[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 29 (802) от 17 февраля 2004 г. [ N 28 ] [ N 30 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Документ, подписанный губернатором Ставрополья, председателем Государственной думы края и руководителями региональных судебных и силовых органов, можно назвать и началом работы первого в России Центра мониторинга права.
А Ставропольский край соответственно экспериментальной площадкой, где будут проводиться не просто изучение и анализ как правового пространства, так и правоприменительной практики. Речь о своего рода комплексной экспертизе качества и местных, и федеральных законов.
Плохой не продуманный досконально закон можно сравнить с плохим, не прошедшим положенных испытаний лекарством. Шуму и рекламы много, а эффект в лучшем случае нулевой. А в худшем - осложнения пойдут, люди пострадают. Как случилось с Федеральным законом "О гражданстве РФ": столь "сырой" вышел, что поправки был вынужден вносить обеспокоенный этим Президент России.
К слову, история с этим законом - нагляднейший пример необходимости изучения возможных последствий принятия любого нормативно-правового акта, с одной стороны, и возможности исправить ошибки через анализ правоприменительной практики, через обратную связь с населением - с другой. Тем более факт остается фактом: правовое поле наше весьма густо засеяно. Только на Ставрополье за время работы Государственной думы края принято 440 региональных законов, из которых 276 продолжают действовать. А в масштабах России?! По данным Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации за десять лет издано более 1400 федеральных законов и около 20 тысяч региональных. Плюс огромный объем подзаконных нормативных актов. Сейчас на федеральном уровне продолжают действовать более 900 указов Президента РФ, около 3400 постановлений Правительства РФ, более 6000 ведомственных нормативных актов. А в субъектах Российской Федерации действуют более 120 тысяч актов, принятых высшими должностными лицами (президентами, губернаторами, главами администраций и т.п.).
Отсюда и очевидная для любого юриста потребность разобраться в этом, состыковать между собой федеральные и региональные правовые системы, выявить пробелы и дублирование, определить так называемые беспризорные или забытые законы, недостатки и погрешности действующего законодательства, оценить эффективность применения законодательных норм в общественной практике. Причем важно иметь в виду следующее. "Грехов" хватает на всех уровнях. На Ставрополье памятен случай, когда постановление Правительства РФ едва не угробило в 1995-м винодельческую отрасль. И выжить отрасли удалось лишь благодаря тому, что власти края обратились в суд, который и признал постановление незаконным. Но в то же время Принятие региональных законов, противоречащих федеральным, казалось бы, уже в прошлом. Однако прокурор Ставропольского края Валерий Калугин сообщил: в 2003-м прокуратура края опять опротестовала 8 краевых законов, два из них - через суд.
Справедливости ради надо сказать: совсем уж без внимания проблема мониторинга права не оставалась без внимания. И речь не только об усилиях Совета Федерации, который играет ведущую роль в систематизации накопленного в этой сфере опыта. В частности, его Комиссия по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации как непосредственный инициатор и организатор серьезной методологической работы. Парламентские слушания, "круглые столы", Всероссийская научно-практическая конференция - все это принесло немало пользы. И не только о планах Совета законодателей, где создана Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики, председателем которой избран, кстати, председатель Государственной думы Ставропольского края Юрий Гонтарь. Правительство РФ, Минюст, прокуратура, МВД, судебные органы - так или иначе все эти структуры задействованы в работе по повышению качества законов и прочих нормативно-правовых актов.
Однако нужен не только единый федеральный центр такой работы. Нужны центры и региональные - в чем, собственно, и становится первопроходцем Ставрополье. Ибо уже проработаны структура, основные функции и организационно-техническое обеспечение деятельности центра, намечены первоочередные мероприятия по организации мониторинга законодательства и правоприменительной практики в крае. Причем немаловажный момент. Как совершенно справедливо считает губернатор края Александр Черногоров, мониторинг должен охватывать и правовые акты органов местного самоуправления. Ключевая проблема в этой области состоит в отсутствии полной и достоверной информации о состоянии правового регулирования в муниципальных образованиях. Что подтвердила в прошлом году работа комиссий краевого правительства по изучению положения дел и оказанию помощи в городах краевого значения. Были вскрыты отнюдь не единичные случаи, когда правовые акты противоречили действующему законодательству, нигде не публиковывались и т.д.
Правда, и у муниципалов есть претензии к федеральным и краевым законам. Председатель Государственной думы края Юрий Гонтарь рассказывал: в ходе анкетирования руководителей органов местного самоуправления 69 процентов опрошенных сказали, что вынуждены нарушать законы. По той простой причине, что они не соответствуют реальным условиям жизни. И это не просто тревожный симптом - это лишнее подтверждение: краевой центр мониторинга права - структура не надуманная, а жизненно необходимая. Благо научный задел здесь уже есть. Имею в виду весьма продуктивную работу Научного экспертно-аналитического консультативного совета при Государственной думе края. Орган этот по статусу своему общественный с зафиксированной в его названии сферой деятельности - экспертиза, анализ, консультации. Но интеллектуальный потенциал собран мощный - около 90 ведущих ученых со всех вузов Ставрополья.
Так что налицо все основания полагать: созданный после подписания протокола девятью заинтересованными сторонами, включая, к слову, и уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Алексея Селюкова, краевой центр мониторинга уже в ближайшее время должен дать отдачу.
Выпуск N 29 (802) от 17 февраля 2004 г. [ N 28 ] [ N 30 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]