Борис Дубин
О большинстве и меньшинстве
Давайте пойдем за языком: если он и не всегда ведет к цели, то, по крайней мере, наводит на мысли.
Первое, что приходит в голову при слове «общество», это «общее», «общение», «обобщение». Между тем, общих идей, представлений, символов у россиян сегодня почти нет: ежевечерний экран телевизора, двуглавая фигура первого лица на нем, если говорить о настоящем, плюс военный триумф в уже далеком для большинства прошлом и по ежегодным праздникам Победы – вот, по сути, и всё. Круги общения сведены сейчас для большинства россиян исключительно к «своим» – ближайшим родственникам у старших, ближайшим друзьям у молодых, всем остальным (оценка трех четвертей взрослого населения России!) доверять нельзя. Страну окружает множество врагов (мнение трех пятых). Приезжих лучше выселять, но в любом случае их приток следует ограничивать (установка 55–60%, относительно терпимы к приезжающим в нашу страну, в наш город процентов 15–20, не больше). Как видим, общность сегодняшних россиян строится по преимуществу на самоизоляции, неприязни, взаимно здесь исключительно недоверие и отторжение. В силах ли возникнуть и чем будет питаться в таких условиях способность к обобщению – социальное воображение, готовность представить, помнить, учитывать точки зрения множества других, чем ты сам? Из каких обобщенных ориентиров, норм, авторитетов – правовых, моральных – может сегодня исходить человек в России? С кем – кроме тех, кто ему впрямую опасен или «полезен», – он станет считаться?
В современных обществах уважительное отношение к закону, праву, морали напрямую связано с их сложностью и динамизмом: не то чтобы люди там от рождения были такие уж кристально честные, порядочные, терпимые и т.п., но без предельно общих, а значит – предельно обобщенных мер индивидам попросту не справиться с повседневным многообразием жизненных ситуаций, динамизмом требований, усложненностью связей. Подчеркну здесь слово «индивидам» – оно означает человека самостоятельного, однако не атомарного, а независимого в своем стремлении к солидарности с другими (самостоятельность, состязательность, солидарность – или, что то же самое, «свобода, равенство, братство» – тут не исключают, но подразумевают друг друга). Отсюда же доверительное в целом отношение в таких обществах к служителям закона, правоохранительным органам, фигурам морального авторитета. В наших же условиях раздробленности и недоверия человек исходит из привычки, но на всякий случай опасается экстраординарного. Большинство на уровне трех пятых – двух третей, а то и трех четвертей как раз и складывается в нынешней России из людей привычки, людей, привыкших привыкать, – тех, для кого ничего не происходит и ничто не меняется. Хуже всего, что они привыкли к произволу, то есть как раз к чрезвычайности, беззаконию, собственному бесправию. Вот как наши соотечественники – из года в год! – оценивают ситуацию с произволом тех самых органов, которые предназначены охранять их права.
Насколько серьезной для современной России, является, на Ваш взгляд, проблема беззакония и произвола правоохранительных органов?
2004 июль | 2005 январь | 2006 январь | 2010 январь | |
Очень серьезная проблема | 40 | 40 | 40 | 34 |
Довольно серьезная проблема | 42 | 42 | 42 | 47 |
Не слишком серьезная проблема | 10 | 11 | 10 | 11 |
Нет такой проблемы | 2 | 2 | 2 | 1 |
Затруднились ответить | 6 | 6 | 6 | 7 |
N=1600
Насколько Вы лично чувствуете себя защищенным от произвола правоохранительных органов?
2004 июль | 2005 январь | 2006 январь | 2010 январь | |
Полностью защищен | 3 | 2 | 2 | 5 |
Довольно хорошо защищен | 12 | 12 | 12 | 11 |
Слабо защищен | 46 | 50 | 52 | 53 |
Совершенно не защищен | 34 | 31 | 29 | 24 |
Затруднились ответить | 6 | 6 | 5 | 7 |
N=1600
Каким образом, на Ваш взгляд, изменилась в течение прошедшего года личная безопасность граждан?
2004 | 2005 | 2006 | 2009 | 2010 | |
Положение изменилось к лучшему | 7 | 5 |
6 |
6 |
6 |
Положение изменилось к худшему | 50 | 44 |
33 |
33 |
35 |
Положение не изменилось | 37 | 45 | 53 | 48 | 52 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 5 | 8 | 13 | 7 |
N=1600
Как будто за последние годы стали поменьше цифры о переменах к худшему, но больше-то стало никак не тех, у кого дела улучшились, а лишь тех, для кого положение не меняется. Что это за положение, стоит оценить всерьез. Каждый пятый россиянин, по его признанию, живет сегодня в ситуации станицы Кущевская – «рядом с бандой или бандами, которые терроризируют окружающее население». На вопрос «От кого зависит ваша безопасность, на чью защиту вы можете рассчитывать в случае необходимости?» свыше двух третей взрослых россиян отвечают: «На семью, родных, близких друзей». Один из трех упоминает при этом государство, президента, один из пяти – соседей и товарищей по работе. Всё, круг замкнулся, и это понятно: он с самого начала был неширок.
Я говорил о большинстве. Его положение очевидно, реакции понятны, но им дело не исчерпывается и никогда не исчерпывалось. Посмотрим на ситуацию под другим углом.
Каким образом граждане России могут сейчас скорее всего добиться решения своих проблем?
2008 январь | 2010 декабрь | |
Обращаясь с просьбами и предложениями в органы исполнительной власти | 17 | 21 |
Поддерживая на выборах политические силы, которые готовы взяться за решение их проблем | 12 | 10 |
Обращаясь в судебные органы | 21 | 41 |
Обращаясь в средства массовой информации | 8 | 23 |
Активно участвуя в общественной деятельности (деятельности партий, профсоюзов и иных общественных организаций) | 5 | 5 |
Участвуя в протестных акциях: митингах, шествиях, забастовках | 7 | 15 |
Другое | 1 | 9 |
Никак не могут | 21 | 24 |
Затруднились ответить | 9 | 10 |
N=1600
Обращаю внимание на те показатели, которые за последние два года выросли (обращение в суд, в СМИ – они выделены). Среди них – акции протеста. В целом, если суммировать данные разных опросов, на важность подобных актов гражданской солидарности указывают 15–20% взрослого населения, на авторитетность и эффективность судебных инстанций – даже вдвое больше. Конечно, перед нами заявления, отнюдь не действия. Но заметим, что доля так думающих растет. И чаще других так думают вовсе не самые обездоленные, а те, у кого ресурсы и возможности выше среднего: более молодые, образованные, урбанизированные, обеспеченные, знающие языки, повидавшие мир. Их меньшинство. Но от такого квалифицированного меньшинства, его понимания себя и других, его сплоченности, дальновидности и ответственности, его, наконец, действий зависит и будет зависеть многое.