"Тюрьма" интернет-приложение к журналу "Индекс"
раздел Малолетка
1. ПРАВОсудие?
Представьте себе: несколько сильных совершают насилие над одним слабым. А вы тоже очень слабы. И убежать у вас нет никакой возможности. Поднимите глаза к небу и перед Богом честно скажите: вмешаетесь вы, если над вами с вероятностью 99,9% тоже будет совершено насилие, или отвернетесь и постараетесь ничего не замечать и сами станете незаметным. Да, и не забудьте, что вы - не взрослый человек, а девочка-подросток. Страшно? А поскольку вы, вероятнее всего, выберете второй вариант, то вот вам наказание за трусость: статья "за соучастие в изнасиловании" и пребывание в колонии на срок, всего немножко меньший, чем самим насильникам.
Символ правосудия - весы, находящиеся в равновесии, то есть справедливость. Ну, раз справедливость, так и давайте судить за трусость людей, которые не протянули, например, руку утопающему или не полезли в горящий дом. Или что-то у нас эти самые весы по-прежнему в равновесии, а равновесия-то настоящего нет. Заржавели, наверное, потеряли подвижность. Вот и клади теперь на чашу весов сколько угодно человеческого горя, человеческой подлости и сухости, несправедливости. Чаши весов останутся неподвижными.
Наказываем детей в младенчестве за то, что громко плачут ночью или не хотят есть то, что, по нашему разумению, должны есть. Наказываем потом за то, что они дети, а потому шумные, нетерпеливые, неусидчивые, неспокойные, предпочитают бегать и веселиться в противовес скучным занятиям в школе. Потом наказываем за то, что хотят есть, за то, что не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации, за то, что сами мы их давно бросили на произвол судьбы.
Как легко скинуть с себя вину! Для этого надо всего-навсего забыть о существовании вопроса "почему?". Украла? Иди в тюрьму. Убила? Иди в тюрьму. А вот если спросить: "Почему?", то вдруг ответом будет: "Потому что вы отняли у меня все, не дали ничего, оставили в одиночестве самой решать свои проблемы, а я - только маленькая заблудившаяся в этом сложном мире девочка". Каково? Вот и бежим от "почему?", как черт от ладана. Вот и отвешиваем справедливость на ржавых весах.
2. Воспитательная колония
Слово "воспитание" как-то связано с питанием. Иначе - "воскормить" или "вскормить". Вскормить - значит за-ботливо и бережно вырастить что-то маленькое и слабенькое во что-то сильное, большое и здоровое. Этим и занимаются так называемые воспитательные колонии? Только девочки получаются какие-то нездоровые, недокормленные, хиленькие. Наверное, приготовленная без любви пища, холодная вода, баня раз в неделю, да и то неполноценная, чесотка и стрептодермия, тяжелая работа, минимум отдыха, сенсорная депривация, отсутствие нормальных взаимоотношений и, опять-таки, любви, многочисленные стрессы не способствуют тому, чтобы девочка-подросток выросла в здоровую сильную женщину, способную рожать нормальных, счастливых детей. Так что, по всей видимости, слово "воспитание" в словосочетании "воспитательная колония" имеет какое-то другое значение.
Есть еще "воспитание" в каком-то педагогическом смысле, ушедшее от своего первоначального значения. Оно означает подстраивание человека под рамки, принятые обществом. Образно говоря, если плохо залить вещество в форму, то, когда она застынет, надо долепить недостающие детали, чтобы "все было по форме". Надо, например, научить ребенка пользоваться ложкой, потому что в обществе не принято есть руками. Поедание пищи ложкой - закрепленная в обществе форма по принципу закрепления полезных для выживания вида навыков. То есть, если говорить о происхождении и выживании видов, форма - это и будет то, что родилось временем и способствует приспособлению вида к жизни в определенных условиях. Например, длинная шея жирафа. Эволюция в человеческом обществе, как и в природе, идет своим чередом. Так что для выживания человеческого рода ему нужна определенная форма. Если допустить, что чья-то форма не была достаточно хороша, чтобы выжить в обществе, то этот представитель рода умирает. Видимо, чтобы он не умер совсем, его помещают в воспитательную колонию, чтобы поправить форму.
Только вот получается, что образец формы, которая должна получиться в результате, в колонии отсутствует. Или там какая-то своя форма. Потому что результат уже окончательно не лезет в хорошую жизнеспособную форму. Иначе говоря, если до того, как скульпторы-воспитатели стали придавать этому представителю вида форму, этот представитель еще мог как-то худо-бедно выживать, то полученный на выходе уродливый монумент шансов на выживание уже не имеет.
Наверное, и слово "воспитание" в значении "придание необходимой для выживания в обществе формы" тоже не имеет ничего общего со словом "воспитание" в словосочетании "воспитательная колония".
Есть еще другое значение слова "воспитание" - причинение боли, наказание. Папа, например, часто "воспитывает" своего ребенка ремнем. В этом случае, конечно, мы уже совсем далеко уходим от первоначального смысла слова. Но словам тоже суждено в процессе эволюции терять свой первоначальный смысл. Зато, кажется, в этом случае мы наиболее близки к истинному смыслу "воспитательной колонии".
Только вот вопрос: кого "воспитывает" казнь через повешение, четвертование или отрубание руки? Ясное дело, что не повешенного. И здесь мы опять в который раз можем сказать: "чтобы другим неповадно было", то есть это - жертва за наше спокойствие.
Недавно по телевидению демонстрировали фильм "Побег из Шаушенга" по книге Стивена Кинга. Запал в душу один отрывок. Комиссия спрашивает пожилого человека: "Вы отсидели 40 лет из положенного вам пожизненного заключения. Исправились ли вы?". На что человек ответил: "Что значит "исправился?" Если вы имеете в виду раскаяние, то не было ни одной минуты со дня совершения мной преступления, когда бы я не раскаивался. Для этого не нужны были 40 лет".
А теперь посмотрите на небо и перед Богом честно спросите себя: вы не грабите, не убиваете потому, что боитесь наказания? Или просто вы не нуждаетесь в том, чтобы грабить и убивать? А если бы вы или ваши дети умирали бы с голоду, или вам или вашим детям грозила бы смертельная опасность, или если жизнь или общество поставило бы вас в соответствующую ситуацию, не украли бы вы, не убили бы вы, несмотря на возможность наказания за это? Только честно, пожалуйста.
А все-таки: "чтобы другим неповадно было" или все еще хуже?
Арены, гладиаторские бои, Берджес, "Влюбленный Шекспир": сцена публичной казни, где люди подпрыгивали, залезали на крыши карет, чтобы лучше видеть, толпа зевак возле столкнувшихся автомашин, фильмы-шарады "кто найдет убийцу", расстрел волков с вертолета, люди, склонившиеся над трупом и возбужденно обсуждающие его красоту и молодость... Я не могу продолжать. Это очень больно, потому что про нас.