влиянием традиционной культуры коренных народов.
Согласно общей Декларации "Основные принципы использования программ восстановительного правосудия в уголовных делах", принятой Экономическим и Социальным Советом ООН 24 июля 2002 года, программы восстановительного правосудия предполагают вовлечение и активное участие всех затронутых преступлением людей в работу по решению проблем, возникших в результате преступления, с помощью посредника - справедливой и беспристрастной третьей стороны. Результатом должно стать соглашение (договор), достигаемое в результате восстановительного процесса. В данном соглашении фиксируется последовательность конкретных действий правонарушителя, направленных на возмещение ущерба, нанесенного жертве и способствующих восстановлению репутации правонарушителя в ближайшем социальном окружении (это может быть, например, труд, полезный для местного сообщества) 4.
В Рекомендации Комитета Министров Совета Европы (Комментарий к Приложению, ч. I) говорится о различных формах восстановительного правосудия:
Подобная практика может принимать самые разные формы, часто комбинированные, например:
жертва и преступник делятся своими взглядами (мнением) на происшедшее для того, чтобы лучше понять друг друга;
принесение извинения и добровольное участие в достижении согласия - способы, с помощью которых правонарушитель пытается возместить ущерб;
добровольное согласие со стороны нарушителя предпринять какое-либо иное действие, например, поработать на сообщество или принять участие в реабилитационной программе (косвенная реабилитация);
разрешение любого конфликта между жертвой и правонарушителем или между их семьями или друзьями;
программа согласованных санкций и решений, которая может быть предложена суду в качестве рекомендуемого приговора или судебного решения5.
* * *
Важнейшей предпосылкой для оформления идеи и становления практики восстановительного правосудия6 явилась критика официального уголовного правосудия.
В последнем, когда виновность установлена, виновному назначают наказание, дальше следует его исполнение. Но в этом случае правонарушитель чаще всего уходит от осознания своей ответственности, а чувства и переживания жертвы игнорируются. Установление виновности и назначение наказания фактически происходят на основании отождествления преступления и человека, его совершившего.
Более того, в официальном российском правосудии - даже если подсудимый не приговаривается к лишению свободы - вся процедура построена на его отвержении (клеймении). Формальный язык судебного процесса, клетка, где находится подсудимый, форма обращения с ним - все демонстрирует, что человек, оказавшийся на скамье подсудимых, попал в особое пространство, специфику которогоопределяютзнаки клеймения, отвержения и позора, создающие непроходимую границу между ним и законопослушными гражданами. Это зачастую приводит к тому, что он ищет такую референтную группу, где сможет найти понимание и сочувствие. Если он избирает группу криминальной направленности, она помогает ему оправдать свои действия. Тем самым процедуры уголовной юстиции, выталкивая из общества тех, кто нарушил уголовный закон, помещая их в тюрьмы, где объединяются отверженные и заклейменные, содействуют устойчивости криминальных сообществ. Ведь фактическая задача тюрьмы - организовать и привести к единому знаменателю неоднородную массу людей7.
Карательная и полностью профессионализированная организация процесса наказания затрудняет социальную реинтеграцию правонарушителей. В рамках господствующей парадигмы уголовного процесса почти невозможно добиться ответственного поведения правонарушителя, хотя принято говорить, что тот, кто совершил преступление, должен нести ответственность. Нести ответственность в официальном правосудии значит быть наказанным. Но часто бывает, что если правонарушителю назначается наказание (особенно в виде лишения свободы), он скорее считает себя жертвой обстоятельств и уголовного правосудия, нежели осознает причиненное им зло другому человеку. И практически ничего не делает для устранения негативных последствий содеянного. Причиной многих преступлений становятся отсутствие взаимопонимания, черствость и неумение сопереживать, отсутствие навыков позитивной самореализации и стремление к получению статуса в референтной группе, личная неустроенность и неспособность избавиться в одиночку от тех или иных зависимостей.
Понимание, что есть немало случаев, когда применение уголовной репрессии не только бессмысленно, но и вредно, приводит к иному пониманию "криминальной ситуации". В ней, оказывается, существуют новые грани, в частности, ее собственный ресурс (потенциал самих участников) в поисках выхода, компенсации негативных последствий и предотвращения подобного в дальнейшем. Такой взгляд присущ восстановительному правосудию.
* * *
Восстановительное правосудие понимает вопрос о реакции на преступление как вопрос о заглаживании вреда, нанесенного жертве. Вот как говорит об этом Ховард Зер:
"...жертвы проходят через три кризиса, три цикла, накладывающихся друг на друга. Существует кризис личности: что я за человек? хозяин ли я своей жизни? в состоянии ли я любить, если я так зол? Есть кризис взаимоотношений: кому я могу доверять, могу ли я доверять своим друзьям, могу ли я доверять своим соседям, могу ли я доверять своему партнеру в жизни? <...> И третий кризис - это кризис понимания: что это за мир, в котором мы живем? Состояние жертвы характеризуется очень глубоким кризисом.
<...> у жертв преступлений есть потребности, которые должны быть удовлетворены системой правосудия. <...>
Одной из них является чувство безопасности. Пострадавшие хотят знать, какие шаги будут предприняты, чтобы преступление не повторилось. Это еще и эмоциональная безопасность, когда жертвы могут излить свое горе и гнев и рассказать о своих потребностях.
Вторая потребность жертв во всем мире, удовлетворение которой они ждут от системы правосудия, это возмещение ущерба, компенсация потерь. Часто они понимают, что потери невосполнимы, но иногда важна символическая компенсация, сознание того, что кто-то взял на себя ответственность, возместив ущерб.
Третья потребность жертвы (и исследования в ряде стран ставят ее на первое место) состоит в необходимости получить ответы на вопросы о том, что же произошло на самом деле. Жертвы хотят знать, почему был выбран именно их дом, имеет ли преступник что-то против них лично...
Четвертая потребность жертвы - рассказать о случившемся, излить свои чувства. <...>
Пятая потребность состоит в необходимости вернуть власть над собственной жизнью. Правонарушитель отнял у пострадавшего эту власть, совершив преступление. Он забрал эту власть физически, ворвавшись в его дом или взяв его в заложники. Он забрал эту власть эмоционально, когда пострадавший настолько зол, что не может справиться с собой, не может контролировать себя. Жертве нужно вернуть эту власть, хотя бы символически8.
Одновременно восстановительный подход иначе, чем в официальном правосудии, трактуетипонятие ответственности. Ответственность правонарушителя в восстановительном правосудии включает:
- осознание последствий причиненного вреда;
- принятие обязательств по "заглаживанию" вреда;
- определение такой стратегии дальнейшей жизни, которая исключала бы криминальные способы решения проблем.
При этом конструктивное обсуждение проблем правонарушителя и помощь ближайшего окружения в их решении создают условия для нормального возвращения человека в общество.
* * *
В отличие от существующих моделей официального уголовного правосудия, восстановительное правосудие строитсяна принципе самоопределения сторон, то есть передачи самим сторонам полномочий для поиска и принятия взаимоприемлемого решения.
Передача полномочий базируется на таком важнейшем социальном и эмоциональном ресурсе, как стремление людей договориться. Это стремление часто и осознается не сразу: барьеры взаимной подозрительности, агрессивные и властные привычки, нагнетание криминальной истерии со стороны масс-медиа мешают людям самостоятельно и конструктивно разрешать конфликты, в том числе криминальные. Поэтому этот ресурс нужно задействовать специально. В программах восстановительного правосудия это становится возможным благодаря участию посредника (в наших программах мы называем его ведущим), который создает условия для того, чтобы люди нормализовали свои отношения и сами нашли выход.
* * *
Реализация восстановительного подхода предполагает использование специфической формы организации процесса примирения.
Такой формой работы является программавосстановительного правосудия.Ядро таких программ составляет встреча жертвы и правонарушителя, предполагающая их добровольное участие. В 70-е годы ХХ века - после того, как успешно прошли первые программы в Канаде и США - такие, специально организованные, встречи получили название "программы примирения жертв и правонарушителей", или коротко "программы примирения".
В литературе по восстановительного правосудию термин "программа" используется как минимум в двух значениях:
- как типологическая единица работы по восстановительному правосудию (программа примирения жертв и правонарушителей, семейная конференция, "круги правосудия" и т.п.);
- как восстановительная работа по конкретному делу.
Соответственно, в каждом случае значение слова определяется из контекста.
В первую очередь встречи, проходящие в рамках программ восстановительного правосудия, ориентированы на удовлетворение потребностей жертвы: как мы уже говорили, это возмещение ущерба, восстановление чувства безопасности, возможность поделиться личной историей и быть услышанной, получить ответы на волнующие вопросы. Вторая задача встреч - создать условия для принятия ответственности правонарушителем: он должен совместно с жертвой принять решение о размере и форме возмещения ущерба. Третья задача - привлечь ближайшее социальное окружение для помощи и поддержки в этих процессах. Желательный эффект встречи состоит в осознании правонарушителем последствий содеянного, нормализации состояния жертвы, в возвращении людям возможности самостоятельно решать свои конфликты. Прагматический же результат состоит в достижении договоренности участников о способе выхода из ситуации и возмещении ущерба.
Встречи основаны на персонально ориентированном диалоге, где важная роль отводится сочувствию и сопереживанию, выслушиванию и поддержке. Непременным условием является нейтральность ведущего, которая в программах восстановительного правосудия трактуется особым образом. Вот как раскрывает эту специфику Марти Прайз:
"Необходимость внимательно относиться к нуждам жертвы требует прямого признания той несправедливости, которая была совершена по отношению к ней. Нужно говорить жертве следующее: "Да, Вам причинили зло", "это не должно было произойти с Вами", "в этом нет Вашей вины", "Вы этого не заслуживаете". Под процессом оказания помощи правонарушителю в осознании своей ответственности часто подразумевается, что мы должны способствовать признанию им своего преступления, а также, что он за это преступление в ответе. Мы беспристрастны относительно людей: мы работаем равно как для жертвы, так и для правонарушителя. Но что касается самого правонарушения, мы не нейтральны. Вот в чем заключается совершенно иная, особая форма нейтральности"9.
Ведущий устанавливает правила (не допускать оскорбительных выражений, слушать друг друга, говорить по одному), соблюдение которых позволяет сохранить доброжелательную атмосферу. Его задача - облегчить переговоры и перевести поток взаимных обвинений в признание несправедливости сложившейся ситуации. За счет коммуникативных техник, умения работать с сильными эмоциями и других навыков ведущий помогает сторонам выразить свои чувства и одновременно способствует снижению агрессивности. Преодоление стереотипов, возможность увидеть друг в друге переживающих и сочувствующих людей является главным условием душевного исцеления жертвы, достижения взаимоприемлемого соглашения, а также принятия и реализации правонарушителем плана по нейтрализации негативных последствий ситуации.
Встречи жертвы и правонарушителя исключают клеймение, как это обычно происходит в официальном уголовном процессе, где обвиняемому внушают, что порочно не только его поведение - порочен он сам. Осужденному чрезвычайно сложно вернуться в общество: на нем поставили клеймо преступника. Поэтому если где-то рядом с его местом жительства совершается преступления, чаще всего сотрудники милиции в первую очередь приходят к нему.
Стыд, который может переживать правонарушитель, дополняется клеймением, что затрудняет понимание обидчиком последствий своих действий, содействует его самооправданию и тяготению к таким группам, где его будут признавать как личность.
В противоположность этому, программы восстановительного правосудия создают условия, в которых чувство стыда, переживаемое правонарушителем, можно поддерживать реинтегрирующим (вос-соединяющим) способом. Согласно концепции Дж. Брэйтуэйта, воссо-единяющая работа со стыдом - такое донесение до обидчика боли жертвы, которое предполагает, не оправдывая негативных действий обидчика, создание условий для прощения правонарушителя жертвой и интеграции его в сообщество. На это же направлена и помощь близких людей и сообщества в компенсации нанесенного ущерба, когда окружающие понимают проблемы правонарушителя и оказывают помощь в их разрешении10.
"Работа со стыдом по воссоединяющей модели - это такое выражение общественного неодобрения (от мягкого упрека до церемоний снижения статуса), за которым непременно следуют жесты обратного принятия преступника в общину законопослушных граждан"11.
Обсуждение криминальных ситуаций на встречах жертвы и правонарушителя обнажает также проблемы бедственного положения тех или иных групп населения, пробелы в социализации молодежи, которые можно восполнить, привлекая к разрешению данных проблем сами эти группы, власть и позитивных лидеров местных сообществ12.
Содержание принимаемого на встрече соглашения не навязывается со стороны, а формулируется на основе предложений участников, что является фактическим гарантом его выполнения. Ход встречи и план по разрешению ситуации (в том числе и шаги, направленные на изменение образа жизни правонарушителя) отражаются в договоре.
Сегодня в мире используются разнообразные программы восстановительного правосудия. Мы в своей работе ориентируемся на принципы и технологии, основанные на программе "примирения жертв и правонарушителей", известной также под названием "медиация жертв и правонарушителей"13.
Существуют также программы "Круги правосудия"14 и "Семейные конференции"15, особенность которых состоит в привлечении представителей местных сообществ и социального окружения правонарушителя и жертвы: родственников, друзей. Кроме представителей ближайшего социального окружения в них участвуют социальные работники, адвокаты, полицейские. Решения здесь принимаются в результате обсуждений и при достижении консенсуса. В 90-е годы подобный опыт Новой Зеландии распространился и закрепился в Австралии.
Восстановительные программы по особо тяжким преступлениям ориентированы не столько на юридические последствия, сколько на исцеление жертв преступлений. Данные программы получили признание во многих странах, прежде всего, в Бельгии16.
На европейском и американском континентах наиболее распространенной остается медиация (посредничество) жертв и правонарушителей, предполагающая встречу "лицом к лицу". В настоящее время в ряде американских организаций вместо термина "программа примирения" стал использоваться термин "конференция жертв и правонарушителей".
В России мы используем несколько терминов. Остается термин "программа примирения жертв и правонарушителей". В последнее время мы стали называть наши программы встречами жертвы и правонарушителя по заглаживанию вреда. В определении "заглаживание вреда" подчеркивается гуманистическое ядро восстановительного правосудия. Здесь акцентируется то, что преступление налагает на правонарушителя обязательство загладить вред, который он нанес. В то же время здесь подчеркивается роль жертвы как реального "потребителя услуг" по заглаживанию вреда. Важно также, что заглаживание вреда присутствует в Уголовном кодексе России как смягчающее вину обстоятельство.
* * *
Программы восстановительного правосудия представляют собой альтернативу принятому сегодня карательному способу реакции государства на преступление. Хотя более точно будет сказать: восстановительное правосудие выполняет ту же функцию, что и уголовная юстиция в целом (понятие более широкое, чем правосудие); здесь дело разрешается "по существу" и действует механизм "исполнения решений". Прежде всего альтернативойкарательному процессу являетсявосстановительное правосудие как идея, как способ. Что же касается реализации, то в большинстве стран программы восстановительного правосудия используются в кооперации с обычным процессом, то есть, встраиваются в систему официального уголовного судопроизводства, где окончательное решение по делу осуществляется уполномоченным официальным органом. В этом плане пока имеет смысл говорить о восстановительных программах, но не об альтернативном правосудии, хотя сама по себе передача дел из официальных органов для проведения восстановительных программ и учет их результатов судом свидетельствует о появлении альтернативной трассы движения уголовного дела.
Сторонники восстановительного правосудия видят свою ближайшую задачу не в том, чтобы заменить официальное правосудие, а в том, чтобы дополнить его, акцентируя внимание на тех аспектах преступления (правонарушения), которые остаются вне поля внимания официального уголовного процесса.
* * *
На американском континенте программы восстановительного правосудия распространены в Канаде и многих штатах США. В США создана Ассоциация посредничества между жертвой и правонарушителем (VOMA). Программы восстановительного правосудия проводятся в Новой Зеландии, Австралии и Южной Африке. В Европе программы восстановительного правосудия активно действуют практически во всех странах. 8 декабря 2000 года состоялось официальное учреждение Европейского форума программ посредничества между жертвой и правонарушителем и восстановительной юстиции - первой в Европе международной организации, объединяющей исследователей, практиков, государственные и неправительственные организации, работающие в этой сфере17. В рамках Европейского Комитета по проблемам преступности (Совет Европы) создан Комитет экспертов по организации посредничества в уголовных делах, который составил Рекомендацию, где освещаются основные принципы, правовая основа, вопросы организации и развития посредничества в уголовных делах. Данная Рекомендация N R (99) 19 была принята Комитетом Министров Совета Европы 15 сентября 1999 года18.
ООН, играя ключевую роль в выработке стратегий, международных правил, стандартов и рекомендаций по уголовному правосудию, в Венской декларации о преступности и правосудии (принятой на Десятом конгрессе по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями - Вена, 10-17 апреля 2000 года), отмечает, наряду с прочим, "возможности реституционных подходов к правосудию, которые направлены на сокращение преступности и содействие исцелению жертв, правонарушителей и оздоровлению общин"19. Пункты 27 и 28 Декларации непосредственно посвящены вопросам посредничества в уголовном правосудии.
В рамках ООН создана специальная рабочая группа, усилиями которой Экономическим и Социальным Советом ООН (ECOSOC) принята резолюция N 2000\14 в качестве проекта "Декларация об основных принципах использования программ восстановительного правосудия в уголовной юстиции"20.
В России по инициативе Общественного центра "Судебно-правовая реформа" программы восстановительного правосудия проводятся с 1997 года. Сотрудниками Центра подготовлены ведущие в Тюмени, Дзержинске (Нижегородская область), Перми, Лысьве, Великом Новгороде, Урае (Ханты-Мансийский автономный округ). В этих городах ведется работа с помощью программ восстановительного правосудия как по случаям уголовных преступлений, так и для разрешения конфликтов в социальной сфере. Работа, которая проводилась Центром "Судебно-правовая реформа" совместно с Нижегородским отделением Центра "Судебно-правовая реформа", Новгородским отделением Центра "Судебно-правовая реформа", Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Тюмени и Урая, Благотворительным фондом развития Тюмени, Центром внешкольной работы "Дзержинец" в Тюмени, Центром поддержки растущего поколения "Перекресток" в Москве, позволила выработать основные элементы модели проведения программ восстановительного правосудия, подходящей для России.
Примечания
2 См.: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Защита прав жертв террористических актов и иных преступлений. 20 марта 2003 года // http://ombudsman.gov.ru/docum/spvta.htm.
3 Из рассказа Надежды Марченко, социального работника, о беседе с заключенным воспитательной колонии: "Во время одной из моих поездок в воспитательную колонию, мы беседовали с подростком пятнадцати лет, осужденным за убийство. Втроем с друзьями они сожгли заживо бомжа. К моменту нашего разговора в колонии он находился уже около года. Я спрашиваю: "Это, наверное, было страшно. Смог ли ты простить себя?" Он отвечает: "Первое время мне, действительно, снились кошмары. Хотелось все исправить, вернуть назад, чтобы этого всего не было. А потом прошло время, я попал в колонию. А здесь все нормально. Моя статья престижная. Меня здесь уважают".
4 См.: Декларация основных принципов использования программ восстановительного правосудия в уголовных делах // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 3. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2001. С. 111-115.
5 Посредничество в уголовных делах. Рекомендация N R (99) 19, принятая Комитетом Министров Совета Европы 15 сентября 1999 года, и пояснительные заметки. Впервые на русском языке опубликовано в: Вестник восстановительной юстиции. 2001. N 2. С. 95.
6 Понятие "правосудие" обычно трактуется как осуществляемая от имени государства деятельность судов по рассмотрению гражданских, уголовных и др. дел. Здесь мы будем использовать более широкое толкование правосудия как осуществления справедливости (справедливого разрешения конфликтной или криминальной ситуации), относя сюда работу судов, правоохранительных органов, социально-реабилитационных служб.
7 Роль тюрем в воспроизводстве преступности как института исследуется в работе Мишеля Фуко (Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М., 1999).
8 Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. Пер. с англ. / Общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 1998. С. 117-118.
9 Price Marty. A Victim Offender Mediation Model of Neutrality. VOMA Quarterly. Vol. 7. Number 1: Winter 1995-1996. 1 p.(Прайс Марти.Образец нейтральности для медиации жертвы и правонарушителя. Пер. с англ. Архив Центра СПР.)
10 В уже упомянутой работе Джона Брэйтуэйта "Преступление, стыд и воссоединение" термин "reintegration shaming" переведен как внушение чувства воссоединяющего стыда. В ходе консультаций с Джоном Брэйтуэйтом мы поняли, что он в своей книге вкладывал другой смысл в данный термин, мы предлагаем переводить его как "воссоединяющая работа со стыдом" или "работа со стыдом по воссоединяющей модели". Важная роль в прояснении этого вопроса принадлежит Анне Тихомировой и Вячеславу Москвичеву.
11 Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение... С. 92.
12 Пранис К. Восстановительное правосудие, социальная справедливость и возвращение полномочий маргинальным группам населения. Пер. с англ. // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 5. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2003. С. 79-90.
13 Victim - Offender Mediation: VOM.
14 Sentencing Circles.
15 Family Group Conferences: FGC.
16 См.: Жертва встречается с преступником. Проведение программ восстановительного правосудия в тюрьмах. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2002.
17 См.: Устав Европейского форума программ посредничества между жертвой и правонарушителем и восстановительной юстиции // Вестник восстановительной юстиции. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа, 2001. N 2. С. 80-85; Флямер М. Сообщение об организации движения за восстановительное правосудие в Европе // Там же. С. 73-79.
18 Посредничество в уголовных делах. Рекомендация N R (99) 19, принятая Комитетом Министров Совета Европы 15 сентября 1999 года, и пояснительные заметки.
19 См.: Лунеев В.В. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, его место в истории конгрессов // Государство и право. 2000. N 9. С. 95-100.
20 См.: Вестник восстановительной юстиции. Вып. 3. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2001. С. 111-115.