Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 67 (605) от 14 апреля 2003 г. [ N 66 ] [ N 68 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Спор о полномочиях. Он не может длиться бесконечно

Капитон Будаев
Парламентская газета, N 68, 12 апреля 2003 г.

О том, как институт конституционного (уставного) правосудия развивается в субъектах Российской Федерации

Демократические преобразования в стране, стремление строить правовое, гражданское общество в федеративном государстве стали причинами появления в субъектах Федерации конституционных, уставных судов.

В 1991 г. Конституционный суд создается в Дагестане, в 1992 г. - в Башкирии, Якутии и Кабардино-Балкарии. После принятия в 1993 году Конституции РФ, закрепившей принципы федерализма и разделения властей, необходимость создания правовых механизмов защиты основных законов субъектов Федерации - конституций и уставов - выявилась еще острее.

Конституционный суд Республики Бурятия был образован в январе 1995 года. С тех пор им рассмотрено более 40 дел. Признаны не соответствующими конституции Республики Бурятия отдельные нормы 15 законов республики, ряд постановлений Верховного Совета, Народного Хурала (парламента) республики и правительства. Заседания суда проходят публично, в отдельных случаях - при участии телевидения. Решения публикуются в СМИ.

Аналогичным образом действуют и другие конституционные, уставные суды субъектов РФ. Предупреждая и разрешая споры, они осуществляют толкование конституций и уставов, способствуют формированию оптимальных вариантов взаимоотношений региональной власти и местного самоуправления. В отдельных случаях конституционные, уставные суды становятся дополнительным (к функциям Конституционного суда РФ) инструментом по защите прав и свобод граждан.

Казалось бы, в создании и функционировании конституционных, уставных судов должны быть заинтересованы и федеральная власть, и власти субъектов. Однако на протяжении уже более десяти лет после принятия Конституции РФ и шести лет после принятия Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" "триумфального шествия" этих судов не видно. В чем причина? Может, политики, депутаты, ученые и руководители субъектов РФ поделятся своими мыслями по этому вопросу на страницах "Парламентской газеты"?

Во многих субъектах до сих пор не создана правовая база для организации судов, хотя в конституциях, уставах 56 субъектов РФ предусмотрено их образование. Одной из причин малого числа таких судов является то, что правовая норма статьи 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в которой речь идет о создании конституционных, уставных судов субъектов РФ, носит лишь рекомендательный характер.

Сохраняется неопределенность в вопросе компетенции этих судов, не разграничены полномочия между ними и вновь создаваемыми административными судами, судами общей юрисдикции. В силу этих и других причин назрела необходимость разработки и принятия федерального закона "Об основах конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации". О необходимости принятия такого закона речь идет уже давно, но дело с места не двигается.

Заслуживают поддержки предложения председателя Уставного суда Санкт-Петербурга, профессора Н.М. Кропачева о необходимости принятия федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которым этот закон должен быть дополнен новым разделом "Основы конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации". Он же предлагает включить в компетенцию конституционных, уставных судов дела о соответствии конституции, уставу субъекта Российской Федерации нормативных договоров (соглашений), заключенных с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вполне разделяю мнение и судьи Конституционного суда Республики Карелия А. Киннера, считающего, что признавать закон или иной нормативный акт не соответствующим требованиям Конституции в процессе гражданского судопроизводства нельзя, так как его нормы рассчитаны на разрешение индивидуального спора.

И хорошо понятно, что только федеральным законом или внесением изменений в конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" можно разрешить имеющийся спор по разграничению полномочий между конституционными, уставными судами, судами общей юрисдикции и вновь создаваемыми административными судами в Российской Федерации.

Эти предложения требуют неотложного предварительного изучения и, особенно важно, учета в контексте проводящегося второго этапа судебной реформы (2001-2006 гг.), при создании административных судов, подготовке нового Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации и, наконец, при разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Выпуск N 67 (605) от 14 апреля 2003 г. [ N 66 ] [ N 68 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]