[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 92 (618) от 22 мая 2003 г. [ N 91 ] [ N 93 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В пятницу депутаты Государственной думы рассмотрят в первом чтении проект федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания".
Новый закон предусматривает создание региональных общественных комиссий, которые будут проверять условия содержания заключенных и осуществлять контроль за соблюдением их прав.
Основная идея предлагаемого закона заключается в учреждении института общественного контроля за тем, что происходит с человеком на всех стадиях лишения свободы. Для этого, считают правозащитники, необходимо создать в каждом регионе страны наблюдательную комиссию, в которую обязательно должны входить представители правозащитных объединений.
- Финансирование этих комиссий ни в коем случае не будет вестись из бюджета, - подчеркнул Валерий Борщов, член Комиссии по правам человека при президенте РФ. - Общественные организации, которые получают гранты, имеют возможность отправлять своих сотрудников в командировки. Может быть, только расходы на дорогу, как и в Англии, правозащитникам будет оплачивать Министерство внутренних дел.
Одной из обязанностей наблюдателя будет общение с заключенными в колониях, СИЗО и ИПС. Причем в законе написано, что представитель администрации тюрьмы "видит, но не слышит" беседу осужденного с наблюдателем.
По мнению Борщова, одной прокурорской проверки для выявления нарушений прав заключенных недостаточно. Особенно если о визите прокурора известно заранее. Если же закон будет принят, у правозащитников появится возможность нагрянуть с инспекцией в любой момент.
Правозащитники считают, что закон способен защитить людей от пыток в отделениях милиции и ИПС и хоть как-то способствовать изменению отношения к заключенным в тюрьмах.
- Ситуация в Бутырке характерна для российских тюрем, - сказал "Известиям" Валерий Абрамкин, директор Центра содействия реформе уголовного правосудия. - Часто случается так: администрация колонии чувствует, что теряет нити управления, и проводит устрашающую акцию. Например, "маски-шоу".
"Маски-шоу" - это когда в камеры врывается спецназ и "воспитывает" заключенных. А если к начальству предъявляются претензии, оно говорит, что никаких запрещенных мер не применялось. Просто состоялась тренировка - спецназовцам надо держать себя в форме.
- Подобные мероприятия практикуются по всей стране, - считает Абрамкин. - Недавно к нам поступил сигнал из Татарстана о том, что в нескольких казанских тюрьмах проводится массовое избиение заключенных... Помимо всего этого нарушается главное право человека - право на жизнь. Сейчас увеличивается число людей, страдающих формой туберкулеза, не поддающейся традиционному медикаментозному лечению, и СПИДом. Если государство не спохватится, нас ожидает масштабная эпидемия.
Нехорошо сидим
По состоянию на 1 января 2003 года в учреждениях ГУИН Минюста РФ содержатся 877 000 заключенных.
Из них:
145 000 в СИЗО;
50 000 женщин (9370 в СИЗО), 528 детей в возрасте до 3 лет;
19 000 несовершеннолетних (8000 в СИЗО);
86 100 больных туберкулезом (10 800 в СИЗО);
37 240 ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом (6670 в СИЗО);
47 300 человек в лесных ИК.
Выпуск N 92 (618) от 22 мая 2003 г. [ N 91 ] [ N 93 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]