Татьяна Подгорная
Вверх по лестнице, ведущей в мир
Наверное, каждый, кто в какой-то момент жизни по велению души начинает помогать прежде совершенно незнакомым людям, постоянно задает себе вопросы: зачем я это делаю? Что смогу им дать, чем помочь? Над этим много размышляла и я, познакомившись в 1998 году с молодыми воспитанниками одного из психоневрологических интернатов Москвы, в основном с диагнозом «детский церебральный паралич», и работающими с ними добровольными помощниками из благотворительного фонда «Ради будущего».
Началось наше знакомство с большой коллективной поездки за город, с моего интереса к этим людям, в основной массе своей лишенным возможности самостоятельно передвигаться по Москве, с желания хотя бы немного обогатить их жизнь новыми впечатлениями. Потом – встречи в стенах интерната, прогулки по окрестным паркам, и все это время – постепенное сближение, попытки понять их, очень разных, но с самого детства одинаково обделенных вниманием и заботой.
Общение с нашими подопечными, а также анализ ситуации на примере одного психоневрологического интерната для взрослых г. Москвы показали, что среди большого числа живущих в таких учреждениях людей с явными нарушениями интеллекта и психики встречаются совершенно другие, отличающиеся от них сильным желанием учиться, узнавать новое, а подчас и незаурядными творческими способностями.
Но и такие люди, как правило, оказываются «за бортом» нашего общества: с детства воспитываясь в государственных учреждениях системы социальной защиты, они, независимо от своего физического состояния и реального уровня интеллекта, фактически не имеют возможности получить образование даже в объеме вспомогательной школы, овладеть доступной им профессией и начать самостоятельную жизнь. Их будущее во многом зависит от везения, случая: лишь единицы благодаря активной помощи своих друзей пытаются стать полноправными членами общества, преодолевая на этом пути множество препятствий.
По профессии я учитель русского языка и литературы. До своего появления в интернате работала только со школьниками, но откликнулась на просьбу позаниматься русским языком с воспитанником интерната, которому к тому моменту исполнилось двадцать два года.
Впервые я увидела A. за несколько дней до начала работы с ним, но еще раньше слышала о нем многое. Понимала, что столкнусь с самыми разными проблемами, однако гораздо важнее для меня было его огромное желание заниматься, готовность к систематической работе и к преодолению трудностей. И это – при официальном диагнозе «олигофрения в стадии дебильности».
Всю свою жизнь A. провел в интернатах. Однако, в отличие от большинства воспитанников психоневрологических интернатов, у него нет никаких нарушений опорно-двигательной системы. У него очень хорошая координация движений: он умеет жонглировать, играть в настольный теннис, любит совершать дальние прогулки на велосипеде.
По уровню интеллектуального и духовного развития А. также сильно выделяется среди людей, с детства живущих в замкнутом пространстве интернатов. Это произошло в значительной степени благодаря влиянию церкви, под которое он попал в возрасте четырнадцати лет. A. участвует в богослужениях, знает наизусть много молитв на церковнославянском языке, свободно читает на нем. У A. развито пространственное мышление: он свободно ориентируется в Москве и области. Кроме всего прочего, он владеет различными навыками в области сельского хозяйства, техникой плетения макраме, умеет обращаться со столярными инструментами.
Какие цели я ставила перед собой, продумывая свои уроки с ним?
Прежде всего, мне хотелось помочь ему в овладении грамотной письменной речью, чтобы он научился свободно выражать свои мысли на бумаге. Это соответствовало и его желаниям: до начала нашей работы A. пытался заниматься самостоятельно. Другая не менее важная цель – развитие личности, расширение круга его интересов, представлений о себе и мире через изучение русской словесности.
Трудности, которые возникли во время нашей работы, особенно в самом начале, были связаны во многом с большим перерывом в образовании A., продолжавшимся двенадцать лет.
Продумывая уроки, я стремилась использовать любую возможность, чтобы помочь ему глубже осознать себя и окружающий мир. Так, на одном из занятий A. должен был письменно ответить на вопрос: «Кто я?», подобрав от пяти до десяти «определений». Позже он аналогичным образом отвечал на вопрос: «Какой я?» По его реакции на эти задания стало ясно, что при их выполнении ему пришлось впервые в жизни (в двадцать два года!) задуматься о себе. Это очень важно для личностного роста, особенно для людей, живущих в интернатах, поскольку с ними этим практически не занимались.
Я старалась как можно чаще опираться на личный опыт A. На одном из занятий попросила его выразить свое понимание изречения древнеримского философа Сенеки: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Если хочешь жить для себя, живи для других». Первая реакция моего ученика на это высказывание была очень яркой, непосредственной: «Это про меня!» Затем он сформулировал свое понимание этой мысли, которая оказалась созвучна его раздумьям о себе и своих взаимоотношениях с окружающими.
Каковы были результаты нашей работы за первый год?
A. стал более собран, научился работать сосредоточенно, не отвлекаясь, в течение долгого времени. Всегда настроен на серьезную работу, несмотря на усталость, а порой и головные боли, о которых он старался не говорить учителю, чтобы не снижать темп обучения. В процессе нашей работы с A. были зафиксированы изменения в его личности: он стал больше доверять людям, легче идет на более тесный контакт. Почувствовав уверенность в себе, начал пользоваться письменными формами коммуникации для решения своих проблем. Расширился круг его интересов: ему захотелось осваивать не только русский язык и литературу, но и др угие области жизни и культуры.
А вот как описывает свой путь еще один из моих учеников, в прошлом воспитанник детского интерната Комитета социальной защиты.
Почему мне было трудно учиться?
Жизнь в детском интернате, в котором я провел десять лет, была полна страха. Мы боялись выходить на улицу, зная о том, что нас поджидают ребята из другого корпуса, у которых возникало только одно – ненависть к инвалидам. В нашем отделении происходило то же самое: для того, чтобы жить спокойно, мы должны были подставлять другого. Если это удается сделать, то можешь радоваться, если нет, тебя побьют. У меня не было почти никого, кто бы помог в трудную минуту, а ведь нормальное развитие начинается с общения и понимания.
Программа обучения была просто смешной. Например, нас учили пять лет писать палочки, крючочки, потом два года мы изучали предметы начальной школы: на уроках русского языка списывали с доски, под диктовку писали отдельные слова. По математике программа тоже была не лучше: примеры давали очень простые, в пределах ста. О литературе говорить нечего: уроки проводились раз в месяц. Какие могут быть знания, когда так обучают?
Потом, когда я уже жил дома, мне позвонили из Центра реабилитации для больных ДЦП. Я поехал в этот центр и выяснил, что у меня еще две проблемы: вторая нерабочая группа и справка о дебильности. Причем в интернате во время прохождения комиссии (ВТЭК) у меня даже не спросили, согласен ли я с таким решением.
Я долго не мог найти место учебы из-за того, что у меня такие документы, но в какой-то момент все повернулось к лучшему. Мы с мамой нашли училище, где обучали на швею и на мастера по ремонту швейных машин. Мы собрали все нужные документы, но в это время училище закрыли. Его перевели в другое место, а там уже таких, как я, не брали.
Но вдруг я узнал о том, что есть организация, которая помогает ребятам, вышедшим из детских домов и желающим продолжить учебу. Я решил туда поехать, меня там проверили и выяснили, что у меня знания совсем слабые (третьего класса). Я был принят с первого раза, но передо мной встал выбор: либо учеба, либо реабилитационный центр. Я испугался, что не смогу получить лечение, и отказался от учебы. Проходит еще год, и ситуация почти повторяется, но тут я начал думать: если так будет продолжаться, то я никогда не начну учиться.
Я долго приспосабливался к расписанию занятий, ведь в этот момент жил в Подмосковье, поэтому с последнего урока приходилось отпрашиваться, чтобы успеть на электричку. Из-за этого мне было еще труднее учиться.
Но потом мы переехали в Москву, и мне стало намного проще: я начал ездить на все уроки. Конечно, программа дается тяжело, тем не менее я стараюсь ее выполнять. Даже самый трудный предмет – английский язык – у меня начинает получаться.
Я считаю, что все мои проблемы возникли из-за того, что мне вовремя не дали возможности получить образование.
C., 21 год.
За пять с половиной лет работы с молодыми инвалидами я увидела полное равнодушие представителей наших государственных органов к судьбе конкретного человека, их нежелание облегчить жизнь людям, которые могли бы приносить пользу обществу и зарабатывать, пусть и небольшие, средства к существованию. Все, чего мы добились, получилось, скорее, вопреки инструкциям и внутренним установкам тех, кто по долгу службы обязан помогать инвалидам.
Наверное, главная особенность нашей работы – в том, что она была начата по инициативе самих воспитанников, которые очень хотели учиться, чтобы постепенно преодолевать свое отставание от здоровых сверстников. К сожалению, в существующей системе государственных интернатов для взрослых полностью отсутствуют условия для их интеллектуального развития, и максимум, что могут сделать сотрудники интерната, – это не мешать молодым людям искать тех, кто согласится им помочь.
С самого начала вся работа задумывалась как индивидуальная: мы стремились строить ее с учетом особенностей каждого учащегося, добиваться максимально комфортной атмосферы на занятиях и постоянно анализировать результаты работы, отмечая любые, даже небольшие, достижения наших подопечных.
Нам не известны примеры обучения в нашей стране инвалидов, имеющих столь глубокую педагогическую запущенность: уровень знаний молодых людей 18–22 лет в лучшем случае соответствовал третьему классу массовой школы, а их представления об окружающем мире оказались крайне скудны. Поэтому мы были вынуждены опираться лишь на собственный опыт преподавания в общеобразовательных школах и на свои представления о возможностях наших учеников. Они понимали, что их отставание очень велико, и старались работать как можно активнее.
Довольно скоро некоторые ребята почувствовали, что могут учиться, и захотели получить систематическое образование. Мы поняли, что только силами волонтеров из нашего фонда сделать это невозможно, и начали искать для них учебное заведение.
Однако все выпускники детских интернатов Комитета социальной защиты автоматически получают диагноз «олигофрения в стадии дебильности» и, следовательно, нерабочую группу инвалидности. С таким диагнозом их не могут принять даже в учебные заведения для умственно отсталых детей.
Представители официальной медицины довольно редко соглашаются изменить диагноз инвалиду, даже если он уже адаптировался в обществе. На приеме в психоневрологическом диспансере психолог задавала моему ученику вопросы на определение уровня интеллекта, не учитывая, что у человека не было возможности получить образование хотя бы в объеме вспомогательной школы. В результате диагноз был оставлен прежний.
К счастью, в 1997–1998 годах в Москве стали открываться негосударственные вечерние школы для бывших воспитанников детских домов, чтобы они могли восполнить пробелы в знаниях, получить аттестат и подготовиться к поступлению в вузы. В эти школы принимают всех желающих, не требуя медицинских документов.
В итоге контингент набирается достаточно разношерстныq. Многие учатся по программе 5–6-го классов в возрасте 18–20 лет и старше, им трудно усваивать большой объем информации, абсолютно новой для них. Но, по моим наблюдениям, преподаватели часто не обращают внимания на особенности ребят. Нередко объяснение материала ведется сложным языком, с большим количеством терминологии. Учащимся могут дать задание, не объяснив, как его выполнять.
Несмотря на все это, у молодых людей, которые готовы много заниматься, появляется возможность получить качественное образование. В случае с моими подопечными успех обучения во многом зависел от дополнительных индивидуальных занятий со мной.
Большинство бывших воспитанников интернатов не всегда адекватно оценивают свои возможности, осознают собственные жизненные перспективы. В сентябре 2001 года я почувствовала, что у одного из моих учеников появилась потребность наметить ближайшие жизненные цели. Я спросила, чего он хотел бы достичь через пять лет. Затем мы вместе продумали, что для этого должно измениться в его жизни через четыре года, три года, два года, год. Вот что появилось в результате обсуждения:
закончить общее образование | начать получать профессию | получить профессию | семья, работа | ||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Потом я попросила его назвать те профессии, которые ему интересны, и то, чем он мог бы заниматься («не очень интересно, но соответствует твоим способностям»).
Вот что у него получилось:
Что интересно | Что мог бы делать |
повар озеленение, цветоводство (?) электрик | шитье картонажное дело, переплет |
Среди названных C. профессий нет ни одной, для получения которой необходимо высшее образование или общее образование в объеме одиннадцати классов: достаточно окончить основную среднюю школу или даже вспомогательную. Вероятно, это отражает его стремление как можно быстрее овладеть профессией и начать самостоятельную жизнь.
Стало ясно, что C. достиг новой ступени в развитии личности: до этого его представления о возможной сфере деятельности были крайне размытыми. Впоследствии, приблизительно через семь месяцев, почувствовав изменения в себе, C. попросил меня вернуться к обсуждению круга профессий, которыми он мог бы овладеть. Это свидетельствовало о его стремлении к осознанному выбору профессии, к более глубокому пониманию себя.
Что интересно | Что мог бы делать |
сантехник плотник слесарь по ремонту бытовой техники электрик гончар производство электротоваров | цветовод курьер переплет книг, брошюровщик производство электротоваров |
Работа по прояснению жизненных планов была для этого человека одним из шагов в самопознании. Для меня важно не то, реализуются ли его планы, а то, что он впервые задумался, чего хотел бы достичь через пять лет и что для этого надо сделать.
Все бывшие воспитанники психоневрологических интернатов в той или иной степени испытывают трудности в общении в незнакомой обстановке, так как остро чувствуют свою неполноценность. Чтобы дать своим ученикам опыт такого общения, я включаю их в совместную деятельность со здоровыми людьми. Это могут быть одно- и двухдневные, а также более длительные поездки с целью осмотра достопримечательностей в Москве, Московской области и других городах, небольшие туристические походы, участие в строительстве снежной крепости для праздника Масленицы и в самом празднике.
Результат появляется довольно быстро: ребята начинают более свободно чувствовать себя среди незнакомых людей, становятся крепче физически, у них появляются новые интересы, они обретают большую уверенность в себе.
Общаясь с инвалидами, я с удивлением узнала, что серьезные проблемы с адаптацией в обществе возникают не только у бывших воспитанников психоневрологических интернатов. Одним из моих учеников стал инвалид, живущий дома, с родителями, и учившийся в массовой школе – в основном на дому, так как вследствие ДЦП у него сильно поражены руки.
Качество полученного им образования было недостаточным для поступления даже в техникум для инвалидов. Ему мешали также крайне низкая самооценка и большое количество психологических комплексов.
Мы занимались с ним подготовкой к вступительному экзамену по русскому языку и одновременно – решением психологических проблем.
После восьми месяцев напряженной работы этот молодой человек смог с первой попытки поступить в техникум, сдав оба экзамена, по русскому языку и по истории, на оценку «удовлетворительно», окончил его, почти каждую неделю приезжая ко мне за помощью в выполнении домашних заданий; наши психологические консультации также продолжались. Получил специальность «юрист – работник органов социального обеспечения со знанием основ права». К 23 годам стал более самостоятельным, уверенным в себе.
Однако устроиться на работу по специальности он не смог, был вынужден в течение нескольких лет сидеть дома, заниматься самообразованием и искать любую работу, на какую согласятся взять инвалида с тяжелым поражением рук.
Прошли годы. За это время в жизни моих взрослых учеников многое изменилось.
Первый из них к двадцати семи годам смог получить свидетельство об окончании неполной средней школы, а позже – окончить экстерном 10-й и 11-й классы и одновременно – профессионально-техническое училище по профессии «столяр-краснодеревщик». Это потребовало от него напряженной многолетней работы и получилось во многом благодаря активной помощи и поддержке со стороны педагогов, которые с ним занимались дополнительно. Ему удалось осуществить свою давнюю мечту и поступить в духовную семинарию в г. Костроме, где в настоящее время А. учится на третьем курсе. Когда он приезжает в Москву, живет в своей квартире, полученной по ходатайству директора интерната. Абсолютно самостоятелен, полностью адаптирован к жизни в обществе. Тем, кто общается с А. сейчас и не знает всех подробностей его жизни, трудно представить, каким был этот человек десять лет назад.
Другой мой ученик, С., ценой больших усилий – своих и целой команды помощников-добровольцев – добился, чтобы в психиатрической ВТЭК ему изменили группу инвалидности со второй нерабочей на вторую рабочую, а затем, пройдя за полгода курс вспомогательной школы, в 23 года получил свидетельство о ее окончании. К сожалению, нам не удалось найти профессиональное училище для выпускников вспомогательных школ, куда согласились бы принять молодого человека с диагнозом «детский церебральный паралич». Поэтому, пока позволяло физическое состояние, С. работал курьером в различных организациях. Создал семью, сейчас не работает, помогает жене – инвалиду с более тяжелой формой ДЦП – ухаживать за ребенком, в будущем планирует найти работу. Как и первый мой ученик, С. совершенно не производит впечатления человека, в детстве лишенного возможности учиться.
Третий герой этой статьи – инвалид с тяжелым поражением рук – после двух лет, проведенных дома, смог поступить на заочное отделение Московского областного института физкультуры и сейчас учится там на третьем курсе по специальности «спортивная реабилитация инвалидов». Одновременно работает инструктором тренажерного зала в районном обществе инвалидов по месту жительства.
Осмысливая свою работу, я все чаще прихожу к выводу, что образование инвалидов, имеющих большие пробелы в знаниях, нельзя поставить на поток. Нужна гибкая структура дополнительного образования для взрослых, которая позволяла бы каждому решать стоящие перед ним задачи, двигаясь в своем темпе. У них должна быть возможность получить психологическую, профориентационную и другую помощь. Даже для людей с диагнозом «олигофрения» необходимо создавать условия для самосовершенствования, получения профессиональных навыков и последующего трудоустройства.
Наверное, только так наше общество сможет проявить истинную гуманность к тем, кто долгое время был фактически изолирован от него.