[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 31 (804) от 19 февраля 2004 г. [ N 30 ] [ N 32 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Наш первый визит - в приемную Федеральной службы безопасности.
С каждым из нас бывает: проходя вдоль стены или забора, мимо сияющего бронзой роскошного портала или вжавшейся в стену железной двери, вдруг чувствуешь острое любопытство: а что там? Что творится совсем рядом с нами, кто так старательно избегает нашего взгляда и участия? Мы никогда не видели огромную часть того города, в котором живем. Мы не чувствуем себя обделенными от того, что не видели изнутри метродепо, электролизного цеха, канализационного коллектора. И даже те из нас, кто успел близко познакомиться с овощебазами, вряд ли хотели бы продолжить это знакомство. Мы согласны знать обо всех этих элементах инфраструктуры лишь по плодам их работы. Но там, за заборами, есть и места штучные. Овеянные легендами и увековеченные в анекдотах. О которых знают все, но мало кто видел, как они выглядят изнутри. С этого номера "Еженедельный Журнал" начинает серию публикаций под общим названием "Закрытый город" - очерки о тех знаменитых зданиях и территориях, которые не предполагают свободного посещения. Не раскрывая личных и государственных тайн, мы постараемся показать внутреннюю жизнь этих параллельных пространств. Наш первый визит - в приемную Федеральной службы безопасности.
Сюда приходят рассказать о предполагаемых терактах и пожаловаться на неработающий сливной бачок, уладить вопросы с собесом или сдать оружие, обсудить обустройство России или просто поговорить. На вопрос о том, кто чаще всего приходит, сотрудники этого ведомства отвечают не задумываясь: "Все. Разве только детей у нас еще ни разу не было".
...Прежде чем нажать кнопку звонка, я минуту-другую неловко мнусь у входа. Наконец замок щелкает, и я прохожу в небольшой холл, где меня встречает охранник в военной форме.
- Вы к кому? - строго спрашивает он.
- Да... - немного робею я, - хотела бы стать вашим вольнонаемным работником.
- Ждите.
Рядом со мной сидит пожилая женщина. Дожидаясь своей очереди, она нервно мнет в руках какие-то бумажки. По решительному выражению ее лица видно, что уходить без результата она не намерена.
- Пройдите, вас уже ждут, - обращается ко мне охранник, и, оставив посетительницу в одиночестве, я захожу в кабинет.
25 ПУНКТОВ
Сразу оговоримся: осуществить первоначальный замысел и поработать какое-то время в приемной ФСБ на Кузнецком Мосту в качестве секретаря дежурного офицера мне не удалось. Как только пришел первый посетитель, меня тотчас попросили переместиться в коридор: посторонним категорически запрещено присутствовать на приеме. Согласно внутренней инструкции ведомства, личный прием граждан проходит один на один с дежурным офицером. Так что пришлось довольствоваться теми более или менее достоверными историями, которые рассказывают сотрудники этого ведомства. Обратиться в ФСБ можно в любое время суток - приемная не закрывается даже на ночь. Каждого посетителя сотрудники обязаны выслушать до конца, что бы тот ни говорил. Во время приема ведется краткая запись беседы, однако, вопреки расхожему представлению, никаких скрытых записывающих устройств в кабинетах не установлено - информацию записывают от руки. "Главная задача офицера - понять, насколько серьезна сообщаемая информация, и принять решение о том, как действовать дальше, - говорит Виталий Кондратьев, начальник приемной ФСБ. - Если сообщение важное, тут же вызывается сотрудник профильного оперативного подразделения, который и проводит дальнейшую работу. В тех случаях, когда вопрос не входит в компетенцию ведомства, дежурный офицер обязан подсказать, что нужно делать. Так что нередко прием превращается в юридическую консультацию".
На каждого заявителя здесь заводят специальную учетную карточку, в которой кратко излагается суть вопроса (каким бы он ни был). Все карточки сортируются согласно классификатору. В первой тройке - сообщения, касающиеся терроризма, разведки и попыток изменения конституционного строя. Далее следуют незаконный оборот оружия и наркотиков, хищение и изготовление взрывчатых веществ и т.д. - всего 25 пунктов, большинство из которых корреспондируется с "профильными" для этого ведомства статьями Уголовного кодекса. Вообще, право граждан на личные обращения в государственные органы было закреплено в 33-й статье Конституции. Однако столь "тесные" взаимоотношения с согражданами для чекистов не новость: приемная на Кузнецком Мосту начала работать еще в 50-е годы. "Наше подразделение - единственное в ведомстве, куда в буквальном смысле слова может зайти любой человек с улицы", - говорит Виталий Кондратьев. Обратиться в "компетентный" орган можно несколькими способами: письменно (по почте и e-mail), пообщаться по телефону и конечно же прийти на личный прием.
Печально известные анонимки сегодня не рассматриваются. Правда, если в письменном обращении сообщается, например, о том, что где-то в Москве есть склад оружия, эта информация, естественно, будет проверена. Те, кто не полагается на почту, могут принести письменное заявление лично - при входе, рядом с охранником, стоит специальный ящик для писем. Процедура выглядит вполне рутинно: "Я прошу вскрыть только очень уж громоздкие посылки, да и то исключительно в целях безопасности, - рассказывает один из охранников. - Если же у вас небольшое письмо, то никто и спрашивать ни о чем не будет". Что же касается телефонных сообщений, то здесь ситуация нередко развивается на манер детективных серий. Заявителя стараются как можно дольше удержать "на трубке", чтобы вычислить, откуда поступил звонок. Случается и так, что к месту событий выезжает оперативная группа. В разные времена "достойными внимания" признавались разные сообщения. В СССР бдительные граждане сообщали о деятельности иностранных разведок, распространении антисоветских листовок и разгуле порнографии. Подобные обращения рассматривались с подобающим вниманием. "Тогда перед ведомством стояли другие задачи, в соответствии с которыми мы и работали", - уклончиво отвечают на мои прямые вопросы офицеры приемной. Виталий Кондратьев рассказал, что однажды в приемную обратился один советский ученый - сообщить, что является агентом западных спецслужб. "Правда, такое в моей многолетней практике было всего однажды, - комментирует Виталий Александрович. - Спустя несколько лет об этом даже документальный фильм снимали". Несмотря на отснятый фильм, мне так и не удалось ничего выяснить о том, кто же это был и какова дальнейшая судьба этого человека.. И не только по причине строгой секретности. Одна из особенностей работы в приемной заключается в том, что в этих кабинетах подчас начинаются самые неожиданные истории, а вот развязка происходит в других. И все же: кто и зачем приходит сегодня в ФСБ?
НАРОДНАЯ ТРОПА
Как ни парадоксально, но в наше время количество обращений в ФСБ не уменьшилось. Только в прошлом году их было около 10 тысяч - в среднем по 40 в день. В глазах российских граждан "органы безопасности" остаются тем, чем они были в СССР, - всесильным ведомством, которое готово искать крамолу повсюду. Стало быть, именно сюда следует "стучать" для решения собственных насущных проблем. "К нам часто приходят люди в надежде решить какие-нибудь личные или социальные проблемы. Когда мы стараемся объяснить, что едва ли сможем помочь, они лишь недоуменно пожимают плечами: вы же ФСБ! Как велите, так и сделают", - рассказывает Виталий Кондратьев.
- Вы ведь можете переговорить с Патрушевым? Ну, так пусть он Путину и передаст все, а то сидит в Кремле, не знает ничего, - с подобными просьбами нередко приходят отчаявшиеся чего-либо добиться люди. Очередного посетителя сотрудники приемной примечают, еще когда тот только собирается позвонить в дверь. После двух взрывов приемной на Кузнецком Мосту при входе установлены видеокамеры. "За годы службы я почти безошибочно научился определять степень вменяемости потенциального заявителя, могу также достоверно предположить, что его привело к нам", - рассказывает один из офицеров приемной. Действительно, тип посетителя приходится определять с первого взгляда. Хотя бы потому, что по вечерам нередко активизируются подвыпившие "випы" (чиновники средней руки, помощники депутатов и т.п.). После определенных неприятностей с милицией они тут же бегут жаловаться в ФСБ.
"Ну-ка, соедините меня с начальником первого (второго, третьего, четвертого... нужное подчеркнуть) управления! И побыстрее!" - стандартное начало разговора в подобных случаях. Развязка истории происходит, как правило, все в той же милиции, которую, как это ни нелепо, вызывают уже сотрудники ФСБ.
Проведя в приемной несколько дней, я условно разделила всех посетителей на заинтересованных, бдительных, маниакально бдительных, запуганных, сумасшедших, отвергнутых изобретателей, спасителей отечества и скандалистов.
К первой группе прежде всего относятся родственники жертв репрессий. Их интересуют архивы - поиски сведений о дорогих людях, проверка родственных связей или семейных преданий. Обращаются и бывшие сотрудники ведомства - уладить формальности, связанные с получением пенсии, медицинским обслуживанием
и т.п. Приходят и стукачи - естественно, видоизменившиеся по сравнению с их "классическими" аналогами в эпоху расцвета ведомства. Сообщения о том, что сосед живет не по средствам, сегодня не пользуются спросом - сливом информации занимаются в основном бизнесмены и криминальные авторитеты, желающие расквитаться с конкурентами. Подавляющее большинство таких заявителей переадресовывают в ГУБЭП и другие подразделения МВД. Очень часто поступают жалобы на милицию. Несколько раз, как говорят, приходили сдавать оружие. "Ко мне на прием пришел странного вида мужчина, - рассказывает один из офицеров приемной, - который начал разговор с того, что положил на стол два пистолета". Почти как в кино. По версии офицера, заявитель был одним из крупных московских киллеров, который захотел "выйти из игры", сдавшись властям. Приносили оружие и обычные граждане. Однажды в ФСБ передали целую коллекцию незарегистрированных стволов. Как оказалось, ее владельцу "богатство" перешло по наследству от деда, который был еще участником Гражданской войны.
Бдительность граждан, как правило, активизируется после террористических актов. Так, после взрыва в Тушине несколько сотен человек сообщили по телефону, что пять минут назад видели "черную Фатиму", подозреваемую в совершении взрыва. Но попадаются и люди, которым действительно есть что сказать. Так, после теракта на Дубровке из всего вала последовавших сообщений было "отработано" порядка полусотни заслуживавших внимания сигналов. Но граждане, судя по всему, начинают привыкать к терроризму в столице. После взрыва у "Националя", к удивлению сотрудников приемной, вообще никто не позвонил. Шквала заявлений не случилось и после недавнего теракта в метро. Позвонили лишь несколько человек, которые в основном давали практические рекомендации по борьбе с терроризмом. "Серьезных заявителей были единицы. Оперативные подразделения отработали всего пару сигналов", - рассказывают сотрудники приемной. Есть среди посетителей и завсегдатаи, которые несколько раз в месяц приходят просто поговорить и поделиться новостями. Это обычно "отвергнутые изобретатели" или "спасители отечества". "Как-то раз один человек принес несколько томов собственной экономической программы, - рассказывает Виталий Кондратьев. - После того как мы объяснили ему, что это не вполне наша компетенция, он все равно решил остаться и поговорить. С тех пор заходит регулярно".
Время от времени сотрудники приемной берут на себя труд разбираться с нашей традиционной бюрократией. Например, пожилая дама, с которой я столкнулась в холле, приходила жаловаться на собес: пенсию ей не платят, потому что паспорт поменять не успела. "Конечно, я не могу приказать собесу платить ей пенсию, но бывает так, что позвонишь, представишься, объяснишь им все по-человечески, и это, как ни странно, работает", - говорит один из офицеров. Есть и категория граждан, которых здесь называют "сутяжниками". "Я только что был в приемной президентской администрации, но они не смогли решить мой вопрос. Вот, пришел жалобу написать. Что говорите? Не ваша компетенция? Сейчас сообщу в прокуратуру - там разберутся, у кого какая компетенция. И вообще, что вы мне хамите?" Такие посетители - вечная головная боль. Содержание их жалоб в различные инстанции обычно бывает таким: дежурный офицер был пьян, а заявителя пинками выставили за дверь.
Выпуск N 31 (804) от 19 февраля 2004 г. [ N 30 ] [ N 32 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]