Ирина Мардарь
Два крыльца Атаманского дворца
Ирина Мардарь – сотрудник Института социологии РАН
Как было
Как интересно переплетаются пространство и время! Мы только не всегда даем себе в этом отчет. Высокие материи на самом деле – не абстрактные философские категории, а наша повседневность. Из обсуждения местоположения Музея памяти 62-го года вырастает целая дискуссия о прошлом и настоящем, о значимости трагических событий нашей истории и «прорастании» ихв современности. Сегодня Музей памяти пытается обрести себе новое пространство. И как все предыдущие годы, эти события пробиваются сквозь пелену забвения, желания вернуть в небытие самое жесткое противостояние власти и народа в советский период истории нашего государства.
Именно пространственно-временные факторы стали ключевыми в трагедии, разыгравшейся 2 июня 62-го. Совпадение по времени двух событий, резко ухудшающих экономическое положение рабочих и их семей (снижение расценок на нормы выработки и повышение цен на продукты питания), а также пространственное устройство города Новочеркасска (в Промышленном районе были сконцентрированы заводы-гиганты и рабочие поселки, ставшие в одно мгновение социальной базой протеста) можно считать основными в возникновении массовых коллективных действий и быстрой мобилизации протестующих. На возникновение коллективных протестных действий в Новочеркасске в 1962 году повлиял весь комплекс социально-экономических, социально-политических и социокультурных факторов. Производственный конфликт был обострен грубостью руководства завода, недальновидностью партийной номенклатуры и значительно усилился средовым фактором. Высокий потенциал протеста был обусловлен как общим уровнем недовольства социальной политикой в стране в целом, так и «питательной» средой города, основанной на социокультурных факторах местности.
Новое время и новое пространство
Проблема вокруг расположения Музея памяти 62-го года совершенно неожиданно обнажила вопросы, которые были «спрятаны», «непроговорены» (как сказали бы психологи), а потому и привели к тому состоянию, которое можно назвать одновременно и «патовой» ситуацией, и конфликтом. О каких вопросах идет речь? Например, такие: «Как соотносятся события 1962 года и история казачества? Есть ли в них какой-либо казачий «след»?», «Какие события истории мы должны хранить и зачем?», «Что такое современный музей? Место сохранения артефактов или пространство для диалога прошлого, настоящего и будущего?». Вопросы эти носят и провокационный, и политический, и вполне практический характер.
Музей памяти 62-го года был создан по инициативе членов Фонда Новочеркасской трагедии и открыт к 40-летию событий как муниципальный музей. Администрация города и городская Дума приложили немало усилий к тому, чтобы это событие вообще состоялось: было выделено и отремонтировано помещение, найдены средства в городском бюджете на оплату труда директора и смотрителя. С первого же дня своего существования музей отличался от всех «очагов» или, как сегодня сказали бы, объектов культуры. Прежде всего своим происхождением. Члены общественной организации инициировали его создание, собрали экспонаты, разработали концепцию экспозиции, нашли дополнительные средства в благотворительном фонде на оргтехнику и музейное оборудование.
Важным отличием является то, что экскурсии в нем проводит человек, причастный к событиям. И вместо простого изложения фактов посетители получают эмоциональный рассказ очевидца, пострадавшего в этих страшных событиях. История лучше понимается через судьбы конкретных людей. Валентина Евгеньевна Водяницкая могла бы спокойно отдыхать на пенсии, но она работает в музее и ежедневно рассказывает вновь и вновь о том времени и о себе. Она стала душой этого маленького музея. И, кажется, что это понимают и все посетители. Вот почему практически в каждой записи, оставленной в книге отзывов, есть пожелание долголетия и здоровья этой хрупкой женщине.
«Материалы музея и замечательная экскурсия, проведенная Валентиной Евгеньевной Водяницкой, позволили испытать острое чувство сопричастности к июньским событиям 1962 г. Перед учителями и воспитанниками интерната № 33 предстала живая история, рассказанная непосредственным участником событий… У нас нет права забывать о том, что сделали наши земляки, новочеркасцы, во имя защиты прав человека», «Я свидетель событий 1962 г., посетил музей и хочу поблагодарить за хорошую организацию музея…», «Я, взрослый человек, проживший определенный отрезок жизни, спокойно не смогла смотреть экспозицию музея. Это страшно! Спасибо сотрудникам за то, что мы узнали о своей истории», «4 взвод 3 курса Суворовского училища МВД благодарит за экскурсию. Ваш музей хранит очень важную память из черных дней нашей Истории!».
Многие посетители музея отмечали, что помещение тесновато для экспозиции и нужны новые возможности для развития. Это стало ясно и во время недавних визитов Д.А.Медведева и В.В.Путина в Новочеркасск. Поместиться в двух крохотных комнатах было бы трудно и лидерам государства, и сопровождающим лицам, и СМИ, поэтому состоялось только возложение цветов к памятному камню в сквере.
Выход есть. Два входа!
Члены Фонда Новочеркасской трагедии обратились к губернатору области В.Ф.Чубу с просьбой повысить статус музея, включив его в состав государственного музея и предоставить для экспозиции место в Атаманском дворце (нынче – госмузей). Губернатор откликнулся на нужды членов Фонда и его подопечных. Своим постановлением он решил эти вопросы. Дополнительную прибавку к пенсии получила уже ставшая немногочисленной группа пострадавших (репрессированные, раненые). Однако радость оказалась недолгой. В планы чиновников Министерства культуры РО и руководства музея Донского казачества делиться Атаманским дворцом это не входило. И «самозванцам» была предоставлена комната по площади равная прежним двум, без выхода на место расстрела и без отдельного входа. Теряется и смысл развития Музея памяти 62 го года, если по-прежнему невозможно будет показывать видеофильмы и воспоминания очевидцев, имеющиеся в архивах музея.
Вполне логичный выход предлагает сама архитектура здания. Два крыльца Атаманского дворца как бы за всех уже решили это вопрос. С одной стороны, это общие экспозиции под одной крышей, ведь теперь два музея слились, а с другой – это все-таки достаточно разные периоды истории и города, и Донского края, да и несут они совершенно разные смысловые посылы и эмоциональные впечатления для посетителей. Однако у руководства музея есть свои аргументы, среди которых и такой, что событие 62-го не является историей казачества. Да и вообще отдельное крыльцо открыть для экспозиции 1962 г. нельзя из-за проблем, которые возникнут с охраной здания, и главное – в этом крыле находится фондохранилище.
«А как это общественность может диктовать условия министру культуры?» – эта эмоциональная реплика прозвучала из уст одной городской чиновницы в августе, когда члены Фонда Новочеркасской трагедии вместе с сотрудниками музея Донского казачества совместно искали пути выхода из ситуации. Позже и сама министр культуры объявила, что ни общественных организаций, ни общественных советов при музее не будет. Сегодня слова «гражданское общество», «некоммерческие организации» произносятся довольно часто с разных трибун, но их содержание и смысл от этого не стали понятными. Если вопросы о роли общественности возникают в ситуации вокруг Музея памяти62-го года, это значит, что ни тогда, 45 лет назад, ни сейчас, эта роль не осознается до конца. Деятельность общественной организации, которая выполнила ключевую роль в воссоздании правды о событиях и в помощи пострадавшим, далеко не всеми оценивается как благое дело, а сами члены этой организации регулярно обвиняются в приобретении на событиях финансового и политического капитала.
На 20-летнюю работу Фонда интересно посмотреть с точки зрения изменения задач, которые он ставил перед собой в рамках следования неизменной цели – сохранения памяти о трагических событиях столкновения власти и народа.
В конце 80-х – начале 90-х годов члены Фонда собрали воспоминания очевидцев и участников, «прорвались» к архивам и рассказали правду о Новочеркасской трагедии. Потом была помощь в реабилитации осужденных за участие в событиях 2 июня 1962 г. Следующим этапом стал поиск мест захоронения.
По факту обнаружения общественниками человеческих останков было возбуждено уголовное дело, и в Новочеркасск прибыла группа следователей из военной прокуратуры, которая в течение двух лет проводила расследование. Состоялось перезахоронение всех найденных останков,оборудован мемориал.
В последнее время Фонд работал с молодежью. Исследования новочеркасских школьников занимали первые места в общероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия – XX век». В 2002 г. Фонд организовал музей и издал книгу «Новочеркасск. Кровавый полдень». Для музея были собраны экспонаты, которые передали пострадавшие в трагедии люди. В экспозицию также попали вещи, найденные при раскопках мест захоронений.
Сегодня муниципальный музей закрыт и общественники проявляют беспокойство за судьбу экспонатов, собранных с большим трудом. Они могут оказаться в запасниках государственного музея, и тогда… Опасения имеют под собой почву. Желание показывать парадный подъезд города сильно и поныне. Трагические события, по мнению ряда деятелей культуры, должны быть отодвинуты куда подальше...