[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 96 (622) от 28 мая 2003 г. [ N 95 ] [ N 97 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
27 мая Конституционный суд признал незаконным привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов лиц, чей умысел сделать это не доказан.
Статья 199 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы искаженных данных или иным способом. Что за иной способ, УК не поясняет. Инициаторы запроса, скрывшиеся, как водится, под коллективным псевдонимом "группа граждан", пытались убедить КС в том, что эта статья не соответствует Конституции, ибо позволяет толковать "иной способ" как угодно и сажать за уклонение от налогов невинных граждан, создавая госаппарату беспрецедентные возможности для "крышевания" бизнеса.
Это им не удалось. Однако, надо думать, они на это не слишком и рассчитывали. Удалось другое - КС жестко ограничил возможности следовательского толкования 199-й. По мнению судей, в ней недвусмысленно сказано, что уголовная ответственность может наступать лишь в тех случаях, когда преступление совершено "умышленно и направлено непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога". Данная норма общеобязательна, говорится в постановлении суда, и "исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике".
Мы имеем дело с формальной революцией (или контрреволюцией) в фискальной политике власти. Отныне запрещено возбуждать уголовное дело только за уклонение от налогов. Сначала правоохранительные органы должны доказать наличие умышленного нарушения.
Если налогоплательщик, обвиняемый в уклонении от налогов, просто не согласен с мнением налоговых органов, то уголовное дело не может быть возбуждено. Налогоплательщик, более того, получает право не платить налог по неосторожности: например, из-за потери платежки или в связи с невозможностью заплатить, скажем, налог на прибыль по той причине, что сначала заплатил соцналог, и пр.
Наконец, вердикт КС кладет конец практике "деятельного раскаяния", что широко использовалась приснопамятной Федеральной службой налоговой полиции. Налоговые полицейские получали в региональном управлении Минналогов перечень компаний, имеющих недоимку, возбуждали сразу несколько десятков уголовных дел и вручали соответствующие постановления предпринимателям. В профессиональной среде известны два близкородственных термина - "веерное возбуждение" и "краснодарская схема". Обычно налоговые полицейские, ныне переданные в Службу по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД, работали по плану либо по заказам исполнительной власти или бизнес-конкурентов своих потенциальных жертв. "Веерное возбуждение" изобрели на Кубани. УМНС по Краснодарскому краю провело несколько фронтальных атак на местный бизнес (в том числе и знаменитую "налоговую зачистку" Новороссийского порта весной 2002 года) на основании собственной мудрости. И всякий раз дела прекращались по статье 7 Уголовно-процессуального кодекса за так называемое "деятельное раскаяние" обвиняемых, приятно повышавшее, как поговаривают, благосостояние кубанских мытарей. Теперь бизнесменам (особенно провинциальным) не придется теперь дорого расплачиваться за элементарные погрешности собственных бухгалтеров.
Вне всякого сомнения, решение КС представляет собой масштабный политический пиар власти. Ее конкуренты, прежде всего СПС, настойчиво апеллируют к малому и среднему бизнесу, в наибольшей мере страдающему от "крышевых" поползновений "региональных баронов" и местных силовиков. Кремль, чьи предвыборные интересы просматриваются за вердиктом судей, явно не желает отдавать эту благодатную пиаровскую жилу чужакам. А главным налогоплательщикам страны - инфраструктурным монополиям и другим крупнейшим госкомпаниям, а равно олигархическим империям - от подобных инициатив ни холодно, ни жарко. За три года правления Владимиру Путину так и не удалось заставить отказаться, скажем, "Газпром" - от практики завышения стоимости добычи газа, РАО ЕЭС - от взаимозачетов с должниками, а крупнейших нефтедобытчиков - от применения в своих компаниях трансфертного ценообразования, выводящего из-под налогообложения большую часть конечной стоимости экспортируемого сырья.
Выпуск N 96 (622) от 28 мая 2003 г. [ N 95 ] [ N 97 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]