[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 7 (545) от 16 января 2003 г. [ N 6 ] [ N 8 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Предложения Министерства юстиции по введению новых видов уголовного наказания изложил вчера на "правительственном часе" в Госдуме замминистра юстиции, начальник ГУИН Юрий Калинин.
По его словам, Минюст уже подготовил нормативно-правовые акты для воплощения в жизнь таких норм УК как обязательные работы, ограничение свободы и арест. Предполагается, что они начнут действовать последовательно с 2004 по 2006 год. По калькуляции Минюста, на это потребуется около 100 млрд рублей дополнительных бюджетных расходов.
Альтернативные наказания для преступников в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста были предусмотрены "новым" УК, вступившим в силу с 1 января 1997 года. Ввести их сразу не смогли из-за недостатка средств, поэтому было решено, что новшества станут применять постепенно, по мере финансовых возможностей, в срок до 2001 года. Впрочем, и эта дата, как теперь выяснилось, была установлена произвольно, без учета экономической ситуации, и новые виды наказания до сих пор не действуют. Основным видом наказания в России (помимо штрафа) остается лишение свободы, и у судов выбор один -- давать срок либо реальный, либо условный. В результате, по данным Минюста, за пять лет работы "нового" УК объем применения наказания, связанного с лишением свободы, фактически не уменьшился -- 32,7% от общего числа осужденных в 1997 году против 29,6% в 2002 году. Содержание же такого большого количества зэков весьма обременительно для бюджета.
Кроме того, считают в Минюсте, остается и сугубо гуманитарная проблема, о которой указал в "Послании Федеральному Собранию РФ" в апреле 2002 года президент Путин: "Сейчас за преступления небольшой и средней тяжести следуют те же санкции, что и за тяжкие. От чего преступность не уменьшается, а люди ожесточаются".
Касаясь практики применения новых наказаний, представители Минюста сделали такую раскладку. Обязательные работы планируется применять, когда, например, штраф с человека взять невозможно, а лишение свободы будет слишком строгой мерой. При этом осужденный в свободное от работы и учебы время будет задействован в общественно-полезных работах, благоустройстве территории и оказании социальной помощи инвалидам и престарелым.
Труд будет бесплатным. Срок этого наказания может составлять от 60 до 240 часов, но не более 4 часов работы в день. Контролировать осужденного должна уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) по месту жительства. Для воплощения этой схемы нужно около 1,5 млрд руб. для создания дополнительных инспекций (сейчас в России их около 1800).
Приговор к ограничению свободы будет означать отбывание наказания в одном из в 160 специальных исправительных центров, которые предполагается построить во всех субъектах РФ. Рассчитаны они в общей сложности на 48 тыс. человек, для чего требуется еще 22 млрд руб. Эти центры по условиям содержания будут аналогичны нынешним колониям-поселениям, но с более мягким режимом. Осужденные будут жить без охраны в специальном общежитии без права покидать его в ночное время.
Относительно же последнего нового вида наказания -- ареста в Минюсте полагают, что оно даже теоретически "слишком" нарушает права человека и рано или поздно от него вообще стоит отказаться. Арест означает содержание осужденных от 1 до 6 месяцев в условиях строгой изоляции под стражей в арестных домах, с ограничением и запрещением на свидания (кроме адвоката), получение посылок, передач и т.д. "Клиенты" арестных домов будут иметь право лишь на ежедневную полуторачасовую прогулку и покупку раз в месяц продуктов питания. Для строительства и оснащения 140 арестных домов потребуется 75 млрд руб.
Выпуск N 7 (545) от 16 января 2003 г. [ N 6 ] [ N 8 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]