Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 22 (795) от 6 февраля 2004 г. [ N 21 ] [ N 23 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Почему ФСБ боится присяжных?

Зоя Светова
Русский курьер, N 23

Суд присяжных лишится права рассматривать дела по статьям 275-276 УК РФ ("Государственная измена и шпионаж).

В ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект "О внесении изменений в статью 31, п.З УПК РФ". В нем речь идет о подсудности уголовных дел. Суть поправки сведется к одной простой вещи: суд присяжных лишится права рассматривать дела по статьям 275-276 УК РФ ("Государственная измена и шпионаж). О том, что подобный законопроект рождается в стенах компетентных ведомств, свидетельствуют источники "РК", обратившие внимание на обострившийся в последнее время интерес представителей ФСБ к подобным делам.

Напомним: 30 декабря 2003 года "судьи из народа" оправдали физика-"шпиона" Валентина Данилова. Они вынесли вердикт о его полной невиновности в шпионаже в пользу Китая. 4 ноября прошлого года в Мосгорсуде начался суд с участием присяжных над ученым из Института США и Канады Игорем Сутягигым, который также обвиняется в государственной измене. По неизвестным причинам этот процесс приостановлен на неопределенное время. На днях в редакции "Российской газеты" прошел уже второй экспертный совет, участники которого единогласно решили: необходимо лишить присяжных права рассматривать дела, связанные с гостайной. Почему? Свое мнение в эксклюзивном интервью "РК" высказал один из сторонников этой идеи -- профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса Академии ФСБ, доктор юридических наук, профессор Валерий Зажицкий: "Я исхожу из общего положения. Присяжные не могут обеспечить гарантию неразглашения гостайны. Подписку о неразглашении, которую они дают, нельзя рассматривать как достаточно надежную гарантию. В традиционном суде подобными делами занимаются лица, имеющие доступ к гостайне. И по закону все они проходят соответствующую проверку". Сожалея, что "он не привлечен для осуществления миссии по изменению УПК", Валерий Зажицкий заявил, "что существующий порядок о компетентности присяжных может привести "к ущербу для обороноспособности и безопасности России". С подобным утверждением категорически не согласен эксперт по судам присяжных, член Независимого экспертно-правового совета Сергей Насонов. Он подчеркивает, "что, когда подобное дело рассматривается в традиционном суде, круг лиц, втянутых в его разбирательство, достаточно велик: судья, секретарь, специалисты, эксперты. Поэтому если число этих лиц уменьшить на 12 присяжных заседателей, это абсолютно ничего не значит. Кроме того, присяжные не могут разгласить гостайну, поскольку они не знакомятся с сутью материалов, ее составляющих".

Насонов объясняет, чего боятся те, кто выступает против суда присяжных: "Этот суд не любят больше всего за то, что в нем очень жестко действуют правила недопустимости доказательств. Все, что получено с нарушением закона, исключается и до присяжных не доводится. Поэтому все "липовые" дела разваливаются".

Адвокат Сутягина Борис Кузнецов услышал о возможных изменениях в УПК от корреспондента "РК". Его реакция была категоричной: "У законодателя есть средства не допустить разглашения гостайны присяжными заседателями. С них можно взять подписку о невыезде. Вместо того чтобы вносить поправки в УПК, лучше бы академики из ФСБ озаботились другой немаловажной проблемой. Почему лица, имеющие доступ к гостайне, в том числе и работники ФСБ, беспрепятственно пересекают госграницу? Это в значительной степени привело к тому, что несколько сотен российских и иностранных граждан, которые сотрудничали с ФСБ и КГБ, были выданы недавно умершим Василием Митрохиным англичанам". Интересно, что "суд улицы" в разное время вызывал раздражение у представителей власти. Так, например, когда присяжные оправдали террористку Веру Засулич, высказывались предложения исключить из компетенции этого суда дела о терроризме. Тогда эта поправка не прошла. Сегодня, как считает Сергей Насонов, "у авторов изменений в УПК не возникнет проблем с прохождением законопроектов в нынешней Думе". В том, что инициативы об ограничении компетенции присяжных непосредственно связаны с делом Игоря Сутягина, не сомневается брат ученого Дмитрий Сутяган: "Об этом свидетельствуют два обстоятельства: с одной стороны, процесс умышленно затягивается, а с другой -- эта тема активно муссируется в прессе". Общение с профессором Академии ФСБ по телефону убедило меня в правдоподобности этой версии. На мой прямой вопрос: "Не связан ли интерес к теме суда присяжных с конкретными делами?", профессор Валерий Зажицкий дипломатично ответил: "Найдите публикацию в "Российской газете" от 5 ноября 2003 года". А когда я полюбопытствовала, о чем она, профессор уклонился от ответа. Как и следовало ожидать, на первой полосе "Российской газеты" за указанное число была напечатана статья о начале судебного процесса над Игорем Сутягиным под заголовком: "Присяжным доверили гостайну". Других вопросов к профессору Зажицкому у меня не возникло. А у вас?

Выпуск N 22 (795) от 6 февраля 2004 г. [ N 21 ] [ N 23 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]