[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 34 (807) от 25 февраля 2004 г. [ N 33 ] [ N 35 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Автор, начальник управления Судебного департамента в Курской области, о проблемах возрождения в России института мировых судей
Принятая в 1991 году концепция судебной реформы в Российской Федерации предусмотрела возрождение дореволюционного института мировых судей, разумеется, уже на новой основе.
Место мирового суда в судебной системе определено Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года, а полномочия и порядок деятельности установлены Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года. Этим законом учреждаются должности мировых судей в субъектах Российской Федерации, введение которых направлено на совершенствование системы правосудия, повышение эффективности деятельности районных судов по рассмотрению наиболее сложных уголовных и гражданских дел. И в конечном итоге на более полное обеспечение конституционных прав граждан на судебную защиту.
Курская область в числе пяти первых российских регионов приняла закон "О мировых судьях Курской области". В соответствии с ним мировые судьи являются судьями общей юрисдикции Курской области и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Специфика института мировых судей заключается в том, что они призваны осуществлять свои полномочия в пределах территорий судебных участков, закрепленных за каждым из них. В Курской области определено 59 должностей мировых судей и соответствующее им количество судебных участков. Нам удалось сформировать корпус мировых судей из юристов, прошедших хорошую жизненную школу и имеющих ясные представления не только о своих полномочиях, но и о моральной ответственности перед обществом.
Надо сказать, что к полномочиям мирового судьи относятся единоличное рассмотрение в первой инстанции уголовных дел о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не может превышать трех лет лишения свободы и гражданских дел: о выдаче судебного приказа, о расторжении брака при отсутствии спора о детях, о разделе совместно нажитого имущества супругов, другие возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка. Также мировые суды рассматривают дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела, возникающие из трудовых отношений (за исключением дел о восстановлении на работе), дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом, а также дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обозревая пройденный за эти три с половиной года мировыми судьями путь, невольно вспоминаешь те трудности, которые пришлось преодолеть на этом пути и которые были неизбежны, как в любом новом деле.
В первое время ряд судебных участков размещался в помещениях городских и районных судов. Скажем, мировые судьи всех четырех участков г. Железногорска и этого района вместе со своим аппаратом нашли временный приют в городском суде, который и сам испытывал дефицит служебных площадей. Но вот что радовало нас тогда и придавало сил: федеральные судьи стали кураторами своих "младших" коллег по судейскому корпусу.
Как потом рассказывал председатель Железногорского городского суда Николай Иванович Бушнев, пока мировые судьи находились на территории городского суда, на все ежедневные оперативные совещания федеральных судей приглашались и мировые, и они все вместе разбирали ошибки, допускаемые в работе как федеральными, так и мировыми судьями.
И это был вполне разумный подход к построению взаимоотношений между двумя судами, если учесть, что именно мировые судьи не только взвалили на свои плечи до двух третей гражданских и не менее трети уголовных дел, но и почти полностью взяли на себя рассмотрение административных материалов. К тому же население города или района оценивает работу судебной власти независимо от того, какой судья вершит правосудие - федеральный или мировой. Время показало полезность такой формы общения в судейском сообществе, которая используется и в настоящее время.
Не вдаваясь в подробности, сегодня можно сказать, что совместными усилиями органов местной исполнительной и законодательной власти, органов судейского сообщества и управления Судебного департамента удалось в целом справиться со многими проблемами, связанными с размещением мировых судей и их материально-техническим обеспечением. Однако жизнь не стоит на месте. Она выдвигает новые требования, для удовлетворения которых приходится прилагать немалые усилия.
Скажем, до сих пор остаются неурегулированными такие важные сферы жизни мировых судов, как порядок и механизмы выделения денежных средств на решение жилищных проблем судей и секретарей судебных заседаний; соотношение должностей аппарата мирового судьи и федерального; обеспечение судебных участков приставами по поддержанию установленного порядка при проведении судебных заседаний; оплату труда адвокатов, назначаемых мировыми судьями при рассмотрении уголовных и гражданских дел; обеспечение безопасности судей и судебных участков от возможных террористических посягательств, технической укрепленности помещений, их пожарной безопасности.
С учетом этих обстоятельств, думается, следует внести соответствующие корректировки и в федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России", рассчитанную до 2006 года. В ней, в частности, необходимо ввести раздел по обеспечению безопасности деятельности судов и судей, в том числе и мировых, об увеличении численности мировых судей и введении должностей их помощников, а также предоставлении мировым судьям беспроцентных ссуд на приобретение жилья.
Нагрузки на различных судебных участках распределены неравномерно и колеблются от 7 дел в неделю до 40, а некоторые мировые судьи, как показал социологический опрос, проведенный нашим управлением среди мировых судей впервые в стране, вынуждены разрешать в неделю до 50 дел, а одному судье пришлось за неделю рассмотреть 70 дел! Это пока рекорд. Печальный, разумеется.
Проблема нагрузки на мировых судей и оплаты адвокатских услуг в мировой юстиции в последнее время вышла на одно из ведущих мест в деятельности управления Судебного департамента, и, думается, не только нашего.
Скажем, в 2002 году удельный вес судебных дел и материалов, разрешенных мировыми судьями Курской области, составил 61,5 процента от всех дел, рассмотренных судами общей юрисдикции.
Мировыми судьями рассмотрено 49 297 дел всех категорий, федеральными - 30 827 дел. При этом следует учесть, что деятельность мировой юстиции в прошлом году обеспечивали 59 судей, а федерального уровня - 115 судей. Эти данные ко всему прочему убедительно свидетельствуют о значимости мировой юстиции в судебной системе.
О том, что нагрузки на мировых судей запредельные, мы говорим уже второй год. Скажем, в нашей области мировыми судьями рассматривается в год не менее трети уголовных, двух третей гражданских дел и около 95 процентов административных материалов. И не случайно большинство мировых судей работают без выходных, засиживаясь на участках до позднего вечера.
В конце 2002 - начале 2003 годов у нас появилась надежда на внесение необходимых изменений в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации". В предложенных поправках предусматривалось расширение количества судебных участков в субъектах Российской Федерации из расчета на один участок 15 тысяч жителей, а не 25, как сейчас. Поправки к этому закону давно направлены в Государственную Думу. Но мы так и не знаем, где застрял этот важнейший документ, и не уверены, будет ли он рассмотрен нашими парламентариями уже в новом составе в начале нынешнего года.
И второй больной вопрос - оплата работы адвокатов, назначаемых мировыми судьями для рассмотрения тех или иных дел. В Курской области, к примеру, с начала 2003 года задолженность по оплате адвокатских услуг приблизилась к 140 тысячам рублей. И должен сказать, адвокаты намерены отстаивать свои права в судах, и не исключено, что вообще могут отказаться от участия в судебных процессах до полного погашения долгов по оплате их услуг, что, естественно, может парализовать работу по отправлению правосудия в самом массовом секторе судопроизводства - мировой юстиции.
Обстоятельства вынуждают говорить о том, что ныне эти вопросы из чисто организационной и юридической плоскости перерастают в проблему федерального уровня. Появилась прямая угроза авторитету еще молодой, но серьезно заявившей о себе в судебной системе страны мировой юстиции, ибо уважающие себя юристы могут потерять интерес к этому важнейшему институту судебной власти. Да и корпус мировых судей, с немалыми трудностями сформированный за эти годы, тоже может основательно поредеть, потому что работают именно мировые судьи без всякого преувеличения на пределе своих физических возможностей.
Практическая деятельность мировой юстиции обнажила ряд проблем правового и организационного характера, которые требуют незамедлительного решения как на федеральном, так и на региональном уровнях. И прежде всего это касается разграничения компетенции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов относительно порядка определения общего числа мировых судей и количества судебных участков в субъекте.
Законом "О мировых судьях в Российской Федерации" субъект Федерации может только просить установить для него численность мировых судей.
Будет целесообразно, если федеральный закон установит лишь общее количество мировых судей для всей России, разумеется, по нормативам, согласованным с Верховным судом РФ, и при его непосредственном участии. Ну а регион может устанавливать число мировых судей и судебных участков договором между субъектом Федерации и Судебным департаментом при Верховном суде РФ в пределах общей численности судей и участков мировой юстиции, определенных законодателем.
Почти четырехлетний опыт работы мировых судей в нашем регионе определенно подводит и к такой мысли: в целях укрепления финансовых, материально-технических основ института мировой юстиции и дальнейшего повышения эффективности его работы по отправлению правосудия в субъектах Федерации было бы целесообразным перевести всю систему мировых судей на федеральный бюджет. Потому что как бы хорошо ни складывались отношения системы мировых судов с местной властью в организационном и материально-техническом их обеспечении, все равно им приходится сплошь и рядом выступать в роли просителей, что отнюдь не повышает авторитет судебной власти в глазах общества.
Выпуск N 34 (807) от 25 февраля 2004 г. [ N 33 ] [ N 35 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]