Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 91 (617) от 21 мая 2003 г. [ N 90 ] [ N 92 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Суть наказания в его справедливости

Александр Линьков
Парламентская газета, N 91

Уголовный кодекс ждут серьезные изменения. Поправки в него внес Президент России

"Я могу назвать автора этого законопроекта - Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин", - жестко отрезал представитель главы государства в Госдуме Александр Котенков после того, как у некоторых парламентариев появились сомнения в авторстве поправок в Уголовный кодекс в ходе их обсуждения. Поскольку предложенные дополнения и изменения были направлены на гуманизацию уголовной политики государства. Тогда как многие считают, что при сложившемся уровне преступности в стране нужно "закручивать гайки".

Так что предлагает Президент страны? Как точно подмечает член думского Комитета по законодательству Александр Баранников - восстановить принцип справедливости при назначении наказания. Одновременно представитель президента Александр Котенков конкретизирует: речь идет о гуманизации наказаний для тех, кто не является для общества потерянными и опасными - несовершеннолетние, а также лица, совершившие преступления впервые или по неосторожности.

В частности, если говорить о несовершеннолетних преступниках, то предлагается ввести возрастную дифференциацию. То есть применять к подросткам от 14 до 16 лет одни наказания, а от 16 до 18 лет - другие, более жесткие. При этом, если кто-то из этих оболтусов совершит преступление небольшой тяжести впервые, то за решетку отправлять его не будут, определяя другие меры воспитания.

Еще одна интересная новелла - исключение вообще из Уголовного кодекса такого вида дополнительного наказания, как конфискация имущества. "Исключить ее прежде всего к человеку, у которого нечего взять. Ведь сейчас забирают последнюю швейную машинку, даже старенький телевизор. Поскольку суд постановил конфисковать, приходят, видят, ничего нет, берут все, что под руку попадается, - поясняет нововведение Александр Котенков, подчеркивая одновременно, что конфискация все же останется, но в Уголовно-исполнительном кодексе, и применяться она будет к имуществу, полученному преступным путем.

Другой важнейший момент законопроекта - корректировка такого вида наказания, как исправительные работы. Увы, сейчас они абсолютно неэффективны. Суды, прекрасно зная об этом, выбирают более надежный вариант: за решетку. Хотя, как считает Александр Котенков, из миллиона сегодняшних заключенных более половины могли бы ее избежать. В том числе и с помощью исправительных работ. Кстати говоря, сейчас в стране насчитывается более пяти миллиона вакантных, так называемых непрестижных и малодоходных рабочих мест, которые не заняты даже в условиях безработицы. Словом, при умелом подходе можно такое наказание, как исправительные работы, использовать достаточно эффективно.

Президент предлагает законодательно разобраться с нижним пределом лишения свободы. Сейчас оно назначается от полугода и выше. Глава государства считает, что его можно снизить до двух месяцев. Эта цифра взята не с потолка. Практика, исследования криминалистов-ученых показывают, что иногда и этого срока в месте заключения для нормального человека - не рецидивиста, не матерого убийцы - вполне достаточно для "отрезвления". Кстати говоря, те же исследования показывают, что, например, после двухлетнего пребывания в неволе человек к ней привыкает. И уже не осознает свое наказание как таковое.

Нельзя обойти и другие изменения. Они касаются незаконного оборота наркотических средств. Новой редакцией поправок в УК вводятся критерии крупного и особо крупного размера наркотических средств, усиливается ответственность за сбыт наркотиков при одновременном смягчении ее в отношении лиц, больных наркоманией. Пойти на такие шаги заставляет сама жизнь. Не секрет, что у работников правоохранительных органов давно в ходу такой прием: задерживают человека и у него вдруг "случайно" находят пакетик с одной-единственной дозой наркотика. А дальше все: обвинение, суд - и "загремел" по статье. Поэтому намечается увеличение критерия до десяти установленных правительством средних норм одной дозы, после чего человека уже можно будет привлекать к ответственности за распространение наркотиков. Напомним, что карается у нас не приобретение, употребление этой заразы, а прежде всего именно распространение. И за это наказание будет жестче. В частности, если наркотик был продан подросткам до 14-летнего возраста, то срок до 20 лет лишения свободы продавцам может быть обеспечен.

Некоторым преступникам грозит провести в изоляции от общества не только два десятка лет, но и все 40-50 годков. Как так? Дело в том, что сейчас, например, если человек совершил сотню краж и только на последней попался, то судят его лишь за одно преступление, хотя и совершенное неоднократно. Предлагается принцип "неоднократности" исключить. В таком случае преступнику, который совершил 6-7 убийств, суд может определить наказание уже не от 8 минимальных до 20 максимальных лет лишения свободы, а куда больше. За счет рассмотрения каждого убийства как отдельного преступления и назначения наказания путем сложения по совокупности. И в этом ничего нет нового. Подобное практикуется во многих странах.

Нельзя сказать, что инициатива Президента, а в этих заметках рассказано далеко не о всех новациях, встречена в Госдуме на "ура". У законопроекта достаточно много оппонентов, которые, несомненно, постараются к второму его чтению подготовить поправки в сторону ужесточения. Тем не менее шаги по гуманизации уголовной политики государства нужно делать. В этом убеждена, например, член депутатской группы "Регионы России" Флюра Зиятдинова, которая может привести десятки доводов в поддержку законопроекта. И особенно ее потрясла история с одним человеком, который по злой судьбе оказался в Матросской Тишине. "Пока сама не расспросила, не верила, - делится своим мнением депутат. - За 500 рублей, которые он украл, поскольку был голоден и просто очень хотел есть, его посадили на два года. Я не могу понять нынешний действующий закон, который каждого третьего мужчину в стране обязательно сталкивает с органами правосудия. Значит, он не гуманен в своей основе, содержании, направленности. И общество в таких условиях не может быть гуманным и, я бы сказала, милосердным".

Цифры для сравнения

В стране ежегодно регистрируется около трех миллионов преступлений, или 2300 на каждые 100 тысяч жителей. В благополучных европейских государствах этот показатель выше в 4-5 раз. В то же время среднее количество заключенных на 100 тысяч населения здесь не превышает 100-150 человек, тогда как в России на 100 тысяч жителей приходится 600 заключенных. На начало этого года 720 тысяч осужденных отбывали наказание в местах лишения свободы. Из них половина попали сюда впервые. Российские судьи в 30 процентах случаев выносят приговоры в виде лишения свободы, тогда как на Западе не более чем в 10 процентах.

Выпуск N 91 (617) от 21 мая 2003 г. [ N 90 ] [ N 92 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]