[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 63 (601) от 8 апреля 2003 г. [ N 62 ] [ N 64 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
"С задачами справляемся"
- Борис Вячеславович, извините, вы сколько спите?
- А что?
- Я прикинул, времени на сон у вас оставаться не должно. Ведь руководство МВД - это миллион проблем, работа круглые сутки. А тут еще "Единая Россия". Как себя ощущаете в двух креслах?
- К данной ситуации это расхожее выражение не подходит. Работа министра предполагает подвижный образ жизни - только в этом году я был в 12 регионах. Ну а партработа вообще не предполагает понятия "кресла". Конечно, тяжело. Но помогают занятия спортом и заряженность на конечную цель.
- В общем, пока президент не даст отмашку, придется терпеть?
- Я так понимаю, вопрос о том, что я должен покинуть пост министра, не стоит.
- Вы руководите МВД вот уже два года. Чем из сделанного гордитесь?
- Главной считаю задачу, которую поставил сразу после прихода в МВД: повернуть милицию лицом к народу, тем самым вернув доверие к ней. И соцопросы свидетельствуют: в 2002 году это доверие выросло на 1,5 - 2%.
- Немного.
- Согласен, уровень доверия по-прежнему низок. Но впервые за последние 10 лет наметился рост. Есть и еще один важный показатель: опросы фиксируют не только общий уровень доверия, но и удовлетворенность работой милиции тех, кто обращался к ней за помощью. Понятно, что те, кому помощь была оказана, доверяют ей больше. У них этот показатель - 74%. Но и среди тех, кто обратился за помощью, но считает, что ему не помогли, доверяют милиции 30%, т. е. немногим меньше уровня доверия в среднем по России.
За последние два года мы внедрили новую систему оценки деятельности органов внутренних дел, и сегодня есть тенденция сокращения общей преступности. При сохранении жестких требований регистрировать все заявления граждан в 2002 г. было зафиксировано меньше 3 млн. преступлений. В 2001 же году это число превысило 3 млн., а вообще рост преступности шел все 90-е годы. И вот - падение, впервые с тех пор.
Удалось ликвидировать дублирование, ситуацию, когда внутри милиции была еще какая-то другая милиция, например, РУБОПы и прочие замкнутые подразделения, не действовавшие в рамках Закона о милиции, а выдумывавшие свои ниши. За эти два года нам удалось оторвать милицию от преступного мира, хотя, конечно, и далеко не полностью.
Есть неплохие результаты и в борьбе с беспризорностью. Президент в начале 2002 года поставил вопрос по срочному решению этой проблемы. Сформирован межведомственный штаб, который возглавил я как глава МВД. В работе штаба участвуют руководители Минздрава, Минтруда, Минобразования, субъектов Федерации. Только за год работы органы внутренних дел забрали с улицы более 700 тыс. подростков. Они направлены родителям, в лечебные учреждения, центры временной изоляции. Для детей старше 14 лет созданы трудовые места для работы летом. Итогом стало заметное сокращение преступности среди несовершеннолетних.
- А вот на недавнем совещании в Генпрокуратуре в адрес МВД звучала серьезная критика. Генпрокурор Устинов упрекал следователей МВД за мелкие и заказные дела, отсутствие борьбы с коррупцией. А президент Путин, признав, что число зарегистрированных преступлений сократилось на 15%, заметил, что за рамками статистики остается скрытая преступность, и по-прежнему не регистрируется до 40% преступлений. Что ответите на критику?
- Безусловно, когда выступает Генпрокурор, по должности обязанный осуществлять надзор за деятельностью правоохранительных органов, в т. ч. и МВД, должна быть критика. Но если латентная (скрытая. - И. Ч.) составляющая преступности не превышает 40%, это не так много. Ведь тяжкие и особо тяжкие преступления не регистрировать невозможно. А вот такие преступления, как кражи, хулиганство, мошенничество, у нас всегда имели большую латентную составляющую. Но если сравнить наши показатели с числом краж в тех странах, где хорошо развита страховая система (одна из основных задач полицейского - выдать гражданину протокол, в котором зафиксирован факт преступления), результат ошеломляет. Например, Англия, где меньше населения и гораздо лучше условия выявления преступников, - все же остров, тяжелее скрываться. Так вот число регистрируемых там краж - от 3 до 5 млн. Допустим, по тем или иным причинам у нас не регистрируется 40%, но и с учетом этого краж будет 1,3 - 1,5 млн. в год. Так что я бы не сказал, что в России преступность вышла из-под контроля.
Что же до коррупции, к сожалению, в общем числе взяток, по которым возбуждены уголовные дела, крупных - меньше 1%. Но попадается не только "мелочь". Скажем, в Татарстане один из руководящих работников недавно задержан при получении взятки в крупном размере. В Москве на днях арестован генерал налоговой полиции - тоже взял немало. Т. е. факты задержания высокопоставленных лиц есть.
Мы и сами понимаем: эффективность работы надо повышать. И на это были направлены шаги, связанные с реформированием системы. За два последних года их сделано много. Это создание в федеральных округах главных управлений, взявших на себя функции расследования преступлений межрегионального характера и координации действий по профилактике преступности. С появлением Федеральной миграционной службы мы смогли выстроить систему пунктов миграционного контроля на погранпереходах. Внедрены миграционные карты, законом определены пошлины, которые работодатели должны платить за привлечение иностранной рабочей силы. Это тоже серьезная мера, которая позволит упорядочить пребывание иностранных трудовых мигрантов. Более того, скоро сами иностранные граждане почувствуют себя более защищенными. Обеспечить безопасность иностранца можно только, если известно, как он прибыл в Россию, с какими целями, зарегистрирован ли. Разумеется, он обязан платить налоги, а его работодатель - установленную законом пошлину.
Предъявите документы!
- А как вам недавний приказ начальника ГУВД Москвы Пронина о том, что милиция уже не может без повода проверять документы у граждан?
- Уточню. Был приказ, в котором говорилось о нарушениях при проверке документов, допускавшихся московскими милиционерами, и мерах, призванных не допускать подобное впредь.
- Мне как законопослушному гражданину это право милиции не особо нравится. Что я, выходя из дома за сигаретами, обязан паспорт брать?
- Во всем мире правоохранительные органы имеют право удостоверять личность граждан. Это элементарное требование безопасности. Милиция на улице - не для проверки документов, а для обеспечения порядка. В Москве, например, почти половина людей на улицах - приезжие. И в ситуации, когда не исключена возможность использования террористами взрывчатых веществ, наши сотрудники обязаны проверять и документы, и автомобили. Возможно, это и неудобно, но нужно.
- Вопрос из другой области. Как вам нынешние фильмы про милицию?
- Это давний спор: насколько кино должно отражать реальную жизнь? Понятно: есть бандиты, крышевание, "оборотни" и прочее. Может ли это отражаться в кино? Да. Но если кино постоянно заряжает людей тотальным неверием в себя, в государство, в справедливость, это недопустимо. Я считаю, общество должно задавать "планку", к которой надо тянуться. Потому мне крайне не импонируют фильмы, рекламирующие криминальную субкультуру, в которых из преступных "авторитетов" делают героев.
- Вроде "Бригады"?
- И ее тоже. Показ нашей жизни в сериале "Менты" интересен, но и его не назовешь идеальным - все-таки жизнь более глубокая. А в "Ментах" она хоть и эффектная, но поверхностная. В общем, фильма, который бы полностью удовлетворил меня как зрителя, знающего ситуацию в современной милиции изнутри, назвать не могу. Хотя такого фильма мы ждем. Впрочем, продолжает сниматься сериал "Следствие ведут Знатоки" ( в т. ч. и в нашем здании МВД на Житной).
- О "Бригаде". Недавно прошло сообщение, что за исполнение роли в этом фильме актер Безруков награжден милицейской наградой. Слышали?
- От вас слышу впервые. Я таких приказов не подписывал. Хотя Безруков - член партии "Единая Россия", и я лично вручал ему партбилет. Но, заметьте, я вручал партбилет хорошему артисту Сергею Безрукову, а не его герою. Как артист он, безусловно, талантлив, и как человек - интересен.
Знаю, некоторые СМИ с ехидством отнеслись к вступлению в "Единую Россию" деятелей культуры, назвав это призывом в партию. Но, беседуя с этим "призывом", я получил огромное удовольствие. Кроме Безрукова, я вручал билеты Н. Бабкиной, А. Розенбауму и уверен: они нас не подведут.
Да, многие артисты использовались в предыдущих выборных кампаниях. Нередко их подтягивали в последний момент, чтобы провести концерт, который привлечет большую аудиторию. И они сами говорят: нам надоело участвовать в подтанцовках, но мы готовы связать себя с партийной жизнью реально, на уровне людей, которые могут влиять на политику.
Зачем милиция на рынках?
- Сейчас власти перестали реагировать на выступления журналистов. Скажем, в "Комсомолке" прошла серия публикаций под заголовком "Менты без грима", в других изданиях появлялись материалы с обвинениями руководства Следственного комитета. И ни одного ответа из МВД.
- По подборке писем граждан под заголовком "Менты без грима" нами проведена тщательная проверка. В 12 письмах факты не нашли подтверждения, в трех факты отсутствуют, в двух они подтвердились частично. По всем подтвердившимся негативным фактам на местах приняты меры.
По публикациям насчет Следственного комитета мною создана комиссия. Такая же комиссия создана и в Генпрокуратуре. Окончательных выводов еще нет. Но то, что работа идет столь долго, говорит о том, что есть что изучать.
Да, негативных явлений внутри нашей системы хватает, как, впрочем, и любой другой. Для их искоренения мною создано Главное управление собственной безопасности МВД РФ (ранее было просто управление). За год ГУСБ выявляет до 17 тысяч правонарушений среди наших сотрудников - согласитесь, немало. По нашим материалам принимаются решения по наказанию и увольнению из органов лиц, запятнавших себя, возбуждаются уголовные дела. Есть примеры и на уровне генералов. И к информации СМИ мы относимся очень серьезно.
- А сами газеты читаете?
- Каждое утро из Управления информации мне приносят все появившиеся в СМИ негативные материалы, касающиеся МВД. В моем рабочем графике на это есть 30 минут. Расписываю обычно либо замам, либо ГУСБ. Материал подтверждается - принимаем меры. Но подтверждается далеко не всегда.
Я также жестко держу на контроле все случаи нарушений социальных прав наших сотрудников, проблемы, возникающие у бывших военнослужащих, особенно прошедших Чечню, в семьях погибших. По этому направлению делается все возможное.
- Недавно вы переполошили милиционеров, заявив, что намерены провести в органах МВД большую кадровую чистку. Что имелось в виду?
- Слово "чистка" - не совсем точное, речь все о той же борьбе за чистоту рядов. К примеру, я издал приказ по поводу того, кто из сотрудников имеет право работать на территории рынков. Тем не менее там замечены и патрульно-постовая служба, и ДПС, и участковые уполномоченные. Хотя сколько раз уже ГУСБ выявляло, наказывало... Но мы будем настойчивы.
- А может вообще запретить милиционерам появляться на рынках?
- Что значит "запретить появляться"? Там, где есть почва для экономических преступлений, подготовки терактов, наше присутствие необходимо. Но лишь тех сотрудников, кто имеет на это соответствующее предписание. И я этого добьюсь.
Ряд мер предпринят и по линии ГИБДД. 3 июля прошлого года я подписал приказ, который в корне меняет мотивацию работы сотрудников. Из карательного органа ГАИ должна стать структурой, которая способствует здоровому климату на дорогах.
- Гаишников все ваши предшественники пытались перевоспитать. Степашин даже переименовал ГАИ в ГИБДД, а толку? Потом Путину пришлось обратно переименовывать.
- Но результаты есть. Возьмите те же административные протоколы: в 2001 году их было составлено 30 млн.! И этими протоколами отчитывались: мол, мы составили столько-то, значит, хорошо отработали. Теперь же это не считается показателем оценки деятельности подразделения. Главное - снижение числа ДТП. Более того, сотрудникам ГАИ запрещено останавливать вне стационарных пунктов машины, которые не нарушили правил дорожного движения. Стало меньше придирок, и в итоге во втором полугодии 2002 года мы вышли на заметное снижение числа протоколов.
Надо понимать, что органы МВД большой, сложный, и, как и в любой другой стране, весьма консервативный организм. Но это не значит, что он не будет меняться.
Куда звонить обиженным милицией?
Во-первых, в дежурную часть Главного управления собственной безопасности МВД РФ - (095) 239-0730 или в Управление собственной безопасности ГУВД Москвы - 200-9684.
Во-вторых, можно обращаться в прокуратуру по месту нахождения соответствующего органа внутренних дел.
Согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу РФ, если в действиях сотрудника милиции имеются признаки совершения преступления, то решение по данному случаю должно быть принято в срок от 3 до 10 суток. Если признаков совершения преступления не имеется, то назначается расследование, которое может длиться до одного месяца.
Выпуск N 63 (601) от 8 апреля 2003 г. [ N 62 ] [ N 64 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]