Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 49 (822) от 18 марта 2004 г. [ N 48 ] [ N 50 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Спецобслуживание

Сергей Ткачук, Владлен Максимов
Новые Известия, N 46

В скором времени в России могут появиться специализированные суды для бюрократов.

Законопроект "О федеральных административных судах", подготовленный в недрах администрации президента, вносится на рассмотрение Госдумы. Его принятие, по мысли разработчиков, станет очередным сокрушительным ударом по коррупции. Однако данный "карательный орган" не наделяется при этом правом лишать свободы распоясавшихся чиновников, он может только отменять их своевольные решения.

Еще в 2000 году Госдума в первом чтении приняла законопроект "Об административных судах", но после того, как депутаты столкнулись с мощным противодействием чиновничьего лобби, им пришлось положить документ "под сукно". И вот теперь о нем вспомнили. В ходе реализации административной реформы насиженных рабочих мест теоретически должно лишиться изрядное количество государственных мужей.

А оставшиеся при власти, по замыслу реформаторов, окажутся не только под надзором Генеральной прокуратуры, МВД и ФСБ, но и под общественным контролем. Его-то законопроект и призван обеспечить соответствующими инструментами. Жертвы административного произвола, которые не смогли достучаться до судов общей юрисдикции, заваленных ворохом дел различной степени тяжести и срочности, смогут обратиться в новую судебную инстанцию.

По словам начальника управления конституционного права Конституционного суда Леонида Лазарева, предметом рассмотрения "чиновничьих" судов станут жалобы людей как на конкретных волокитчиков и взяточников, так и на целые органы власти. "Неправомерные действия, равно как и бездействие чиновников, лягут в основу судебной практики, - заявил он "НИ". - Правда, на освоение дел, направленных против чиновников, уйдет некоторое время, потому что серьезных прецедентов взыскания в пользу граждан у нас пока не было".

Председатель президиума столичной коллегии адвокатов Георгий Зубовский настроен в отношении предлагаемой новации скептически: "Зачем плодить судебные органы, если административные дела с горем пополам рассматриваются в обычных судах. Подозреваю, что административные суды, особенно с учетом долгих споров вокруг них, превратятся в очередную кормушку для судейского сообщества. Ведь назначаться судьи будут по представлению Верховного суда, а сам специальный суд станет лишь одним из его структурных подразделений". С г-ном Зубовским полностью согласился и член комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин. "Недаром к идее о таких судах вернулись именно сейчас, - заявил "НИ" г-н Илюхин. - Прошли выборы, и сегодня государство заговорило по-иному. По сути, оно признает, что чиновники нарушают закон, но само никак на это повлиять не может, посылая в судебном порядке разбираться с бюрократическим произволом беззащитных граждан".

Однако не только споры между обиженными и обидчиками станут предметом рассмотрения административных судов. В зале заседаний можно будет вести так называемый спор о карьере. Это означает, что гражданин, по идее, сможет "засудить" начальника, немотивированно отказывающего ему в продвижении по служебной лестнице. Кроме того, эти учреждения смогут рассматривать жалобы на резолюции несудебных органов - к примеру, пожарной охраны или ГИБДД. Сами госслужащие получат возможность разрешить в стенах судов новой разновидности свои трудовые конфликты.

Политические партии, предположительно, смогут оспаривать в таких судах отказ Минюста в регистрации. "Например, если какая-нибудь националистическая организация пожелает стать партией, но не получит "добро" от органа юстиции, то ей прямая дорога в административный суд", - заметил адвокат Зубовский.

В то же время есть у этого с виду благородного начинания немало оппонентов. Так, по словам Леонида Лазарева, весьма холодно к этой идее относятся в Высшем арбитражном суде. "Потому что они попросту могут лишиться административного судопроизводства. А это огромнейший спектр дел", - заявляет он. Впрочем, по словам г-на Лазарева, пока не сформирована законодательная база для нового подвида судопроизводства. В Главном государственно-правовом управлении администрации президента, занятом продвижением этой дерзновенной идеи, до сих пор не урегулированы все вопросы, связанные с новым Кодексом об административном судопроизводстве. "Именно новая правовая база ляжет в основу работы суда, - отметил источник "НИ" в администрации президента. - Статьи Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях применяться не будут".

Между тем и без создания специальных кодексов у нас есть немало законов, которые должны помочь гражданам призвать зарвавшихся чиновников к ответу. Если внимательно изучить тот же Уголовный кодекс РФ, так там по нерадивым "должностным лицам" плачут как минимум сорок статей. Про взятки знают все, но даже в других статьях строчка "с использованием своего служебного положения" означает значительное ужесточение наказания. Кроме мздоимства, караются такие преступления, как превышение должностных полномочий и злоупотребление таковыми (ст. 285, 286 - между прочим до десяти лет лишения свободы), а также Служебный подлог и Халатность (ст. 292, 293 до пяти лет). Например, ст. 289 грозит двумя годами тюрьмы должностным лицам за участие в управлении коммерческой организацией "лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме". Наверное, у многих читателей есть на примете такие лица. И даже за "воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов" ст. 144 обещает посадить чиновника на три года.

Новые суды, впрочем, призваны рассматривать не особо тяжкие чиновные проступки. Если в процессе рассмотрения дела в административном суде выяснится, что деяние ответчика "тянет" на уголовную статью, тогда оно автоматически будет спускаться в суд общей юрисдикции. "Если имеет место уголовно наказуемое преступление, то бесспорно административный суд не будет обладать необходимыми полномочиями, чтобы наказать провинившегося бюрократа, - отметил Георгий Зубовский. - И дело будет уходить в привычные нам суды". "Так что поработает такой суд месяц-два, чиновники вздрогнут, а потом успокоятся, потому что станет понятно: ничего им не грозит, а происходит обычный круговорот дел в судах", - скептически заметил Виктор Илюхин.

Выпуск N 49 (822) от 18 марта 2004 г. [ N 48 ] [ N 50 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]