Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 5 (778) от 14 января 2004 г. [ N 4 ] [ N 6 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Бытовые споры разрешит телесуд

Надежда Ветринская
Столичная вечерняя газета, N 3

На канале RENTV появилась новая программа "Час суда". Разрешить бытовые конфликты российским гражданам теперь поможет телевидение -- достаточно позвонить на RENTV.

"Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед..." -- слышим мы каждый Новый год. А если собака есть и сосед ее уже отравил? Теперь каждый телезритель сможет решить свое дело не просто в суде, но в телесуде. Для этого не придется просиживать часами в очередях, чтобы подать исковое заявление в официальную инстанцию, а потом годами ждать решения. Достаточно пригласить своего оппонента на программу "Час суда".

Конфликты и претензии, рассматриваемые телевизионным судом, до боли знакомы многим. Остановил инспектор ГАИ и незаконно потребовал штраф, обманули в магазине, соседский кот съел вашего попугая, в школе ребенку незаслуженно ставят двойки, недвусмысленно намекая на взятку...

Телевизионный процесс -- это судебное заседание в режиме реального времени без прокуроров и адвокатов. Действующих лиц трое: мировой судья, истец и ответчик. Истец может предъявить ответчику материальные претензии до 30 000 рублей. Каждый из участников (кроме судьи) имеет право на одного свидетеля и может предоставить неограниченное количество вещественных доказательств. Тот, кто выигрывает процесс, получает деньги. Если истец или ответчик уличен во лжи, судья может их оштрафовать на сумму до 30 000 рублей.

В роли Соломона по очереди выступают Михаил Барщевокий и Павел Астахов. Судьи строги, но не лишены чувства юмора -- как-никак вышли из адвокатов.

-- Я стою на стороне закона, -- говорит Павел Астахов. -- Когда создавалось классическое римское право, был такой общественный слой -- законники, который объединял обвинителей, судей, защитников. Внутри постоянно происходила ротация. Судья мог стать адвокатом, и наоборот. Сегодня эта практика есть в англосаксонской и американской судебных системах. В США каждый судья когда-то был адвокатом. Это первая ступень юридической карьеры. У нас противостояние судьи и адвоката -- искусственно созданная идеологическая проблема. Я считаю, что мы должны быть по одну сторону баррикад -- на стороне закона.

У каждого из телесудей сложился свой образ:

-- Мы и в жизни по-разному себя, как принято сейчас говорить, позиционируем, -- продолжает Павел Астахов.

-- Михаил Барщевский больше юрист-ученый, а сейчас и вообще чиновник. Я же судебный публичный адвокат. Поэтому мы часто спорим по некоторым вопросам -- но, принимая решение, стараемся максимально следовать закону.

В общем, мы имеем дело с "хорошим и очень хорошим судьей" -- не путать с плохим и хорошим следователем. Есть в программе свой аналитик -- писательница Татьяна Устинова. Когда судья удаляется на совещание, она не без юмора комментирует суть дела, делает свои ставки на разрешение конфликта.

В основе программы -- концепция американского шоу "Суд народа", в котором реальных участников правовых конфликтов заставляют заново разыгрывать свои роли перед телесудом присяжных или судьями-ведущими. Там телепроцессы могут длиться сутками. Шоу идет уже 40 лет и до сих пор имеет огромные рейтинги. Несколько лет назад на нашем телевидении уже была предпринята неудачная попытка создания подобной программы. Посмотрим, какая судьба ожидает "Час суда".

Выпуск N 5 (778) от 14 января 2004 г. [ N 4 ] [ N 6 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]