Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 48 (821) от 17 марта 2004 г. [ N 47 ] [ N 49 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Олег Трунов - главный редактор интернет-сайта "Арестант"

Алексей Дыховичный
Эхо Москвы, 16 марта 2003 г.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Мы говорим о новой редакции Уголовного Кодекса, а именно конкретно о статье 228, которая касается наркотиков.

Итак, как я понимаю, Олег, уже вступил в силу?

О. ТРУНОВ - 11 декабря прошлого года вступил в законную силу федеральный закон, который внес поправки в УК, тем самым достаточно сильно его изменив.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - В какую сторону?

О. ТРУНОВ - Можно сказать, что в сторону гуманизации. Я не правовед, но выскажу свое отношение. Были смягчены некоторые статьи, которые уменьшают ответственность чиновничества, пиратов и некоторых других категорий.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Кто такие "пираты" в данной ситуации?

О. ТРУНОВ - Имеются в виду аудио-, видео-пираты. Это незаконная, недобросовестная реклама и т.д.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Это касается совершенно других правонарушений?

О. ТРУНОВ - Изменения касаются всего УК во всей его полноте.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А то, что касается непосредственно тех изменений, которые связаны с наркотиками, как с их употреблением, так и с их распространением?

О. ТРУНОВ - Проблема имеет два аспекта. Первый аспект относится к людям, употребляющим, хранящим для себя какие-то количества наркотических или психотропных веществ. И вторая половина - это та часть 228 статьи, которая относится к людям, распространяющим, производящим наркотические вещества и т.д. Обе эти статьи опираются на пресловутую таблицу, по которой определяются крупные и особо крупные размеры, от которых зависит мера ответственности за содеянное, то есть за хранение. Мы не говорим о сбыте. Санкции по этим статьям очень большие, от 0 до 3 лет и от 3 до 10 лет. Это только за хранение. А опираются они на размер.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Это зависит от того, для каких целей я храню, потому что сам наркоман или потому что собираюсь это продать?

О. ТРУНОВ - Дело в том, что 228 статья без подпунктов, первого и второго, говорит только о хранении без цели сбыта. То есть ни о сбыте, ни о распространении речи не идет.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Но ведь сама по себе наркомания у нас уголовно ненаказуема?

О. ТРУНОВ - У нас наркомания, исходя из УК, уголовно наказуема. Дело в том, что человек, по тем или причинам, наркоман он или нет, хранит наркотик, и этот наркотик будет найден и изъят соответствующими органами, он понесет за это уголовную ответственность. То есть наркомания наказуема.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А если уже соответствующий анализ мочи, крови сделан и наркотик найден в организме, то это ненаказуемо?

О. ТРУНОВ - Это ненаказуемо.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Очень сложно.

О. ТРУНОВ - У нас, вообще, все в законодательстве непросто. Я хочу сказать одно. По официальной статистике, у нас 1,5 млн. наркоманов, по неофициальной - 4 млн., а по прогнозам достаточно официальных источников к 2010 году будет 35 млн. И если основным положением кодекса, вообще, правоохранительной системы является неотвратимость наказания, то мы вынуждены будем всех, если это удастся, пропустить через тюрьмы, от 3 до 10 лет.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Так не будь наркоманом. Тут еще один момент. Та таблица, о которой Вы сказали, - это таблица дозы, за которую уже следует соответствующее наказание. Эта таблица еще вроде бы не принята?

О. ТРУНОВ - Эта таблица, вернее, тот проект, на который должна была опереться существующая редакция УК, действительно, не предпринята, благодаря усилиям трезвомыслящих людей. Потому что она предполагала минимальный размер дозы героина, который, кстати, употребляет 75% наркоманов, одну тысячную грамма.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Что это такое?

О. ТРУНОВ - Это ничего такого. Этого, вообще, не видно, не слышно, даже нельзя сказать, как это определить.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Обычные дозы наркоманов - это сколько?

О. ТРУНОВ - От одной десятой до полграмма. Бывает больше.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - То есть в сто, а то и в больше раз меньше, чем обычно наркоман вводит в себя?

О. ТРУНОВ - Да. И на что опирается эта таблица, неизвестно. В некоторых источниках говорится, что с наркоманией нужно бороться, как с социальным явлением. Но не тюремным наказанием, очевидно. Очевидно, все-таки лечением, которое даст больший результат.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А что в других странах происходит, для сравнения? Наверное, такие же таблицы есть во всем мире?

О. ТРУНОВ - В самой строго относящейся к хранению наркотиков стране, Португалии, эти дозы более чем в сто раз больше, чем у нас. То есть по марихуане порядка 2,5 грамм можно хранить, героина можно хранить одну десятую грамма.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - То есть более мягкие, получается?

О. ТРУНОВ - Гораздо более мягкие.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А нам надо бороться с наркоманией, как-то надо это зло искоренять.

О. ТРУНОВ - Дело в том, что искоренить зло, сажая наркоманов, мы вряд ли сможем. Очевидно, нужно, во-первых, закрыть границы для наркотрафика, во-вторых, бороться с распространителями наркотиков, в-третьих, создать вместо системы наказания наркоманов систему их лечения. Потому что человек, отбыв в тюрьме от 2 до 4 лет, в зависимости от размера, во-первых, станет асоциален, во-вторых, наркотики он употреблять не бросит, и для этого ничего сделано не будет. Поэтому, очевидно, эта акция с 228 статьей не будет иметь успеха. Сажай, не сажай, человек будет принимать наркотики.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - В тюрьме достать наркотики элементарно, очень сложно или возможно?

О. ТРУНОВ - В тюрьме достать наркотики можно. Это факт общеизвестный. Элементарно? Нет. Но люди, знакомые с проблемой, скажут, что наркотики можно занести, тем или иным образом, купить и т.д. Там все так же, как здесь, только мир несколько меньше и несколько жестче.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Пользуясь возможностью, я в том числе буду зачитывать интересные вопросы, касающиеся, вообще, жизни. В частности у Александра в жизни возникла сложная ситуация. Я обязательно и на эту тему тоже задам несколько вопросов.

-

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Мы говорим о наркотиках, и не только. Отвлечемся буквально на минуту, я очень хочу помочь человеку. Александр прислал сообщение на пейджер: "Я был осужден по статье 158, часть вторая, мне 20 лет. В райвоенкомате мне сказали, что после погашения судимости я буду призван в армию. Так ли это? И как можно этого избежать?"

О. ТРУНОВ - Наш сайт сугубо уголовной тематики. Как избежать призыва, мы не консультируем.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - По крайней мере, действительно ли после погашения судимости человек подлежит призыву?

О. ТРУНОВ - После того, как судимость будет погашена (это я, опираясь на свои слабые правовые данные, могу сказать), правовых последствий уже не существует. Человек считается не судимым. Если он находится в призывном возрасте, скорее всего, его призовут. Если он хочет полную и достоверную консультацию, пускай пишет нам, мы ответим. arestants@narod.ru.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А теперь на тему наркотиков. "Господа журналисты, скажите, пожалуйста, на каком основании ваша радиостанция защищает преступников и наркоманов? Это стратегия?" По поводу стратегии, Александра Николаевна, к главному редактору. "Скажите, пожалуйста, в скольких странах существует смертная казнь за хранение и употребление наркотиков? И как там обстоит дело с ростом числа наркоманов? Ольга". Вот такой провокационный вопрос. Действительно, асоциальный элемент. Наркоман за дозу готов на все, что угодно. Он готов напасть, ограбить, за 100 рублей.

О. ТРУНОВ - Речь не идет о защите наркоманов как класса и наркомании как явления. Смертная казнь за употребление наркотиков и алкоголя, проституции и т.д. существует в некоторых ортодоксальных мусульманских странах типа Ирана. Большего сейчас сказать не могу, точно не знаю, но существует. Что касается того, что делать с наркоманами. Наркоманов нужно лечить. Потому что если наркомана посадить, он выйдет, набравшись криминального опыта, и тем не менее, больным наркоманом, который за дозу может сделать еще что-нибудь более страшное. Наказывать наркомана, то есть больного человека таким образом нельзя. Точно так же, как у нас не наказывают психопатов, людей с нестабильной психикой и прочими разными отклонениями. Дело в том, что зло действительно должно быть наказано. В первую очередь, сбыт, наркотрафик, то есть поставки наркотиков. И во вторую очередь, наркоманы, которые садятся в тюрьму за то пристрастие, которое у них выработано из-за того, что общество недостаточно контролирует происходящее на территории России, в том числе и правительство.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Наркоманов, по-вашему, сажать или не сажать? Я просто не уловил нюансов.

О. ТРУНОВ - Наркоманов нужно лечить.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Принудительно?

О. ТРУНОВ - Если наркоман совершил преступление, его нужно сажать. Если наркомана сажают только за то, что он наркоман, то это неверно, потому что его нужно вылечить и вернуть обществу. У нас не так много народу. У нас сейчас осталось 111 млн. человек, исходя из избирательных источников. И часть из них мы просто-напросто посадим, поломаем им жизнь и т.д.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Владимир из Московской области уловил еще один нюанс. Он сразу спрашивает, как с этим бороться. Как бороться с подбросом наркотиков?

О. ТРУНОВ - Как написал один из посетителей нашего сайта, если бы была принята таблица уважаемого академика Бабаяна, который выдвинул в ней такие дозы, которые просто носятся в пыльном воздухе, то тогда у милиции были бы развязаны руки, как ноги у танцующего Константина Райкина. Никак нельзя бороться с милицией, исключительно сверху, набирая туда порядочных людей. Я, вообще, не знаю, как МВД собирается бороться само с собой, потому что фактов нарушений милицией законодательства подавляющее большинство. Низкая квалификация, злоупотребление, фальсификация доказательств и улик. Я не охаиваю огульно всю милицию, но что касается наркотиков, 50 на 50 - это подброс, выбивание показаний или что-то в этом духе. Наркомана все-таки нужно лечить, а не отправлять в места столь отдаленные, тем самых ввергая их...

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Подброс - это уже несколько другая ситуация. Подброс может быть совершен по отношению к человеку, который первый раз в жизни видит эти наркотики.

О. ТРУНОВ - Совершенно верно. То есть Вы идете по улице, у Вас есть некие ценности, моральные либо материальные, у Вас есть некие враги, которые собираются Вас этих ценностей лишить. Соответственно, они дают нашей неподкупной милиции некоторое количество денег, и у Вас в кармане оказывается маленький чек, по которому Вы можете получить от 0 до 10 лет, в зависимости от пресловутой таблицы.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Продолжают идти сообщения следующего содержания. Видимо, Вы не убедили, Олег. Так что убеждайте. "Скажите, пожалуйста, правда ли, что в Китае победили очень сильно развитую торговлю наркотиками, отрубая руки и казня на глазах у зрителей? Почему мы не можем идти по этому доказанному пути? Наталья".

О. ТРУНОВ - В Китае действительно чрезвычайно жестко ведется борьба именно с наркоторговлей, вплоть до публичной смертной казни. На Востоке к этому есть определенные склонности. Китайцы, вообще, много чего победили - экономические сложности, культ личности Мао и т.д. В том числе и наркоманию. Они борются с поставщиками, перевозчиками наркотиков. Они лечат наркоманов. Про отрубание рук не слышал, но публичные смертные казни происходят. Я думаю, что это соответствующим образом влияет.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Я предлагаю пообщаться по телефону прямого эфира. Что же касается борьбы, в новой редакции законодательства есть то, что позволяет бороться с теми, кто торгует наркотиками? Там есть какой-то положительный сдвиг?

О. ТРУНОВ - Там есть положительный сдвиг. И этот сдвиг - срок максимальной санкции до 20 лет. Но если мы когда-нибудь бросим анализировать 228 статью, дело в том, что правительству, президенту, кому угодно из власть предержащих нужно сделать акцент на то, чтобы, в первую очередь, бороться с поставками и распространением наркотиков, а не с больными людьми. А сдвиг есть, санкции ужесточены на 5 лет. Если раньше было от 7 до 15 лет, самая тяжелая часть 228 статьи, сбыт, то сейчас до 20 лет.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - И Вы считаете, что это правильно?

О. ТРУНОВ - Если все доказано, если все так, как оно есть, и это соответствует фактической сути явления, и человек, продававший наркотики школьникам, детям и т.д., получит 20 лет, я считаю, что это нормально.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - По таблице, которая пока не принята?

О. ТРУНОВ - На сбытчиков наркотиков это не влияет, потому что там речь идет не о граммах, какую таблицу ни прими. Там речь идет либо о десятках граммов, либо о килограммах.

СЛУШАТЕЛЬ НАСРЕДИН - Я чуть позже присоединился к вашей беседе. Я находился дома, вышел, сел в машину и стал слушать наше любимое радио.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Прошу прощения, Насредин, вопрос или мнение, комментарий.

НАСРЕДИН - Мнение насчет того, как подкидывают. У меня два товарища пострадали. Подкидывала наша милиция эти граммы, честно говоря, не знаю, чего. И чего добились милиционеры от моих друзей? В первом случае не друг, а просто знакомый, который учился со мной в университете. Добились того, чтобы подставили декана...

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - То есть что-то хотели?

НАСРЕДИН - Да. Друг был исключен из института. Когда декан находился в отпуске, он был деканом...

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Прощу прощения, без деталей, без нюансов, потому что мы сейчас уйдем в эту сторону. Но Вы уверены, что подкинули? Может, действительно были?

НАСРЕДИН - Я потом с этим товарищем встретился, с его знакомыми. У него выбили таким путем сведения, и его направили с деньгами к декану, взяткой, а потом взяли декана, взяли большие деньги. Очень хороший бизнес.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Угрожали сроком, а отделался исключением из института?

НАСРЕДИН - Если он пойдет им навстречу, то он за наркотики будет оправдан. Непосредственно от него я слышал такой разговор. Это и было сделано.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Ясно. Из института исключили все-таки?

НАСРЕДИН - Да.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Понятно. Вы просто позвонили поделиться этой ситуацией?

НАСРЕДИН - Потому что точно были два таких случая, как Ваш собеседник...

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - То есть Вы просто подтверждаете то, что говорит Олег Трунов?

НАСРЕДИН - Да.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Спасибо, Насредин.

О. ТРУНОВ - Ситуация достаточно стандартная, если исключить слова "декан" и "студент". Дело в том, что за наркотики исключать не имеют права, это болезнь. Если есть преступление, исключают. Алексей, я бы хотел остановиться на самой сути поправок, внесенных в УК. Дело в том, что изменено очень много статей. И по этим поправкам должно было бы освободиться от 50 до 150 тыс. человек. И приблизительно такому же количеству срока должны были быть уменьшены. Но дело в том, что наше государство, как всегда, совершенствуя и финансируя карательную машину, то есть суды, прокуроров, следователей, не дало никакой возможности людям, которые сидят в тюрьмах, лагерях, зонах и т.д., защищаться. То есть, когда тебя сажают, против тебя все государство. Когда тебя нужно освобождать по тому же закону, то есть УК, ты остаешься один.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Ты освобождаешься не автоматически?

О. ТРУНОВ - Никакого автоматизма. Дело в том, что в администрациях зон нет знатных правоведов, которые могут вникнуть во все тонкости приговора, применить новое законодательство. Ходатайства пишутся в суды формально. Суды не менее формально их рассматривают, если рассматривают, вообще, а не ждут указаний сверху, статистик, правовых прецедентов. Если ходатайство пишется самим осужденным, оно или не рассматривается вообще, или приходит отписка, потому что осужденный у нас бесправен и заложник системы. То есть эти поправки, по сути дела, саботируются системой исполнения наказаний или судами.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А система исполнения наказаний или еще кто-то разве не обязаны предоставить бесплатного адвоката человеку, который вроде как считает, что он имеет право на досрочное освобождение по новому законодательству?

О. ТРУНОВ - Только когда этого человека стараются направить в лагерь, зону или осудить. А когда человек стремится оттуда выйти, никакого бесплатного адвоката не положено. В связи с этим мы на своих страницах пытаемся собрать лучших юристов и проводим акцию, в которой приглашаем поучаствовать юристов, чтобы они могли, таким образом, помочь осужденным и их родственникам хотя бы советом. Мы проводим акцию "Адвокат заключенному" и приглашаем адвокатов дать ответы на те вопросы, которые сотнями приходят к нам на почту. Большое количество характерных ответов. Адвокаты смогут не только сделать доброе дело, но и подобрать себе клиентуру.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Какой адрес сайта?

О. ТРУНОВ - arestant.msk.ru. На сайте есть все возможности обратиться. На сайте висит обращение к адвокатом в почтовой форме, в общем, все, что можно, для того чтобы облегчить.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Известные адвокаты откликнулись?

О. ТРУНОВ - Пользуясь возможностью, я только сейчас эту акцию через вас довожу до сведения адвокатов и еще раз приглашаю в ней поучаствовать из гуманистических и прочих соображений. Объявление об акции на сайте появилось вчера.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - И еще два сообщения на пейджер. Если это и вопрос, то он не требует особого ответа, риторический. "Наркомана невозможно вылечить, если он не хочет лечиться сам. Не лучше ли бросить максимум сил на профилактику? Валентин". Спорить сложно, согласитесь.

О. ТРУНОВ - Если имеет смысл спорить, то только таким образом: откуда взять деньги на профилактику?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - "Если собираетесь сажать наркоманов, заодно сажайте и алкоголиков. Или же объясните разницу между ними, а то как-то неправильно получается. Игорь".

О. ТРУНОВ - Совершенно согласен. Дело в том, что количество преступлений, совершаемых в нетрезвом виде, в том числе и особо тяжких, гораздо больше, чем совершаемых людьми под действием наркотиков.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Олег Трунов - главный редактор интернет-сайта "Арестант".

Выпуск N 48 (821) от 17 марта 2004 г. [ N 47 ] [ N 49 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]