Index Содержание

Общественный Комитет в защиту Григория Пасько

ПАТРИАРХУ ВСЕЯ РУСИ
АЛЕКСИЮ II

5 апреля 1999 года

Ваше Преосвященство!

Испробовав все имеющиеся у нас возможности, мы обращаемся к Вам за помощью и содействием, потому что в сегодняшней России Ваше слово, как никакое другое, способно повернуть ожесточенные сердца к справедливости, а судей, рассматривающих сейчас дело военного журналиста Григория Пасько, к обязательным нормам правосудия.

Григорий Пасько был арестован в ноябре 1997 года по обвинению в государственной измене. Обвиняющая сторона сразу же после ареста журналиста объявила о том, что Григорий Пасько, с целью передачи иностранным организациям, собирал сведения, способные нанести ущерб безопасности России и передавал эти сведения за денежное вознаграждение.
Многочисленные неувязки в сообщениях представителей службы безопасности заставили нас (как и многих других представителей общественных организаций) усомниться в достоверности сведений о предполагаемых преступлениях журналиста.
Более детальное знакомство с сутью предъявленного Пасько обвинения и с доказательной базой этого обвинения вынудило нас констатировать, что Григорий Пасько не совершал никаких деяний, описанных в предъявленном ему тяжком обвинении.

Следствие не смогло доказать ни одного факта незаконной передачи журналистом какой-либо информации представителям иностранных организаций.
Следствие не смогло доказать ни одного факта незаконного сбора информации журналистом и только подтвердило, что все его действия по сбору информации не выходили за рамки его служебных полномочий.
Следствию осталось только голословно утверждать, что сведения собираемые журналистом, собирались им с целью передачи иностранным коллегам, хотя очевидно, что журналист Пасько собирал установленным порядком сведения необходимые ему для его профессиональной деятельности. (См. Приложение 1 и Приложение 2)

Изучение всех доступных материалов по делу Пасько стало причиной широкой общественной защиты (в том числе и международной защиты) журналиста. В январе 1999 года всемирно авторитетная Amnisty International объявила Григория Пасько узником совести.
Общественность имеет все основания предполагать, что истинной причиной преследования журналиста является его самоотверженная деятельность по освещению угрожающей экологической обстановки, сложившейся в Тихоокеанском регионе в результате безответственных действий командования ТОФ по утилизации списанных атомных подводных лодок и отработанного ядерного топлива.
Необходимо отметить, что именно деятельность журналиста Пасько в большой мере инициировала предоставление международной финансовой помощи, необходимой для решения проблем экологической безопасности Приморья.

Защита Григория Пасько с искренней верой в правосудие ожидала этапа судебного разбирательства этого дела.
Судебный процесс начался в сентябре 1998 и первым же решением суда Григорию Пасько было отказано в изменении меры пресечения на время судебного разбирательства.
Содержание Пасько под стражей уже не вызывалось никакой необходимостью и единственным основанием для пребывания Пасько в тюрьме могло бы быть обоснованное предположение о том, что подсудимый намеревается скрыться от суда и тем самым воспрепятствовать отправлению правосудия.
Однако, и сам журналист и все авторитетные организации, выступающие в его защиту, неоднократно и публично заявляли, что основная их цель - добиться справедливого решения именно в результате судебного рассмотрения этого дела. В такой ситуации предполагать, что Пасько может скрыться от суда - просто нелепо, ибо это стало бы косвенным признанием вины самим журналистом.

Уже много месяцев длится судебное рассмотрение дела. За это время состояние здоровья Григория Пасько резко ухудшилось. Он перенес гипертонический криз и ему не оказывается необходимая медицинская помощь.

В судебном заседании ни один из свидетелей, несмотря на все давление со стороны обвинения, не подтвердил ни передачу журналистом секретной информации, ни сбор ее незаконными способами, ни наличие намерений передать некую секретную информацию, ни даже секретность самих обнаруженных у журналиста материалов.

Полный крах версии обвинения обернулся для подсудимого началом неправового давления со стороны суда. От процесса отстранен один из адвокатов Григория Пасько. Самому подсудимому суд неоднократно угрожал удалением его из зала заседаний. Перечисленные действия, хотя и допустимы с точки зрения процессуального законодательства, но вызывают сильные сомнения в том, что данный судебный процесс является именно отправлением правосудия.

Пользуясь закрытостью процесса, суд отказывает подсудимому и его защите в рассмотрении ходатайств и заявлений, отказывает в требовании приобщить нерассмотренные ходатайства к материалам дела и это грубейшее нарушение закона явно показывает, что суд находится под давлением обвиняющей стороны и над журналистом Пасько свершается не правосудие, а вершится расправа.

По причине резко ухудшившегося здоровья Григория Пасько семеро наших соотечественников, чьи честность и безупречная порядочность доказаны всей их жизнью, в полном соответствии с действующим законодательством направили в суд ходатайство о личном поручительстве. Суд не счел возможным ни рассмотреть это ходатайство, ни приобщить его к материалам дела. (См Приложение 3)

Ваше Преосвященство,
поддержите ходатайство Ваших выдающихся соотечественников!

Ваше слово могло бы защитить справедливость и правосудие. Оно сохранит здоровье Григория Пасько и будет способствовать его полноценному участию в судебном процессе. Ваше участие поможет торжеству правосудия.

От имени Общественного Комитета в защиту Григория Пасько

Президент Фонда защиты гласности А.Симонов, тел 201-44-20

Главный редактор журнала Индекс/Досье на цензуру Н.Ним, тел/факс 201-50-86

(См. Ответ из Московской Патриархии от 26 мая 1999 года)


Общественный Комитет в защиту Григория Пасько