Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 2 (775) от 9 января 2004 г. [ N 3 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Их помиловал президент

Владимир Перекрест
Известия, N 1

Этот Новый год был особенно радостным в 9 российских семьях. 25 декабря президент России Владимир Путин подписал 9 указов о помиловании. Согласно решению главы государства, пятерых осужденных надлежало немедленно освободить, а еще четверым срок заключения был сокращен.

"Какой же я отец, если не могу защитить свою дочь?!"

Среди помилованных особенно драматична история 38-летнего жителя села Благовещенское Свердловской области Юрия Толстых, одноногого инвалида и отца семерых несовершеннолетних детей. Как следует из материалов дела, февральским вечером 2002 года он случайно узнал, что несколько месяцев назад изнасиловали его 16-летнюю дочь Светлану. Причем сделал это не кто иной, как ее же родной дядя по материнской линии - Федор Набоков, проживавший в той же деревне. Не веря своим ушам, еще надеясь, что это какая-то ошибка, Юрий Александрович тут же отправился на поиски дочери. Она сидела у кого-то из соседей. Вызвал поговорить.

- Правда? - спросил, когда остались вдвоем.

- Правда, - расплакалась дочь. Сквозь слезы рассказала отцу, почему так долго молчала, даже матери ничего не рассказывала. "Если пикнешь, порешу и тебя, и твою семейку", - пригрозил ей дядя Федя.

Надо сказать, что Юрий Толстых к тому времени только полгода как вышел из колонии. За мелкую кражу получил два года, а когда до "звонка" оставалось шесть месяцев, за хорошее поведение ему предоставили условно-досрочное освобождение. Бока еще помнили жесткую лагерную койку, и обратно на нее не хотелось. Так что Толстых решил действовать по закону, а не так, как подсказывал отцовский гнев.

Однако закон не торопился защищать деревенского мужика. Позвонил Юрий Александрович в милицию. Там выезжать к ним в село отказались - никто же не дерется, не хулиганит. На следующий день Толстых взял дочь и поехал в соседнее село Дымково, где находился участковый, кстати, его однофамилец и дальний родственник. Тот внимательно выслушал, посочувствовал, а потом позвонил в райотдел - посоветоваться.

- Ничего не выйдет, - сказал он, закончив разговор. - Не сможем мы привлечь Федора: слишком много времени прошло. Надо было раньше приходить...

К вечеру несолоно хлебавши вернулись в Благовещенское. Оставив дочь дома, Толстых пошел к Федору Набокову. Зачем - на этот вопрос на суде он ответить не смог. Да и что тут ответишь? Придя к насильнику, Толстых уже знал, что будет делать. Но дома была мать Федора, и вершить расправу при ней он не решился.

- Пошли ко мне, выпьем, - предложил он свояку и незаметно взял со стола самодельный нож с наборной рукояткой.

Не чуя беды, тот пошел следом. Дома у Юрия Александровича никого не было. Он налил Федору полный стакан водки: "Пей!" И как только тот запрокинул голову, отец девушки выхватил нож и всадил его обидчику точно в сердце. По самую рукоятку.

- За что? - захлебнувшись водкой, только и успел прохрипеть Федор, оседая на пол.

- Это тебе за дочь, - ответил Толстых уже мертвому насильнику.

Был поздний безлунный вечер, и никто не видел, как одноногий калека вывез труп на санках и спустил его в заброшенный колодец. Возможно, так бы и остался этот самосуд нераскрытым, тем более что Федор собирался уезжать в город. Два дня его родня так и думала - выпил мужик с соседом, а потом уехал. Да только сам Толстых не стал таиться: через день после убийства он рассказал о том, что произошло, сожительнице Федора. Та сообщила в милицию. Суд приговорил многодетного отца и инвалида к семи годам лишения свободы.

"Господин президент, я понимаю, что нарушил закон, совершив самосуд, - написал Юрий Толстых в прошении о помиловании, направленном Владимиру Путину. - Но прошу понять меня правильно: я просто не мог жить с таким грузом на душе. Я отец - и обязан оградить своих детей от любой беды, иначе какой же я отец?!"

Юрий Толстых помилован, однако ему придется провести в колонии еще несколько лет. Указом президента его 7-летний срок уменьшен до 5 лет.

"Вспоминаю содеянное как кошмарный сон"

Среди тех, кого помиловали вчистую, - бывший спасатель МЧС 33-летний Борис Мизев. До того как попасть в колонию, он четыре года проработал в поисково-спасательном отряде управления МЧС по Ивановской области. Неоднократно участвовал в операциях по ликвидации аварий и стихийных бедствий, заслужил девять поощрений. О его освобождении перед президентом ходатайствовал и начальник Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Ивановской области Иванов. Кстати, однофамилец потерпевшего, проходящего по делу Бориса Мизева.

В ограблении петербургского предпринимателя Иванова спасатель Мизев был, как и в работе, человеком не последним. Все началось с того, что знакомый водитель пожаловался Борису на жизнь: мол, денег не хватает. Занимался приятель грузоперевозками на "Газели". "На днях собирается к нам за товаром бизнесмен из Питера, - продолжал приятель, - у него-то денег куры не клюют".

На суде они так и не вспомнили, кому первому пришел в голову план ограбления. Когда нагруженный товаром предприниматель поедет обратно, водитель должен сымитировать поломку и выйти посмотреть в чем дело. А потом под каким-то предлогом выманить из кабины и бизнесмена. Тут откуда ни возьмись подъедут дорожные грабители, обоих свяжут, а товар заберут себе. За несколько дней Борис Мизев сколотил "группу захвата" из пяти человек.

Поначалу все шло как задумали. По дороге в Питер у деревни Буньково водитель сбавил скорость, а потом на малом ходу стал переключаться сразу на пятую передачу. Более верного способа заглохнуть не найти. Так и вышло. "Топливный фильтр сломался", - объявил водитель, а через несколько минут, покопавшись под капотом, попросил предпринимателя полить ему на руки: мол, все готово. Только тот вышел, как из лесу выскочили двое. Водителя они скрутили понарошку, а предпринимателю досталось по-настоящему. Ему прыснули в лицо из газового баллончика, избили палками, а потом связали и бросили в лесу, пригрозив пырнуть ножом, если будет шуметь и пытаться убежать. Охранять его остался спасатель Мизев. Когда товар - постельное белье, сорочки и другой ивановский текстиль на сумму 4 тысячи долларов - перегрузили в другую машину, Мизев же предоставил место, где можно складировать награбленное: в соседней деревне, в гараже у своей бабушки.

Повязали налетчиков быстро. Водитель явно не справился с ролью жертвы. Пока его подельники избивали предпринимателя, он, видимо, томясь от безделья, стал перетаскивать из хозяйской "Газели" тюки с товаром. Предприниматель, естественно, все это видел. А бабушкина соседка, разбуженная шумом подъехавшей машины, опознала Бориса.

Соучастников преступления ни он, ни водитель не назвали. Суд дал спасателю шесть лет, из которых он уже отсидел два года и два месяца. "Вспоминаю содеянное как кошмарный сон, - пишет Мизев в прошении о помиловании. - Я спасал людей, работу свою любил и если получится, хотел бы вернуться в свой отряд".

Из колонии Мизева встречали жена и двухлетняя дочь, родившаяся во время следствия. Новый год они встретили вместе.

Милость к матерям и "чеченцам"

Вместе со своими близкими встретили новогодние праздники и три несовершеннолетних преступника. Сейчас Вячеславу Асташину уже 22 года. Пять лет назад он участвовал в разбойном нападении - стоял на стреме у дверей подъезда, пока два его подельника, вооруженные ножом и обрезом, чистили квартиру. В итоге - 200 рублей воровского гонорара и 7 лет лишения свободы.

Другая история. В ноябре 2002 года 15-летняя Екатерина Быкова зашла в гости к подруге. Немного выпили. А когда хозяйка уснула, Катя стащила у нее сапоги стоимостью 500 рублей. С учетом того, что в том же году она уже получила условный срок (тоже за кражу), суд приговорил ее к двум годам лишения свободы. Среди причин, позволивших девушке получить помилование после четырех месяцев заключения, не последнюю роль играет и наличие у нее туберкулеза.

У ее ровесника Дмитрия Быханова преступление тоже началось с алкоголя. На одной из саратовских улиц он повстречал сверстника и стал требовать денег. Получив отказ, начал избивать. Тот выгреб из карманов 13 рублей - это все, что у него было. Однако 15-летний налетчик вошел в раж. Он избил парня так жестоко, что врачам пришлось немало потрудиться, чтобы вернуть ему здоровье. Суд приговорил Быханова к трем годам лишения свободы. Через 11 месяцев отсидки в ходатайстве о помиловании администрация колонии характеризует его как человека "ответственного, миролюбивого, хорошо владеющего собой".

Среди помилованных - три женщины и шестеро мужчин. Два участника чеченских событий - они были осуждены за кражу и в качестве помилования получили снижение срока. Три человека отбывали сроки за убийство, в их числе две женщины, лишившие жизни своих сожителей. Одной из них, матери четырех несовершеннолетних детей Людмиле Бондарь, зарубившей своего сожителя топором и родившей от него ребенка уже в колонии, дарована свобода.

- Трудно проследить какую-то четкую закономерность в делах о помиловании. Каждое прошение сугубо индивидуально, - сказал "Известиям" начальник управления президента России по вопросам помилования Роберт Цивилев. - Но можно выделить две группы, в отношении которых мы особенно внимательны. Это матери, имеющие на иждивении малолетних детей, особенно находящихся вместе с ними в домах ребенка при колониях, - президент даже дал специальное поручение, касающееся этой категории осужденных. А кроме того, глава государства всегда обращает внимание на судьбы ветеранов Великой Отечественной войны и тех, кто прошел Афганистан, Чечню и другие горячие точки.

Выпуск N 2 (775) от 9 января 2004 г. [ N 3 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]