[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 13 (786) от 26 января 2004 г. [ N 12 ] [ N 14 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Смертную казнь в России впервые отменила еще императрица Елизавета Петровна. Президент Путин верен гуманистическим традициям - он резко высказывается против отмены моратория на исполнение смертных приговоров. Хотя, если верить опросам, граждане России в большинстве положительно относятся к смертной казни как высшей мере наказания за особо тяжкие преступления. В ноябре прошлого года "Труд" начал дискуссию по этой теме. Сегодня мы предоставляем слово политологу, директору Института политических исследований Сергею МАРКОВУ.
- Сергей Александрович, в чем, по-вашему, причины такой "кровожадности", популярности идеи восстановления смертной казни?
- Смертная казнь преступников популярна у населения во многих странах. Массовое сознание рассматривает ее как акт возмездия тому, кто лишил жизни другого. Большинство людей подходят к проблеме смертной казни с архаичной позиции "око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь". А позиция законодателей, отменяющих процедуры смертной казни, если оставить в стороне вопросы высшей морали, - современная, прагматичная. Они просто стремятся минимизировать насилие в обществе. Ведь наукой давным-давно доказано, что смертная казнь не способствует уменьшению преступности. Наиболее эффективным в борьбе с нею признано не ужесточение наказания, а его неотвратимость. Причем выводы ученых совпадают и с нравственно-христианской позицией: никто не имеет права отнять у человека данное ему Богом - жизнь. Приговоры судов не являются абсолютной истиной, судебные ошибки, когда люди были осуждены на смертную казнь безвинно, - не такая уж редкость. Мое мнение: известное предложение с "судьбоносной" запятой надо сократить до "казнить нельзя"...
- Но, как представляется, не так уж мало персонажей, которых нельзя и миловать. Скажем, что делать с террористами и вменяемыми серийными убийцами? Как, к примеру, наказывать пойманного, если это случится, Шамиля Басаева?
- Смертная казнь для таких преступников не просто бесполезна. Она вредна. Очень часто мотивацией людей, пошедших на убийство не один раз, служит поиск "точки кипения" адреналина, драйва, риска хождения на грани жизни и смерти. Поэтому угроза смертной казни нередко только стимулирует убийц. А у фанатов-террористов на это накладывается еще и ореол мученической смерти "за правое дело". Посмотрите, с каким пафосом идут на поиски своей и чужой смерти шахиды, какими героями посмертно они становятся в той же Палестине. Для террориста особенно актуальна поговорка "на миру и смерть красна".
Поэтому самое страшное для террористов - не смертная казнь, а серая камера, где они будут гнить десятки лет, и полное забвение. Страшный сон террориста - что его имя не узнают или быстро забудут, а близкие осудят и проклянут.
Это работает, готов доказать на реальном примере из собственной жизни. Я в свое время учился на филфаке МГУ, студенты которого в общежитии в университетской "высотке" занимали с 18-го по 22-й этажи. И кое-кто с этой высоты норовил прыгнуть. Причины у "десантников" были самые идиотские - заваленная сессия, несчастная любовь... Администрация поборола тягу к суициду очень просто. "Еще один прыжок - и весь факультет переедет на первые этажи, и вместо любования панорамой Москвы будете любоваться чадящими автомобилями", - пообещали на собрании. И все утихло - не в меру страдальческие натуры поняли, что если что, однокурсники их просто проклянут. Логично, по-моему, похожим образом поступать и с террористами: тюремная "параша", безвестность или проклятие как альтернатива громкой славе и смерти "на миру" людей, которые и так порой стремятся попасть на небо без очереди...
- Но в штатах той же Америки, которая с некоторых пор является для нас примером работающей демократии, все-таки сохраняется смертная казнь...
- На самом деле США - не самый удачный пример для подражания. Это архаичная, "самодельная" демократия, страна, которая создана с нуля мощнейшим гражданским обществом. На нем, его пристрастиях и базируется там государственность. В подходах к смертной казни там опираются больше на массовое сознание с его мифами о необходимости возмездия за преступления... У нас в России гражданское общество пока только формируется, мы не настолько богаты демократией, чтобы во всем буквально идти по американскому пути.
Выпуск N 13 (786) от 26 января 2004 г. [ N 12 ] [ N 14 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]