Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 31 (804) от 19 февраля 2004 г. [ N 30 ] [ N 32 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

SOS в большом городе

Игорь Надеждин
Итоги, N 7

О современных проблемах российской правоохранительной системы и долгосрочных планах реформирования МВД "Итогам" рассказал замминистра внутренних дел, начальник Службы общественной безопасности генерал-полковник милиции Сергей Щадрин.

Общественная безопасность - понятие необъятное. За наш покой отвечают самые разные службы, о которых "Итоги" рассказали в рамках рубрики "SOS в большом городе". Последний теракт в Москве показал, что предпринимаемые меры общественной безопасности, к сожалению, не являются достаточными. Завершая проект, "Итоги" попытались разобраться, что же мешает нашим силовым структурам поставить барьер на пути террористов и какие изменения назрели в работе служб, обеспечивающих общественную безопасность в мегаполисе

О современных проблемах российской правоохранительной системы и долгосрочных планах реформирования МВД "Итогам" рассказал замминистра внутренних дел, начальник Службы общественной безопасности генерал-полковник милиции Сергей Щадрин.

- Сергей Федорович, уровень террористической угрозы в России значительно возрос. Практически каждую неделю в стране гремят взрывы. По данным МВД, в прошлом году в России был совершен 561 теракт, из которых раскрыть удалось лишь 86. Цифры удручающие. Что же делает милиция?

- Есть такая крылатая фраза, которую приписывают Вячеславу Константиновичу Плеве, министру внутренних дел и шефу отдельного жандармского корпуса в 1902-1904 годах, убитому, кстати, террористом. Так вот он якобы сказал: "У террориста тысячи дорог, у полицейского - только одна, причем та, по которой уже прошел злоумышленник". История нас учит: если кто-то захочет совершить теракт, остановить его будет очень сложно. И есть только один действенный способ предотвратить преступление: максимально осложнить задачу злоумышленнику. Именно из этого мы вынуждены исходить.

Если говорить конкретно, то в связи с последними событиями за счет личного времени увеличена плотность патрулей и нарядов патрульно-постовой службы. Усилена охрана объектов особой важности, метро, железнодорожных станций, поездов дальнего и пригородного сообщения, аэропортов. Предписано тщательно проверять подозрительных лиц (независимо от национальности). Служба ГИБДД (ГАИ) принимает дополнительные меры по контролю за передвижением транспорта и более тщательно проверяет машины на въездах в населенные пункты. Участковые осматривают подвалы и чердаки жилых домов. Проводятся десятки гласных и негласных мероприятий.

- Мероприятий проводится много, но есть ли от них толк?

- Есть. По нашим данным, только за последний год удалось предотвратить несколько крупных терактов, причем иногда наши сотрудники даже и не знали, что смогли остановить террориста. Они просто делали свою повседневную работу, и только потом становилось известно: кто-то не смог заложить бомбу, куда-то не смогли доставить оружие, где-то не сумели пройти на объектЙ Почему террористы перешли к тактике смертников? Смертника гораздо труднее остановить. Но возможно. Сегодня мы учим наших сотрудников, как распознать смертника в толпе, как его остановить. И результаты есть. Даже во время теракта в Тушине жертв могло быть гораздо больше, если бы смертницы смогли пройти на концерт. Но они ведь не смогли! Увидев тщательность проверки, увидев, что особенно внимательно досматривают именно женщин, они подорвали бомбы не там, где хотели, а там, где смогли. Конечно, обстановка сегодня такова, что никто не даст никаких гарантий. Но ответственно заявляю: российская милиция делает все, что от нее зависит.

МВД сегодня во многом недорабатывает. Это - согласованная точка зрения руководства ведомства. Недаром при подготовке к ежегодной коллегии МВД (состоялась на прошлой неделе. - "Итоги") безжалостно вымарывались все победные реляции, которые, что греха таить, у многих руководителей регионов были. Критика, прозвучавшая на коллегии, безусловно, заслуженна. Будем устранять недостатки. Тем более что пути решения многих проблем уже найдены. Осталось только воплотить.

- Следует ли "настрой на воплощение" понимать так: МВД ждет новая реорганизация?

- Смотря какой смысл вкладывать в слово "реорганизация". Никаких структурных преобразований, переподчинения служб, никакого создания "жандармерий" в ближайшее время не будет. Действующие сейчас структура и система финансирования (при которой часть подразделений финансируется из федерального бюджета, а часть - из региональных) эффективны и жизнеспособны. Если же под реорганизацией понимать отказ от выполнения несвойственных милиции функций, то этот процесс уже идет.

- А что, у МВД есть несвойственные функции? По-моему, есть две главные задачи - борьба с преступностью и законотворчество.

- Их не две, а более двухсот. Функции ведомства были прописаны в "Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации".

На сегодняшний день правительство России предложило нам пересмотреть необходимость 76 функций, записанных за МВД, и отказаться от них. К началу января от 57 функций МВД с удовольствием отказалось. По оставшимся 19 мы не совсем согласны и отстаиваем свое право на них. Решение - за правительством.

Со своей стороны МВД рассмотрело ряд функций, которые, по нашему мнению, совершенно безболезненно можно исключить из ведения МВД. Дополнительно к тем 76, которые предлагает исключить правительство. Насчитали 26 таких функций - перечень на восьми листах. Всего же получается, что на сегодняшний день у МВД около 100 функций, несвойственных органам внутренних дел. И мы готовы от них избавляться. С превеликой радостью!

- Например?

- Например, сегодня должностные лица органов внутренних дел должны контролировать надлежащее выполнение требований статьи 14.4 Кодекса об административных правонарушениях: "продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил". При чем здесь милиция? Тут милицией и не пахнет. Есть органы государственной инспекции по торговле, есть органы Госсанэпиднадзора - вот пусть они этим и занимаются.

Или, например, пункт 8.30 ведомственного Положения гласит, что МВД "координирует работу по сертификации, стандартизации, метрологии, изобретательству и рационализации". Зачем нам это надо? Заберите у нас эту работу, ради бога!

Или пункт 8.35: "МВД осуществляет подготовку кадров для частных детективных и охранных служб, служб безопасности предприятий и учреждений независимо от форм собственности". Действительно, когда образовывались частные детективно-охранные службы, было непонятно: кто будет осуществлять эту самую подготовку? И совершенно справедливо тогда решили, что делать это будет МВД. Но ведь время идет. За прошедшие 10 лет частная охрана встала на ноги и сегодня сама в состоянии организовать эту работу. Теперь нам данная функция не нужна, мы этот рынок можем уступить.

- А с отменой каких функций МВД не согласно?

- Нам предлагали полностью отказаться от оказания услуг вневедомственной охраны частным лицам. Мы считаем, что это неправильно. Частный охранный бизнес еще не готов заменить нас на этом рынке. Сегодня гражданин в Москве за услуги по охране квартиры платит 108 рублей в месяц (без "тревожной кнопки"). Себестоимость же охраны одной квартиры - около 600 рублей. Разницу отделы вневедомственной охраны покрывают за счет услуг по охране организаций. Частный бизнес на это не пойдет. Он будет получать с клиента всю сумму и еще немножко сверху "на бизнес". Не все готовы платить такие деньги. Кроме того, по нашему мнению, отказ от вневедомственной охраны вызовет резкий рост квартирных краж. Сегодня воры-домушники даже не пытаются взламывать квартиры, находящиеся под охраной. Отдадим мы эту функцию, и кривая статистики по квартирным кражам поползет вверх.

Сегодня в России каждую неделю совершаются нападения на коммерческие банки, в первую очередь на их инкассаторов. Иногда - по два-три раза в неделю. Но по итогам 2003 года ни одного нападения на банк, который охраняет милиция, ни одного нападения на кассиров, которых сопровождает вневедомственная охрана, не было. Все нападения совершаются только на банки, которые охраняют частные охранные предприятия. Говорит это о чем-то?

- Согласитесь, что любая реформа призвана всегда идти на пользу делу и чаще всего должна спокойно восприниматься населением?

- Конечно, иначе народ с вилами на улицу выйдет, и мало никому не покажется. А у нас не всегда получается так, как задумали. Последний пример: введение обязательного страхования автогражданской ответственности. Дело, безусловно, и нужное, и полезное. Но вот реализацияЙ Мало кто знает, что многие предложения МВД в расчет просто не были приняты, причем, что меня особенно удивляет, были отвергнуты те предложения, которые защищали интересы рядовых водителей, но требовали от страховых компаний дополнительных расходов. В результате мы сегодня вынуждены вновь взывать: разрешите оформлять мелкие ДТП, так называемую жестянку, не сотрудникам ДПС, а представителям страховых компаний, хотя это предложение впервые было внесено еще в начале прошлого года. Тогда нам отказали, и посмотрите, что сегодня творится в административных группах. Из-за обычной бумажки люди часами толпятся в очередях. А среднее время ожидания сотрудников ГАИ на месте аварии в Москве, например, на 1 февраля составило шесть часов.

Я вынужден был распорядиться, чтобы сроки работы административных групп продлили, и сегодня они работают с 8.30 до 20.30. Однако это не только не решило всех проблем, но и создало новые: ведь сотрудников ГАИ больше не стало. И нагрузка на инспекторов возросла! Они, конечно, люди в погонах, но ведь и их пожалеть надо.

- Кстати, какую предварительную оценку вы можете дать реформированию Госавтоинспекции?

- Конечная цель реформирования была определена как "повышение ответственности сотрудников ГИБДД". Что значит "повышение ответственности"? Еще более ответственно останавливать машины? Проведению реформы сопротивляются в самой ГАИ. Недавно на коллегии Госавтоинспекции я высказал соображения министерства о путях дальнейшего реформирования, и, к моему удивлению, эти соображения вызвали неоднозначную реакцию.

- Какие это соображения, если не секрет?

- Не секрет. Сегодня 80 процентов автоаварий происходит по вине водителей. Возникает законный вопрос: какую ответственность несет за это руководитель ГИБДД? Никакой. Сегодня мы предлагаем спрашивать с инспекторов за аварии, которые совершили водители со стажем до одного года. Как только я это озвучил, в ГАИ сразу же зашумели: "Как так можно?!" Но простите: любой экзамен есть воспитание и обучение. Если ты чувствуешь, что не смог подготовить водителя, не давай ему удостоверение. Пусть еще постажируется. Начинающий водитель должен до автоматизма отработать навыки езды, без этого его просто нельзя выпускать на дорогу. Ответственность за плохую езду водителей-новичков должны нести сотрудники Госавтоинспекции! Причем никаких особых проблем такое нововведение не вызовет. Уже сегодня можно наказывать инспекторов рублем. Есть минимальный и максимальный оклад, есть надбавки за качественный труд, которых можно лишать. А можно и должности лишать.

Следующий момент: инспектор дорожно-патрульной службы на контрольном посту милиции останавливает машину. Что он имеет право сделать? Проверить машину, документы водителя, соответствие номеров агрегатов. А вот что находится в кузове, он проверять не имеет права. Поэтому на посту должны находиться, кроме инспектора ДПС, сотрудник отдела по борьбе с экономическими преступлениями, сотрудник уголовного розыска, санитарный врач и еще несколько ответственных должностных лиц. Возникает вопрос: какова в таком случае роль инспектора ДПС? Его роль сводится к одному - остановить машину. Так давайте вместо инспектора поставим шлагбаум! И машина остановится. А инспектор ДПС пусть занимается своими обязанностями: следит за соблюдением скоростного режима, правил проезда перекрестков, за пешеходами.

Несвойственными функциями инспектора ГАИ заниматься не должны! Есть у тебя подозрения - передай информацию в дежурную часть ГУВД. И пусть те, кому положено, занимаются машиной в полном объеме. Эти проверки - не функция сотрудников ГАИ. От них надо избавляться.

Мое глубокое убеждение, что посты ДПС - это неэффективно. Посты рождают бездельников и вымогателей! Любой водитель знает, что на постах вымогают деньги. А те, кому надо, посты просто объезжают. Кроме изжоги, мы этими постами ничего у людей не вызываем. Меня пытаются убедить: 20 процентов задержанного транспорта остановлено на постах. Но профессионалам-то ясно, что они не задержаны на постах, а привязаны к постам. Нарушение выявили на трассе, а на пост машину доставили, чтобы в цивилизованных условиях оформить протокол.

- А как же борьба с терроризмом? Ведь в начале нашей беседы вы, среди прочего, сказали, что постам ГАИ дано указание усилить контроль за транспортом...

- Есть спецоперации, во время которых все сотрудники милиции выполняют функции других подразделений. Действия всех сотрудников милиции при проведении таких мероприятий прописаны в инструкциях. Но они ограничены по времени. А есть повседневная работа. И не надо их смешивать. Кроме того, проверки можно и должно осуществлять и вне постов.

- В конце 2002 года МВД начало проводить реформу службы участковых уполномоченных милиции. Каких результатов удалось добиться?

- Мы не ожидали, что всего за год удастся коренным образом переломить ситуацию. Но тенденции к улучшению есть. У нас есть участковые, которые лет по 15 работают на своих участках, есть участковые, у которых 100-процентная раскрываемость преступлений. Например, в Ново-Савиновском РУВД Казани работает Владимир Гончаренко. Участок у него известный на всю страну - "17-й квартал". О местной оргпреступной группе даже кино снимали. Так вот, только в прошлом году он один раскрыл 55 преступлений, причем 12 - по горячим следам. А в январе этого года он сумел раскрыть семь преступлений, и три из них - тяжкие. Но таких примеров единицы.

Еще одна проблема: наши специализированные учебные заведения выпускают усредненного сотрудника милиции, вооруженного только теоретическими знаниями. Как его научили, так он и работает. Предполагается, что молодому сотруднику дадут наставника из опытных и он будет с ним заниматься. Но на деле наставник никак не заинтересован помогать подопечному - у него своей работы вагон и маленькая тележка. Этот разрыв очень важно ликвидировать. Как - уже известно: надо повысить требования к классности сотрудника, возродить институт наставничества. Например, подготовил 10 человек - получи 10 дней к отпуску. Или бесплатную путевку на Канарские острова. Тогда появится заинтересованность!

- Какие еще реформы нас ждут?

- Очень хочется повысить техническое обеспечение службы. Например, внедрить современную технику - такую, как видеонаблюдение. Сегодня только 19 городов страны имеют такую систему. Она чем хороша? Милиционеров на улицах нет, но в дежурной части все видят. Конфликт только назревает, а патруль уже подъезжает. В Нижнем Новгороде одну улицу оснастили видеонаблюдением. Полгода ни одного преступления! Показательно? За этим будущее. Нам не нужен милиционер, который ходил бы и раздражал граждан своим присутствием. Нам не нужен милиционер, который ходит и от безделья начинает искать себе занятие: "Иди сюда, давай документы, пошли со мной!" От этого надо избавляться. Надо смотреть за обстановкой и своевременно вмешиваться в тех случаях, когда это необходимо.

- То есть старая директива относительно того, что милиционер в форме на улице одним своим видом обеспечивает порядок, сейчас не работает?

- Она несколько нивелировалась, потому что образ милиционера сегодня вызывает раздражение. Я не призываю убрать сотрудника милиции с улицы. Милиционер должен присутствовать там, где это необходимо. Я отметил, что в стране возросло количество уличных преступлений. Отчего? Оттого, что милиционера своевременно рядом не оказалось. Но тем не менее уходить от такого положения вещей надо. Наш путь развития - переход от навязчивого присутствия к своевременной помощи.

Выпуск N 31 (804) от 19 февраля 2004 г. [ N 30 ] [ N 32 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]