Юрий Александров
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
Условно-досрочное освобождение (УДО) является наиболее значимым поощрением, которое может быть применено к осужденным.
Во времена коммунистического режима институт условно-досрочного освобождения также существовал, но использовался очень избирательно, и освободиться условно-досрочно было достаточно сложно. Так, в 1990 г. только немногим менее 13 000 граждан были освобождены из мест лишения свободы до окончания назначенного судом срока отбывания наказания при общей численности тюремного населения почти в 2 млн человек. В 1999 г. досрочно освободились более 93 000 граждан (общая численность заключенных - 1,04 млн человек). А уже в 2003 г. условно-досрочно было освобождено 139 031 человек, что составило 55,1% от общего числа освобожденных (при общей численности заключенных 847 тыс. человек). Получается, что условно-досрочно было освобождено 16,5% от общего числа заключенных, включая подследственных. Много это или мало?
Для сравнения возьмем пенитенциарную систему Франции, страны с очень высоким уровнем демократии и очень высокой степенью защиты прав и свобод граждан, включая заключенных. Так, в 2003 г. из тюрем Франции условно было освобождено 5509 человек при общей численности заключенных в 59 тыс. человек. Иначе говоря, условно был освобожден примерно каждый десятый французский заключенный. Другое дело, что во Франции, кроме условного освобождения, существуют и другие возможности для заключенных жить вне тюремных стен, в том числе и, например, система электронного контроля при помощи специальных браслетов. Тем не менее возможности освободиться условно-досрочно у российских заключенных вполне сопоставимы с возможностями заключенных в демократически развитых странах. А уж что касается несовершеннолетних, то они в России практически все, за очень небольшим исключением, освобождаются именно условно-досрочно.
Таким образом, можно, конечно, говорить о том, что в уголовно-исполнительной системе имеется масса недостатков, что права и свободы заключенных не всегда соблюдаются, что питание явно невысокого качества и т.д., но упрекать Минюст в препятствовании заключенным освободиться условно-досрочно и в "зажимании" этого вида поощрения не приходится.
Здесь, однако, как мне кажется, кроется некая опасность. Низведение такого мощного стимулирующего поощрения как условно-досрочное освобождение до уровня простой формальности (а общеизвестен тот факт, что суды практически в 100% соглашаются с мнением администрации при представлении кого-либо на УДО) подрывает сам этот институт. Известно, что уровень рецидивной преступности в России достаточно высок (по разным оценкам он достигает 40%). Поэтому необходимо, как мне кажется, более жестко подходить к критериям, предъявляемым к условно-досрочно освобождаемым лицам.
Гораздо правильнее, на мой взгляд, был бы вариант поэтапного освобождения заключенных из-под надзора. Что имеется в виду? В Уголовно-исполнительном кодексе РФ имеется такой вид поощрения для осужденных, как колония-поселение. Это полусвободный режим. Туда и надо направлять тех, за кого администрация не может поручиться стопроцентно, но которые своим поведением подают надежду на то, что они все-таки больше не нарушат закон. Но ведь сроки предоставления в колонию-поселение и на условно-досрочное освобождение совершенно одинаковые! Естественно, все осужденные предпочитают УДО, а не колонию-поселение. И понять осужденных можно. Ведь УДО, в отличие от полусвободного поселения, - это полная свобода. Было бы правильнее, если бы сроки представления для перевода на поселение были чуть поменьше, а на условно-досрочное освобождение - чуть побольше. Логично было бы, чтобы осужденный из-под жесткого надзора перешел на полусвободный режим, а уж потом на свободный. Реинтеграция в общество должна быть постепенной. Предположим, кто-то отсидел десять лет, и его сразу же окунают во все мыслимые и немыслимые проблемы на свободе. А их, этих проблем, хватает. В первую очередь это, конечно, работа. Не секрет, что ранее судимым не очень охотно предоставляют рабочие места. Да и все остальное. За десять лет ведь общество меняется неузнаваемо. А находясь в колонии-поселении, человек в течение года-двух привык бы к жизни на свободе, подыскал бы себе работу, жилье, если нужно, да мало ли что еще. В общем, это, конечно, проблема серьезная, нуждающаяся в тщательной проработке.
Ну а как же все-таки происходит условно-досрочное освобождение, кто может, а кто нет быть освобожденным, каков порядок подачи заявления, какие действия должен предпринять осужденный и администрация?
Условно-досрочное освобождение может быть применено ко всем категориям осужденных, в том числе и к отбывающим пожизненное лишение свободы.
Осужденный, к которому может быть применено УДО, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об УДО. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что осужденный не нуждается в полном отбывании наказания, так как, отбывая срок, он полностью или частично возместил причиненный ущерб или иным образом загладил причиненный им вред и раскаялся в содеянном. В ходатайстве могут содержаться и иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Осужденный свое ходатайство в суд подает через администрацию исправительного учреждения (ИУ).
Администрация ИУ не позднее, чем через 10 дней обязана направить ходатайство об УДО в суд. К ходатайству администрация прилагает характеристику на осужденного. В характеристике должны содержаться следующие сведения об осужденном:
- о его поведении;
- о его отношении к учебе и труду;
- об отношении к совершенному преступлению.
Что такое примерное поведение? Очевидно, можно говорить о том, что если осужденный не допускает нарушений режима содержания и, соответственно, не имеет взысканий, его поведение можно назвать примерным. Безусловно, наличие поощрений свидетельствует о том, что осужденный, стремясь освободиться как можно быстрее, старается приблизить этот момент доступными ему способами (например, активным участием в общественной жизни). Вместе с тем неучастие осужденного в какой-либо секции (самодеятельной организации - совет коллектива отряда, совет коллектива колонии, секция профилактики правонарушений, культурно-массовая секция и др.), в художественной самодеятельности и т.д. не является показателем того, что поведение осужденного не является примерным. Не все люди одинаковы: одним доставляет удовольствие быть на виду, вести суперактивный образ жизни, другим это - в тягость. Поэтому повальное (насильственное) вовлечение осужденных (особенно практикуемое в воспитательно-трудовых колониях) в актив следует расценивать как нарушение их прав. Кстати, в законе (УК) и не говорится о том, что осужденный должен или обязан принимать участие в общественной жизни.
Довольно сложно в настоящий момент обстоят дела с трудоустройством. Как известно, безработица по самым разным причинам затронула ИУ в гораздо большей степени, чем население страны в целом. Поэтому зачастую осужденному довольно сложно реализовать имеющуюся у него возможность освободиться условно-досрочно, так как работа (причем добросовестная) является обязательным условием, которое не всегда можно выполнить просто из-за отсутствия этой самой работы в колонии.
Понятие "отношение к учебе" вовсе не означает, что в школе (ПТУ) необходимо получать исключительно хорошие и отличные оценки. Способности у всех людей разные, поэтому одни учатся лучше, другие - хуже. Основное же в "отношении к учебе" - добросовестность.
Характеристика заканчивается заключением администрации ИУ о целесообразности (или нецелесообразности) применения УДО.
Законом не предусмотрены никакие ограничения в условно-досрочном освобождении для лиц, имеющих иски и алименты. Поэтому отказ в условно-досрочном освобождении по причине того, что осужденный имеет иск, или алименты, или задолженность по их выплате, является неправомерным.
Наличие семьи (родственников), жилья, возможности трудоустройства на конкретном предприятии (в учреждении или организации) являются положительными факторами, но отсутствие таких данных (например, справки о том, что осужденный будет обеспечен жильем или работой или тем и другим ) не является основанием для отказа в условно-досрочном освобождении. Поэтому действия администрации ИУ, затягивающей представление дела в суд по причине отсутствия подобных сведений, неправомерны и нарушают права осужденных.
Кроме того, неправомерными являются и отказы администрации представить дело в суд по мотивам, не указанным в законе - мягкость назначенного наказания или кратковременность пребывания осужденного в данном ИУ. Характеристика на осужденного пишется за весь период отбывания им наказания, а не только за тот период, который он отбывает в данном конкретном ИУ. Если для определения возможности условно-досрочного освобождения осужденного недостаточно данных личного дела, то просто необходимо затребовать характеристику в учреждении, из которого осужденный прибыл (в том числе и из следственного изолятора, так как бывает, что осужденные в ожидании суда или вступления приговора в законную силу могут находиться в следственном изоляторе не один месяц).
Применение УДО к лицам, совершившим преступления по достижении 18 лет
Часть срока, которую необходимо отбыть | ||
1/3 | 1/2 | 2/3 |
При осуждении за преступления небольшой или средней тяжести ст.79 ч.3 п."а" УК РФ | При осуждении за тяжкие преступления ст.79 ч.3 п."б" УК РФ | Применяется к лицам: 1. При осужденнии за особо тяжкие преступления ст.79 ч.3 п."в"; 2. Ранее освободившимися условно-досрочно, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 79 УК РФ |
Применение УДО к лицам, совершившим преступления до достижения 18 лет (или в возрасте от 14 до 18 лет) ст.ст.87 и 93 УК РФ
Часть срока, которую необходимо отбыть | |
не менее 1/3 | не менее 2/3 |
За преступления: небольшой тяжести; средней тяжести; тяжкие преступления |
За особо тяжкие преступления |
Для возможности применения УДО фактически отбытый срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.
Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, могут быть освобождены условно-досрочно при наличии двух условий:
- если судом будет признано, что они не нуждаются в дальнейшем отбывании наказания [УДО может быть применено только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет];
- отбыли не менее 25 лет лишения свободы [Если во время отбывания пожизненного лишения свободы осужденный вновь совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, он не подлежит условно-досрочному освобождению].
Для применения УДО необходимо выполнение двух условий: отбытие осужденным определенной части срока наказания и исправление осужденного, которое на практике означает, что осужденный во время отбывания наказания:
- примерно вел себя;
- занимался общественно полезной деятельностью;
- не допускал нарушений закона;
- не нуждается в дальнейшем отбывания наказания.
Применяя УДО, суд вправе освободить осужденного не только от основного, но и от дополнительного наказания (полностью или частично).
При решении вопроса о доказанности исправления осужденного суд учитывает:
- характер совершенного им преступления;
- причины и мотивы этого преступления;
- роль осужденного в совершении преступления;
- состояние здоровья;
- личность осужденного.
Фактически отбытая осужденным часть срока наказания исчисляется из всего срока наказания. При снижении наказания актом амнистии или помилования либо определением суда (в случае изменения приговора) суд исчисляет фактическую часть срока отбытого наказания, исходя из срока, установленного актом амнистии, помилования или судебного постановления.
При применении УДО суд вправе возложить на осужденного определенные обязанности:
- не менять постоянного места жительства, работы и учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного (органы милиции);
- не посещать определенные места;
- пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;
- осуществлять материальную поддержку семьи.
Суд вправе возложить на осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих, по мнению суда, его исправлению. Возложенные судом обязанности исполняются осужденным в течение всей неотбытой части наказания.
Основанием для представления об отмене УДО является не только совершение нового преступления, но и антиобщественное поведение. Если осужденный нарушил общественный порядок, за что на него было наложено административное взыскание, если злостно уклонился от выполнения возложенных на него обязанностей либо совершил неумышленное преступление, суд может постановить об отмене УДО и исполнении оставшейся неотбытой части наказания. Суд каждый раз решает этот вопрос строго индивидуально, с учетом всех имеющихся данных и личности самого осужденного, и вправе не отменять УДО.
Если лицо находилось под стражей, затем мера пресечения ему была изменена, а затем он был осужден и вновь взят под стражу, то срок содержания под стражей до изменения меры пресечения входит в срок, который осужденному необходимо отбыть для возможности быть представленным к УДО.
Порядок оформления УДО регламентируется УИК РФ.
Написав ходатайство в суд, осужденный сдает его (а также другие имеющиеся у него документы - различные справки, ходатайства и прочее) начальнику отряда, приложив, если у него имеются, копии приговора и судебных постановлений.
Администрация ИУ все остальные документы оформляет самостоятельно.
Окончательное решение о возможности применения или отказа в применении УДО к каждому конкретному осужденному принимается начальником ИУ на основании характеристики и других документов. В ИУ приказом начальника могут создаваться комиссии, которые подробно анализируют поведение осужденных и представляют начальнику свои рекомендации. Но создание таких комиссий обязательным не является.
При положительном решении в суд направляется личное дело осужденного со всеми материалами. В случае отказа в представлении к УДО осужденному указываются его мотивы, но ходатайство об УДО со всеми материалами все равно направляется в суд.
В случае, если судом отказано в условно-досрочном освобождении (только судом, не начальником ИУ!), повторное рассмотрение этого вопроса может иметь место не ранее чем через шесть месяцев со дня отказа [Не ранее чем по истечении трех лет со дня отказа в отношении лиц, отбывающих пожизненное заключение].
Участие осужденного в суде по рассмотрению вопроса об его условно-досрочном освобождении не является обязательным. Решение об этом принимает суд. В то же время, если осужденный участвует в судебном заседании, он вправе:
- знакомиться с представленными администрацией ИУ в суд материалами;
- участвовать в рассмотрении представленных администрацией ИУ материалов;
- заявлять ходатайства и отводы;
- давать объяснения;
- представлять документы, с которыми, по мнению осужденного, должен ознакомиться суд.
Адвокат тоже имеет право участвовать в суде и представлять интересы осужденного. Что касается иных лиц, то здесь сложнее. По закону иметь представителя в уголовном процессе (а это именно уголовный процесс) могут несовершеннолетние, слепые, глухие и т.д. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.
Участие прокурора в суде, рассматривающем дело об условно-досрочном освобождении, обязательным не является.
Ограничений в действующем законодательстве по применению УДО к осужденным, больным туберкулезом и проходящим лечение в больнице, не имеется.
Классификация преступлений по степени тяжести
[Данные приведены по состоянию на 14 мая 2004 г. Указаны статьи УК РФ, в скобках - часть соответствующей статьи]
Преступления небольшой тяжести |
Преступления средней тяжести |
Тяжкие преступления |
Особо тяжкие преступления |
108(1), 109(1), 113, 114, 115(2), 116(2), 118(2), 119, 121(2), 122(1), 125, 133, 136(1), 139(2), 1411(1,2), 143(1), 144(2), 1451(1), 147(1), 158(1), 159(1), 160(1), 167(1), 168, 169(1), 175(1), 177, 178(1), 179(1), 183(1), 184(4), 194(1), 195, 198(1), 199(1), 1991(1), 204(1), 215(1), 2151(1), 220(1), 222(4), 223(4), 225(1), 231(1), 233, 234(4), 237(1), 238(1), 239(2), 242, 243(1), 245(2), 247(1), 248(1), 249(1), 250(2), 251(2), 252(2), 254(2), 265(3), 258(2), 260(2), 261(1), 263(1), 264(1), 266(1), 268(1), 269(1), 270(1), 272(1), 282(1), 2821(2), 2822(2), 2851(1), 2852(1), 289, 292, 294(1), 296(2), 298(1,2), 301(1), 306(1), 312(1), 314, 315, 316, 322(1), 323(1), 325(1,3), 326(1), 327(1), 328(1), 329, 337(2), 341(3), 342(1,3), 343(1), 346(1), 347, 348, 350(1) | 106, 107, 108(2), 109(2,3), 110, 112, 117(1), 120, 122(2,4), 123(3), 124(2), 127(1,2), 1271(1), 1272(1), 128(1), 129(2), 134, 135, 136(2), 138(3), 139(3), 141(2,3), 142, 1421, 143(2), 146(2,3), 147(2), 149, 150(1), 151(1,2), 153, 158(2), 159(2), 160(2), 161(1), 163(1), 165(2,3), 166(1), 167(2), 171(2), 1711(1), 172(2), 173, 174(2), 1741(2), 175(2), 176, 178(2), 180(3), 181, 183(2,3), 184(2), 185(2), 188(1), 189(1,2), 192, 193, 194(2), 198(2), 1992, 201, 202, 203(1), 204(2,3,4), 207, 208(2), 212(3), 213(1), 215(2), 2151(2), 2152(1,2), 216(1,2), 217(2), 218, 219(1,2), 220(2), 221(1), 222(1), 223(1), 228(1), 2282(2), 230(1), 232(1), 234(1,2), 235, 236(2), 237(2), 239(1), 240(1), 241(1), 243(2), 244(2), 246, 247(2), 248(2), 250(3), 251(3), 252(3), 254(3), 259, 260(3), 263(2), 264(2), 266(2), 267(1), 268(2), 269(2, 3), 272(2), 273, 274(2), 280, 282(2), 2821(1), 2822(1), 283(1), 284, 285(1), 2851(2), 2852(2), 286(1), 287(1,2), 290(1), 291(1), 293(2,3), 294(3), 296(1,3), 298(2), 299(1), 301(2), 303(2), 304, 305(1), 306(2), 307(2), 309(2,3), 311(2), 312(2), 313(1,2), 318(1), 320(2), 321(1,2), 322(2), 323(2), 326(2), 327(2), 3271, 330(2), 332(2), 333(1), 334(1), 335(1,2), 337(3,4), 340(1,3), 341(1,2), 342(2), 343(2), 345, 346(2), 349(2,3), 350(2,3), 351, 352, 354, 360(1) | 111(1, 2), 117(2), 122(3), 126(1), 127(3), 1271(2), 1272(2), 128(2), 131(1,2), 132(1,2), 1451(2), 150(2,3,4), 151(3), 158(3,4), 159(3,4), 160(3,4), 161(2), 162(1,2), 163(2), 164(1), 165(1), 166(2,3), 1711(2), 172(2), 174(3,4), 1741(3), 175(3), 178(3), 179(2), 183(4), 186(1), 187, 188(2,3), 189(3), 190, 191(2), 196, 197, 199(2), 1991(2), 203(2), 205(1), 2051(1), 206(1), 208(1), 209(1), 210(2,3), 211(1), 212(1,2), 213(2), 215(3), 2152(3), 216(3), 217(3), 219(3), 220(3), 221(2,3), 222(2,3), 223(2,3), 225(2), 226(1,2), 227(1), 228(2), 2281(1), 229(1,2), 230(2), 231(2), 232(2), 234(3), 238(2,3), 240(2,3), 241(2,3), 247(3), 261(2), 263(3), 264(3), 266(3), 267(2,3), 268(3), 2821(3), 283(2), 285(2,3), 286(2,3), 287(3), 290(2,3), 291(2), 296(4), 299(2), 300, 301(3), 303(3), 305(2), 306(3), 309(4), 313(3), 318(2), 333(2), 334(2), 335(3), 338, 339(2), 340(2), 355, 359(1,3), 360(2) | 105, 111(3,4), 126(2,3), 1271(3), 1272(3), 131(3), 132(3), 161(3), 162(3,4), 163(3), 164(2), 166(4), 1741(4), 186(2,3), 188(4), 205(2,3), 2051(2), 206(2,3), 209(2,3), 210(1), 211(2,3), 226(3,4), 227(2,3), 2281(2,3), 229(3), 230(3), 275, 276, 277, 278, 279, 281, 290(4), 295, 317, 321(3), 353, 356, 357, 358, 359(2) |
Литература:
УИК РФ - ст.ст. 175, 176.
УПК РФ - ст.ст. 396, 397, 399.
УК РФ - ст. ст. 15, 79, 93.
Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 6 - 1976 г., N 9 - 1971 г., N 12 - 1977 г., N 7 - 1984 г., N 11 - 1985 г.