[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 64 (602) от 9 апреля 2003 г. [ N 63 ] [ N 65 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В Политехническом музее завершает свою работу выставка "Человек и тюрьма".
Разумеется, поместить все атрибуты тюремной жизни на шестидесяти квадратных метрах невозможно, однако даже то, что выставлено, не оставляет равнодушным к проблемам зеков.
Например, о СПИДе красноречиво сообщают многочисленные плакаты, изготовленные воспитанницами женской колонии поселка Двубратское Краснодарского края. Удивительно, но в рисунках девушек использованы исключительно яркие краски и жизнеутверждающие сюжеты.
Широко представлены фотографии из камер, битком набитых уголовниками - сосчитать их просто невозможно. Согласно представленной статистике, летом 1998 года в московских колониях на одного зека приходилось от метра до пятидесяти сантиметров "жилой площади". В СИЗО реальных мест в три - пять раз меньше, чем заключенных. Таким образом, в сорокаместную камеру одновременно могут набить порядка 120 человек.
Рядом с этими кадрами можно было увидеть и другие, не менее ужасающие. Глубокие воспаленные шрамы на теле, искалеченные лица, выколотые глаза - все это последствия пыток в тюрьмах. Кстати, все они (пытки) довольно-таки подробно описаны на висящих рядом плакатах. Тут же представлен и различный инвентарь для истязаний. Кстати, именно эту атрибутику с видом знатоков изучали два молодых человека не совсем интеллигентной наружности. На вопрос, почему это их так интересует, парни заговорщически усмехнулись, но ответить отказались.
На выставке я также обнаружила модель камеры N 55 следственного изолятора г. Орла. Рядом с входной дверью (в модель) издевательски красовалась табличка с надписью: "Подарок выставке "Человек и тюрьма" от администрации Управления исполнения наказаний по Орловской области". Тоже мне "подарок"! На нескольких квадратных метрах сосредоточена целая жизнь заключенных: кровать с тонким матрацем и шерстяным одеялом, небольшой стол, раковина, два полотенца, книжки и даже две пачки "Примы". На окне ржавая решетка, из него свисает веревка. К ней прицеплена бумажка: "Михею в хату 350 от Игоря из Х-412". Так заключенные передают друг другу послания.
Выставка затронула и тему гомосексуализма в колониях. "Часто мы попадаем в тюрьму в том возрасте, когда хочется любви и дружбы. Сначала у меня была подружка в детской колонии, но все это казалось несерьезным, а когда я перешла во взрослую тюрьму, то влюбилась по-настоящему в 36-летнюю женщину. Мне было восемнадцать. В тюрьме, если две женщины любят друг друга, их называют "страдалками". Да и детей воспитывать вместе легче", - это выдержка из письма одной заключенной.
Вообще, по данным Министерства юстиции РФ, в российских тюрьмах в настоящий момент содержатся 700 беременных женщин и матерей с детьми до трех лет. Как признаются сами женщины, большинство оставляют детей, чтобы сократить срок или освободиться условно.
На весь осмотр выставки у меня ушло не больше получаса. За это время я встретила в зале еще трех человек.
- Да что там, ходят сюда как будто Монну Лизу смотреть. Ее, наверное, уже тыщи три человек посетило. Все сочувствуют, - делится своими впечатлениями смотритель музея. - А мне кажется, что преступники должны сидеть в тюрьме, пусть даже в таких нечеловеческих условиях.
Из письма заключенного из города Новочеркасска: "Человек попадает в колонию, выходит оттуда через годы, а ему все кажется, что ему столько же лет, и видит он себя соответственно. Исходя их этого, колония ему ничего не дала..."
Выпуск N 64 (602) от 9 апреля 2003 г. [ N 63 ] [ N 65 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]