[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 57 (830) от 30 марта 2004 г. [ N 56 ] [ N 58 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
К реформе МВД РФ практически все готово. Уже разработан пакет законопроектов о реструктуризации ведомства. В соответствии с ним на основе министерства планируется создание федеральной полиции, федеральной гвардии, федеральной службы расследования, а также муниципальной милиции в регионах. Однако не исключено, что в законопроекты будут внесены изменения после подписания указа президента о реформировании МВД, который должен быть обнародован в ближайшее время. Обозревателю ГАЗЕТЫ Александру Голубеву стало известно, что останется от Министерства внутренних дел.
В ожидании указа
Законопроект о реформировании МВД - "Об органах охраны общественного порядка РФ" - был готов еще в середине прошлого года. В ноябре было решено на основе одного законопроекта подготовить четыре, отдельно для каждого ведомства по охране порядка: "О федеральной полиции", "О федеральной гвардии", "О федеральной службе расследования" и "О муниципальной милиции". Все эти структуры будут подчинены министру внутренних дел.
Ожидалось, что законопроекты поступят в Госдуму в апреле-мае, а вступить в силу должны были с 1 января 2005 года. Но в связи с тем, что правительство в марте было отправлено в отставку, пришлось вносить коррективы. Передачу законопроектов в Госдуму временно отложили, и сейчас межведомственная комиссия уточняет будущие функции госструктур по охране правопорядка. Как пояснили в МВД, "с тем чтобы они максимально точно соответствовали требованиям административной реформы". После этого, как предполагается, президент подпишет указ о реструктуризации МВД, законопроекты обретут свой окончательный вид и поступят в Госдуму. В частной беседе один из депутатов подчеркнул, что законопроекты в парламенте ждут с нетерпением, поскольку их нужно увязать с бюджетом на следующий год.
Впрочем, пояснили в МВД, "изменения произойдут только в структуре бюджета МВД. Итоговая цифра останется практически без изменений". Численность каждой из новообразованных структур пока не определена, но, судя по всему, существенных изменений не претерпит. Сейчас в органах внутренних дел служат полтора миллиона человек, из них около 300 тысяч - во внутренних войсках.
Полицейский блок
Наиболее мощной структурой после реформирования МВД станет федеральная полиция. Она объединит криминальную полицию (сейчас СКМ МВД), полицию общественной безопасности (СОБ МВД), полицию экономической безопасности (федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям), миграционную полицию (ФМС), а также транспортную полицию и подразделения по охране режимных объектов и закрытых административно-территориальных образований. До сих пор не ясна судьба Главного управления вневедомственной охраны (ГУВО) МВД. По данным ГАЗЕТЫ, рассматриваются несколько вариантов его реформирования: например, главк может превратиться в унитарное предприятие, а его сотрудники снимут погоны.
Федеральная полиция не будет заниматься следствием - за ней останутся оперативно-розыскная деятельность, пресечение и раскрытие преступлений, административных нарушений, розыск без вести пропавших и похищенного имущества, лицензирование частной охранной и сыскной деятельности. Она также станет осуществлять миграционный контроль, оперативное сопровождение уголовных дел, выполнять поручения судов и следствия. Если в каком-то регионе будет введено чрезвычайное положение, именно на полицейских (совместно с федеральной гвардией) ляжет обеспечение на этой территории правового режима.
Самостоятельное следствие
Вторая основная составляющая нынешней деятельности МВД - следствие - будет возложена на федеральную службу расследования (ФСР), созданную на базе действующего следственного комитета (СК) при МВД и его территориальных подразделений, к которым, как ожидается, присоединятся органы дознания. В перспективе в ФСР должны объединиться следственные структуры милиции, прокуратуры и ФСБ, после чего она будет выведена из подчинения МВД и станет самостоятельной структурой. Впрочем, этот вопрос окончательно не решен.
Функции ФСР не будут существенно отличаться от того, чем сейчас занимается СК.
ЧП займутся гвардейцы
Создание федеральной гвардии по сути является формальным приданием нового, самостоятельного статуса внутренним войскам (ВВ) МВД. У войск и сейчас имеются свои командование, округа, отдельно прописанные в бюджете министерства расходы и материально-техническое обеспечение. То есть никаких принципиальных структурных изменений ВВ не предвидится - только организационные. Кому будет подчиняться гвардия, пока не решено: не исключен вариант прямого подчинения президенту.
Основные места деятельности гвардии (как и внутренних войск) - зоны ЧП и контртеррористических операций. Гвардия будет противостоять незаконным вооруженным формированиям, блокировать очаги конфликтов и обеспечивать правовой режим на этих территориях. Гвардейцам предстоит изымать у населения незаконно хранящееся оружие, пресекать массовые беспорядки. При необходимости бойцы гвардии будут оказывать помощь пограничникам при проведении операций на рубежах государства, подразделениям МЧС в зонах стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Войсковые подразделения совместно со спецслужбами и полицейскими могут участвовать в обезвреживании террористов, захвативших заложников или гособъекты и коммуникации.
МММ - милиция местного масштаба
С реформой МВД появляется принципиально новая система - муниципальная милиция (ММ). Такие подразделения на протяжении нескольких лет действовали в Москве, и столичный опыт в какой-то мере пригодился. Самое важное в создании ММ - ее финансирование должно производиться за счет местных бюджетов. Впрочем, нужно отметить, что большинство российских регионов убыточны и пользуются госдотациями. Так что деньги на содержание милиции придется все равно изыскивать центру. Разница лишь в том, что средства пойдут не через бюджет МВД, а через местный.
Предполагается, что в ММ войдут местные подразделения госавтоинспекции, патрульно-постовой службы, службы участковых, инспекции по делам несовершеннолетних. Чтобы координировать действия ММ, в каждом субъекте Федерации планируется создать нечто вроде ассоциации начальников органов муниципальной милиции. В ней обязательно будет состоять начальник федеральной полиции региона.
Обязанности местной милиции - прежде всего наблюдение за порядком в общественных местах и на дорогах, профилактика правонарушений, разборы ДТП, охрана объектов собственности (кроме тех, что подлежат госохране), розыск преступников и лиц, скрывающихся от дознания, следствия, суда или исполнения наказания.
По замыслу разработчиков законопроектов, ММ будет тесно взаимодействовать с местными подразделениями федеральной полиции и гвардии, например во время проведения многолюдных митингов и демонстраций. Милиционеры обязаны оказывать помощь федералам во время оперативно-розыскных действий, при раскрытии преступлений и т.п. При возникновении чрезвычайных ситуаций, в зонах чрезвычайного положения или контртеррористической операции ММ поступает в подчинение полиции. Причем в определенных случаях федеральная полиция имеет право задействовать милиционеров не только на их территории, но и в других муниципальных образованиях. На это время подразделения милиции финансируются из госбюджета.
"Если люди не обращаются в милицию - о чем тут говорить?". Читатели ГАЗЕТЫ о том, как реформировать МВД
Дмитрий Штейнберг, адвокат:
"На недавней встрече министр внутренних дел Нургалиев сказал Путину, что приоритетным направлением в МВД является борьба с терроризмом, организованной преступностью и прочим. Я слушал и поражался правовым нигилизмом, в который были вовлечены и президент, и министр. В соответствии с законом приоритетным направлением МВД всегда и везде является защита прав и свобод граждан и обеспечение их безопасности. До тех пор пока в министерстве этого не поймут, там ничего не изменится".
Олег Киселев, член бюро правления РСПП:
"МВД надо реформировать так, чтобы оно начало защищать граждан, а не свои интересы".
Сергей Борисов, президент "ОПОРЫ России":
"Для малого бизнеса важно, чтобы милиция была озабочена сохранением правопорядка, а не борьбой с предпринимателями. Именно малый бизнес больше всего страдает от милиции. Наверное, для эффективной работы структуры нужен общественный контроль".
Ахмар Завгаев, депутат Госдумы от Чечни:
"Реформу надо проводить в свете новых требований к правоохранительным органам - мы сейчас сталкиваемся с теми преступлениями, которые раньше не были так распространены: терроризм, экстремизм, национализм. И если раньше наши силовые структуры были на страже только госсобственности, то сегодня надо и частную собственность охранять. Потом на МВД много иной нагрузки кроме борьбы с преступностью. Фискальные функции надо отделить от МВД, чтобы министерство занималось только борьбой с преступностью. Работникам МВД нужно создать условия для нормальной работы: жилье строить, выделять квартиры, повышать зарплату, чтобы сотрудник милиции не о хлебе думал, а о своей работе".
Павел Крашенинников, руководитель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:
"Реформировать или какое другое слово подобрать, я не знаю, но то, что что-то нужно делать с нашей родной милицией, - это очевидно. В первую очередь укреплять правовое положение работников МВД, повышать образовательный уровень - прямо целевым образом надо на это деньги выделять из бюджета, но и, конечно, повышать ответственность и платить нормальную зарплату. Нужно или не нужно выделять какие-то функции из МВД - другой вопрос, как назвать - "милиция" или "полиция" - это тоже вопрос вкуса, но то, что надо платить нормальные деньги милиции, - это очевидно. Если мы будем платить им более или менее приличную зарплату, то и мы будем с них лучше спрашивать, и будет конкуренция в хорошем смысле на заполнение вакансий, и у органов внутренних дел будет возможность брать более квалифицированных специалистов. Сейчас половина следователей не имеет высшего юридического образования. Мы на этом экономим в бюджете и несем колоссальные убытки. Но дело не только в экономике: действия сотрудников МВД очень сильно влияют на права граждан, и соответственно, если человек не очень грамотный, то наши права будут ущемляться. А если с него можно будет спрашивать, то, наверное, ситуация будет немного другая - и на дорогах, и в следствии, и на других направлениях правоохранительной деятельности".
Юрий Кобаладзе, управляющий директор ИГ "Ренессанс Капитал":
"Ясно одно - таким неэффективным МВД оставаться не может. Если даже люди не обращаются в милицию, о чем тут говорить? Зарплаты милиционерам повышать надо, хотя простое механическое повышение ничего не даст".
Сергей Иваненко, зампред партии "Яблоко":
"Главная задача сегодня - по-иному выстроить отношения всей силовой правоохранительной системы с населением. Речь должна идти о глобальной задаче формирования совершенно иных правоохранительных структур. Такая программа может включать в себя реформирование МВД путем создания федеральной службы расследования. Но я бы не хотел, чтобы такие задачи подменялись яркими, но совершенно ничего не дающими преобразованиями типа изменения названия силовой структуры - "милиция" на "полиция". Увеличивать финансирование вряд ли нужно, не думаю, что сегодня главная проблема - это нехватка средств. Хотя денег всегда не хватает, но относительно гражданских институтов там нет никакого недофинансирования. Главная задача сегодня - это создание системы гражданского контроля над силовыми структурами. Если такая система будет создана, будет по крайне мере понятно, чего там хватает, а чего не хватает.
И вообще все реформы внутренних органов надо начинать с принятия закона о гражданском контроле".
Михаил Гришанков, первый зампредседателя комитета Госдумы по безопасности:
"Этот проект был разработан еще полгода назад. Но однозначной позиции по нему нет. Создание единого федерального органа расследования проблематично. К сожалению, объединение следственных органов в одно целое не срабатывает. Есть практика Казахстана, где в итоге все следственные органы опять вернули по своим ведомствам. Не хотелось бы, чтобы зуд реформаторства погубил то, что МВД делает уже сейчас. Конечно, им нужны профессиональные кадры, авторитет в обществе и финансовая мотивация со стороны государства".
Ирина Хакамада, бывший кандидат в президенты России:
"МВД сейчас нуждается в децентрализации. Необходима муниципальная милиция, которая финансируется из бюджета местного самоуправления и формируется путем демократических выборов".
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР:
"Нужно вдохновить людей на восстановление лучшего, что было в МВД царской России и в советский период. Слово "милиция" немного себя истрепало. Во всех странах - полиция. Еще лучше - создать жандармерию, объявить призыв. Много молодых людей пойдут туда. Зарплату поднять как минимум в 5 раз. И дать как можно больше прав. Позволить применять оружие при первом же подозрении, чтобы преступники знали об этом. Выстрелы должны звучать повсеместно. Оружие полицейского не должно ржаветь. Надо обратиться к профессионалам, которые из спецслужб уволились. При нормальной зарплате они вернутся. Все лица, подверженные коррупции, должны быть выявлены и искоренены".
Павел Астахов, глава адвокатского бюро:
"Форму им надо поменять. В России сильно действует принцип встречи по одежке. Вот в Америке, к примеру. Подходит ко мне шериф и пытается оштрафовать за неправильную парковку. В шляпе ковбойской, с золотыми эполетами, с лампасами на штанах! А наши постовые выглядят ужасно. Форма ведь человека организовывает. Чувство ответственности повышает. Поэтому такой шаг оценят все. Пригласили бы какого-нибудь хорошего дизайнера. Гуччи или Армани. У Армани опыт есть. Это, кстати, не так дорого стоит - воруют у нас гораздо больше".
Выпуск N 57 (830) от 30 марта 2004 г. [ N 56 ] [ N 58 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]