"Тюрьма" интернет-приложение к журналу "Индекс"
раздел Рекомендуем книги
"<...> В 1973 году я опубликовал книгу "Плотность общества". В этой работе были представлены данные о преступлениях, связанных с клеветой и диффамацией. В то время как большинство специалистов было обеспокоено ростом преступности, меня волновало резкое уменьшение именно таких преступлений. Я связывал этот спад не с тем, что люди стали порядочнее и добрее, что они стали заботиться о чести и достоинстве, а с тем, что честное имя потеряло свою ценность в современном обществе. Честное имя имеет вес только в том обществе, где есть некая сплоченность, где репутация - это капитал, который страшно потерять. В подобной ситуации угроза репутации может стать серьезным мотивом для преступления, даже для убийства. Но мы живем в иных условиях, в нашем обществе репутация мало что значит, поэтому клевета не имеет особых последствий. Нам нечего терять. Но с другой стороны, именно поэтому наше общество позволяет индивидууму быть более свободным в своих суждениях, как правдивых, так и ложных.
<...> Насколько далеко мы можем зайти, если в обществе мнение отдельного человека перестанет играть хоть какую-нибудь роль, и каковы будут последствия? И как долго может такое общество просуществовать? К чему может привести тотальный приоритет экономического преуспеяния перед устаревшими ценностями - нравственностью, творческим развитием, гуманизмом, мудростью?..
<...> Увеличивается разрыв между сегментами общества. Глобальные законы рынка, единые для всех, ведут к тому, что люди живут совсем по-разному в пределах конкретного государства. Сегодня мы переживаем возрождение термина "опасные классы". Мы используем военную терминологию в социологии и криминологии - война с преступностью, война с наркоманией, но не война с нищетой. Военных активно привлекают к решению социальных проблем. Министерство юстиции и Министерство обороны провели совместную встречу в Вашингтоне, и министр юстиции обратился к военным: "Вы одержали победу за пределами нашей страны. Теперь вы должны помочь нам выиграть войну здесь, дома." И постепенно военные становятся активными участниками сохранения законности и порядка.
Но вернемся к основной теме данной работы: какими должны быть условия для появления преступников монстров? Охранники в концлагерях чудовищами не были. Те, кто убивал заключенных, относились к ним, как к "опасным классам", и их отношение дополнялось военными методами обращения с врагом. Такова плодородная почва для появления чудовищ - опасные элементы с одной стороны, и те, кто не считает их людьми и наделен властью распоряжаться их жизнями".
Из статьи В поисках чудовищ