"Тюрьма" интернет-приложение к журналу "Индекс"


раздел Рекомендуем книги

Версия для печати

Judith A. Scheffler (Ed.)
Wall Tapping
Feminist Press at the City University of New York, 2002, 330 c. / Перестукиваясь через стенку. Ред. Джудит А. Шефлер. Международная антология литературного творчества женщин-заключенных

Новое издание "Перестукиваясь через стенку" выходит в то время, когда во многих уголках мира жизнь за тюремной решеткой угрожает стать "нормой" для целых социальных слоев. Сегодня терпимое отношение к тюрьме, точно так же, как терпимость к рабству когда-то в Америке, возможно, представляется очень многим (причем даже добросердечным людям) неизбежным, разумным и даже милосердным.

В последние два десятилетия использование системы уголовного наказания для решения социальных проблем стало чрезвычайно распространено во многих странах. Полицейское расследование, задержание, предание суду, вынесение приговора, заключение в тюрьму, охрана, питание, снабжение одеждой, досрочное освобождение бедных, необразованных, больных и инвалидов превратилось в крупномасштабную программу общественных работ. Только в Соединенных Штатах свыше 4 миллионов человек (заключенных и функционеров правоохранительной системы) задействованы в финансируемой правительством системе уголовного наказания.

В некоторых странах тюремное заключение стало большим бизнесом. Есть влиятельные силы, крайне заинтересованные в извлечении прибыли от увеличения числа и размеров тюрем. Частные тюремные корпорации, банки и кредитные организаторы, архитекторы и строительные компании, политические представители депрессивных сельских регионов, где тюрьмы в настоящее время стали использоваться как инструмент "экономического развития" - вот неполный список групп давления, которые активно лоббируют расширение тюремной системы вне зависимости от пенологической необходимости. Рост ассигнований на тюремные нужды осуществляется за счет снижения бюджетных расходов на такие публичные услуги, как медицинское обслуживание, среднее образование и помощь престарелым.

В настоящее время Соединенные Штаты являются мировым лидером по числу заключенных, которых в этой стране, по данным организации "Сентенсинг проджект", насчитывается 2 млн. чел., и в процентном отношении к общей численности населения, это абсолютный рекорд среди всех стран мира. Только за последнее десятилетие в США произошел резкий скачок плотности тюремного населения - от 1 заключенного на 218 чел. до 1 на 142 чел. Другими словами, в США еженедельно число заключенных увеличивается на 1 585 чел. Американский "тюремно-промышленный комплекс", как его остроумно стали называть в последнее время, теперь является крупнейшим в мире.

В Соединенных Штатах, как свидетельствует "Сентенсинг проджект", чернокожие оказываются за решеткой чаще, чем в Южной Африке при режиме апартеида. Тюремное заключение в США стало преобладающим способом наказания небелых правонарушителей. По данным Бюро правоохранной статистики американского министерства юстиции, по состоянию на 30 июня 2000 года, в США на 100 тыс. чел. белого населения тюремному заключению подвергаются 235 чел.; среди чернокожего населения заключенных насчитывается 1 815 чел. на 100 тыс. населения; среди индейцев - 709 заключенных на 100 тыс. чел. и 609 на 100 тыс. чел. латиноамериканского происхождения.

Белые женщины, на которых приходится небольшая доля тюремного населения во всем мире, составляют пока менее 10 процентов заключенных в США, однако их доля растет стремительными темпами, причем эта тревожная тенденция проявляется преимущественно в росте числа бедных женщин-заключенных. Большинство осужденных на тюремное заключение женщин получают срок за не связанные с насилием экономические преступления - такие, как кража или подделка документов; во многих странах женщины становятся жертвами так называемой "войны с наркотиками", причем основную массу тюремного пополнения в недавние годы лет составляют женщины, осужденные за ненасильственные преступления на почве наркомании по новому, более жесткому, уголовному законодательству, предусматривающему обязательное тюремное заключение. Только в течение 1990-х годов число женщин-заключенных в США удвоилось и составило более 90 тыс. чел.

Условия содержания женщин в тюрьмах разных стран мира стали предметом самого пристального исследования. Многие женщины-заключенные постоянно подвергаются риску пыток, в том числе изнасилования, и иных форм сексуального насилия. Многие не получают надлежащего медицинского обслуживания, в котором они отчаянно нуждаются. Многие становятся объектом жестоких наказаний, жертвой дискриминации и бесчеловечного обращения. 8 марта 1999 года, в Международный женский день, "Эмнести интернешнл" объявило о начале мировой кампании в защиту прав женщин-заключенных.

Доклад "Эмнести" о печальном уделе женщин-заключенных в США "Разрывая цепь: права женщин-заключенных" предлагает скорбный список нарушений прав женщин за решеткой, включая изнасилования и сексуальные преследования со стороны тюремного персонала, заковывание в кандалы беременных, отказ в предоставлении медицинской помощи больным, а также незаконное помещение за решетку женщин, которым требуется лечение в психиатрических учреждениях.

В конце 1980-х годов Ассоциация исправительных учреждений Нью-Йорка, некоммерческая организация, занимающаяся надзором за условиями содержания заключенных и выступающая за реформу системы уголовного судопроизводства, направила меня, как нового директора по вопросам публичной политики, в женскую исправительную колонию города Нью-Йорка. Так я впервые в жизни побывала в женской тюрьме. Теперь я уж и не помню всех деталей той поездки - ни ее конкретную цель, ни имен административных работников, с кем мне довелось тогда встречаться, ни даже точного названия самого заведения. Но чего я не смогла забыть, что до сих пор шокирует, пугает и навязчивым кошмаром преследует меня, так это женщины-тени, которых я там встретила: их потухшие глаза, лишенные выражения лица, безжизненные фигуры... За те часы, что я там провела, я и сама почувствовала себя больной, и стоило мне выйти за ворота тюрьмы, как я сразу же ощутила противоречивые чувства неимоверного облегчения и печали. Только потом я узнала, что "женщины-тени", которых я увидела в том ужасном месте, находились под воздействием разного рода психотропных веществ, которые им назначались, якобы для лечения, в рамках программы "управляемого поведения" - это весьма распространенная практика в женских тюрьмах США и других стран, где женщина нарушает нормы поведения, принятые в созданных, управляемых и населенных в основном мужчинами исправительных учреждениях. И хотя женщинам с серьезными психическими расстройствами гарантируется надлежащее лечение как за тюремной решеткой, так и на свободе, в реальности обращение с "нехорошими" женщинами как с "сумасшедшими" является довольно распространенной практикой.

Склонность превратить женщин-заключенных в пассивные существа, так чтобы они беспрекословно соблюдали созданные мужчинами и для мужчин правила жизни в клетке, является общераспространенным и принимает куда более изощренные формы, нежели легализованная медикаментозная психотерапия. Никогда не забуду инцидент, произошедший в одной из тюрем на севере штата Нью-Йорк, когда сотрудник службы безопасности, сопровождавший меня по территории колонии, остановился перед огромным цветником и стал сетовать на то, что в отличие от мужчин, с которыми ему приходилось иметь дело в мужских тюрьмах, женщины в этой колонии даже не в состоянии высадить цветочную рассаду на грядках строго по прямой линии. Я, конечно, присмотрелась к этим "грядкам" повнимательнее и поняла, что неровные ряды цветов окаймляют отдельные клумбы этого чудесного сада. Более того, сама большая любительница цветов, я прекрасно знаю, что неровная высадка цветов в цветнике - это вовсе не "ошибка": так создается правильный дизайн цветника с учетом особенностей ландшафта и форм и окраски различных сортов цветов и зеленых насаждений. Я тогда не удержалась и громко расхохоталась - к вящему удивлению охранника.

Как вы можете предположить, дорогой читатель, особенно если вы - женщина, этот случай отнюдь не показался мне только смешным. Он открыл мне глаза на постоянную инстинктивную борьбу, которую женщина-заключенная ведет за право выразить и утвердить себя не только как человеческое существо, но и как женщину. Подобно многим другим вещам, случившимся много позже, этот случай утвердил меня в мысли, что большинство женщин за решеткой вовсе не желают оставаться "тенями", а воистину ведут борьбу за выживание и стараются найти свой путь утверждения человеческого духа и женственности, невзирая на все, казалось бы, непреодолимые препятствия. <...>

Из Предисловия Трейси Хьюлинг