Наталья Эстемирова
Убить дважды
Опубликовано в газете «Грозненский рабочий»
Сколько раз можно убить человека? В наше время и в нашей республике это можно сделать дважды. Именно так был убит житель села Кулары Лом-Али Макалов.
18 октября в пятом часу вечера он, вернувшись с работы, хотел умыться во дворе перед совершением намаза. Дом его находится на самой окраине села. По дороге шла команда саперов. Они, как всегда, простреливали подозрительные кучки мусора и переплетения ветвей деревьев, не заботясь о том, куда летят пули. Одна из них попала в Лом-Али. На выстрелы выбежала десятилетняя дочка, его любимица Заира. Не желая травмировать ребенка, он проговорил:
– Я засыпаю. Позови людей, пусть разбудят меня.
Девочка, все поняв, бросилась на улицу. Она в истерике звала мать, кричала, что отец ранен. Детский голосок перебивали автоматные очереди; обстрел продолжался, подойти к раненому сразу было невозможно.
Наконец стрельба стихла, саперная разведка скрылась за поворотом дороги. Братья повезли раненого в ближайшую больницу в Урус-Мартан. Там их встретили странно: сначала с трудом удалось добиться носилок, потом, когда стало окончательно ясно, что Лом-Али скончался, не нашлось никого, кто мог бы извлечь пулю из трупа.
Адам, брат Лом-Али, двадцать два года проработавший в милиции, сразу сделал заявление в РОВД, еще не зная, что брат мертв. Прием в отделении милиции был не менее странный, чем в больнице. Сотрудник милиции почему-то у Адама спросил, что ему делать. Адам удивился и напомнил, что в случае ранения кого-либо сразу возбуждается уголовное дело, при этом он назвал несомненных виновников ранения. Когда врачи дали заключение о смерти Лом-Али, Адаму пришлось брать в милиции справку, чтоб провезти труп с огнестрельным ранением через блок-посты. Таким образом, в милиции Урус-Мартановского района есть, как минимум, два документа, которые должны были стать основанием для серьезного расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.
Этого не произошло. Вряд ли кого-либо из читателей удивит этот факт. Скорей удивило бы другое – если б команду саперов допросили, арестовали стрелявших, предали их суду. Все давно привыкли к тому, что, если погиб житель Чечни, а убийца командирован из благополучного уголка России, никакого наказания не будет.
Братья Лом-Али достойно похоронили брата, забрали его вдову и четверых дочерей и принимали соболезнования. Поток сочувствующих не иссякал, Лом-Али знали и уважали многие. Нелепая гибель потрясла сельчан. Вспоминали о его миролюбии, о том, даже паука не мог убить, выпускал на улицу.
Прошло около десяти дней, и вдруг новая беда. Макаловым сообщили о том, что в Интернете появилась информация о том, что их брат был боевиком. Хотя Интернет для жителей Чечни до сих пор является экзотикой, Макаловы нашли к нему доступ и прочитали сообщение от 27 октября под заголовком «В Чечне убиты два лидера боевиков»: «…При аналогичных обстоятельствах 18 октября в Урус-Мартановском районе был уничтожен член группы Х. Тазабаева Макалов Лом-Али, который был похоронен в населенном пункте Кулары».
30 октября на сайте lenta.ru появилась другая версия: под заголовком «В Чечне убиты помощники Абу аль-Валида. …Труп другого помощника арабского террориста – Лом-Али Макалова закопали в селении Кулары».
Сообщение с использованием инициалов появилось и в газете «Вести республики».
Таким образом Лом-Али превратился из мирного жителя в террориста, успев после смерти поменять одного хозяина на другого.
Для человека стороннего – это просто очередной ляп официальных СМИ. После того как количество уничтоженных, по их сообщениям, боевиков превысило население Чечни, включая столетних стариков и новорожденных младенцев, люди перестали и удивляться и возмущаться. Но для родственников Лом-Али такие сообщения с фронта борьбы с терроризмом – страшнее даже его гибели. Теперь они все для спецслужб родственники бандита, а значит, его пособники. Сегодня в Чечне это смертельно опасно. Дочери Лом-Али – это дочери бандита. Кто знает, как это отразится на их будущем? Они и так немало пережили: одна почти полностью потеряла зрение после бомбежек, которые они пережили в Грозном, у другой серьезные проблемы со щитовидной железой. Вдова Лом-Али слегла, не выдержав второго потрясения.
Макаловы обратились за помощью к Мовсару Хамидову, курирующему силовые структуры республики, попросили односельчан прийти на сход 1 ноября, пригласили телевидение. Хамидов обязал явиться представителей администрации, комендатуры, РОВД и прокуратуры Грозненского района, к которому относится село Кулары. Люди с возмущением говорили о том, что это уже не первая жертва произвола военных в их селе. В 2001 году при таком же обстреле была тяжело ранена женщина. Она стала инвалидом, все расходы на лечение тяжким бременем легли на семью. В том же году военные похитили жителя села, через несколько дней труп выбросили возле Урус-Мартана, а потом его объявили заместителем Гелаева. Никто не понес ответственности ни за увечья, ни за смерть, ни за клевету. Скорей всего, наоборот, кто-то получил награды.
Люди говорили о том, каким мирным человеком был Лом-Али, и не заметили, что они доказывали прокуратуре и милиции то, что доказывать были не обязаны. В УК РФ четко обозначена презумпция невиновности. Человек не должен доказывать свою непричастность к совершению преступления. Сначала следственные органы должны доказать вину подозреваемого, потом суд может назвать его виновным. А у нас все привыкли к тому, что чеченцы виновны уже по факту рождения.
Макаловы восстали против такой системы. Добиваясь справедливости, они готовы пойти даже на эксгумацию – шаг, в наших условиях чрезвычайно редкий. Сотрудникам силовых структур стоило бы оценить значимость этой жертвы.