[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 58 (596) от 1 апреля 2003 г. [ N 57 ] [ N 59 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия обсудил проект закона о Кодексе административного судопроизводства.
Быть или не быть особому Административному суду - так вопрос уже не стоит, потому что Конституцией РФ провозглашены три формы судопроизводства: административное, гражданское и уголовное. В соответствии с ними Основным Законом определены административно-процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право. Две модели реально существуют и работают, очередь за третьей.
Однажды попытка уже предпринималась, разработан проект закона об административных судах, он был принят Государственной Думой в первом чтении. Но затем процесс притормозили, поскольку стало очевидным: новые суды не смогут работать, не имея Кодекса административного судопроизводства. Была и другая причина, чисто экономического свойства: в ходе правовой реформы создавались суды присяжных, мировые суды, а денег на все сразу не хватало. В качестве возможной меры члены Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, активно участвовавшие в разработке проекта, предлагали создать административные коллегии в судах общей юрисдикции, которые в принципе могли бы утвердиться как самостоятельная ветвь. Такого мнения придерживался и сам председатель Совета Владимир Туманов. Но потом возобладало мнение, что это было бы полумерой, а судебную систему надо выстраивать в строгом соответствии с Конституцией.
Как бы там ни было, но вопрос, что называется, назрел. Исправить положение взялся Верховный суд РФ, под общим руководством его председателя Вячеслава Лебедева была сформирована рабочая группа, куда вошли представители Государственной Думы, администрации Президента РФ, ученые. Их детище - проект федерального закона о Кодексе административного судопроизводства, в минувший четверг представил на суд Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия первый заместитель председателя Верховного суда РФ Владимир Радченко, непосредственно возглавлявший рабочую группу.
Из всех аргументов, почему Административный суд нужен "уже вчера", убеждает даже не наше "вхождение в европейское пространство" и опыт ближних соседей, а небольшая статистика, приведенная докладчиком: по делам, где люди судятся с госструктурами либо отдельными чиновниками, чьи ненормативные акты ущемляют права и интересы граждан, в пользу граждан в 1998 году решалось 86 процентов дел, в 2000 г. - 77 процентов, а в 2002 г. - лишь 66 процентов. Не трудно сделать вывод, что существующая судебная машина все более решает вопросы за счет интересов граждан в пользу администрации. Предполагается создать примерно 500 межрайонных судов первой инстанции, 21 окружной суд второй инстанции и специализированную коллегию в Верховном суде РФ в качестве высшей инстанции. Таким образом, "подконтрольные" судам территории не будут совпадать с административными границами ни районов, ни субъектов Федерации. Это делается намеренно, чтобы суды не оказались привязанными к колеснице местных администраций, а стояли как бы над ними, чувствуя полную независимость.
В проект нового закона разработчики вложили ряд новелл, получивших одобрение у членов президентского Совета как действительно прогрессивные шаги в судопроизводстве. Учитывая, что сторонниками в процессе будут выступать гражданин и государство, чьи "весовые категории" заведомо неравны, Административный суд не должен ограничиваться созерцанием поединка сторон, а призван играть активную роль в процессе и оказывать гражданам процессуальное содействие. Сами прения сторон предлагается заменить консультацией суда со сторонами с тем, чтобы более предметно уточнить их позиции, а не выслушивать речи, зачастую не по делу. В случае неразрешимого сомнения вопрос должен решаться в пользу гражданина.
Во-вторых, ставится смелая задача искоренить "долгострой" в судах, когда дела бесконечно кочуют из инстанции в инстанцию. Авторы законопроекта предлагают существенно расширить права судов второй инстанции, но и лишить их возможности отменять решения межрайонных судов, направляя дела на пересмотр. Суд не вправе будет также отпасовать дело "по принадлежности", скажем, в соседний район или арбитражный суд, если дело поступило, суд обязан его рассмотреть и вынести решение.
В отличие от гражданского процесса предлагается коллегия из трех судей, чтобы исключить ошибки и обеспечить гарантию верного решения. Существенно усиливается досудебная подготовка, судьи должны иметь на процессе полностью отработанное дело. Им незачем будет торопиться выносить решение, что приводит порой к ошибкам, так как вносится норма отказа от принципа непрерывности процесса, т.е. суд может отложить дело и взяться за другие дела. Предлагается также приглашать в суд специалиста в области права. Считается, что судья должен все знать, но есть дела, например в финансовой области, требующие эксперта высшей квалификации.
Бывают случаи, когда к одному и тому же ответчику выстраивается большое число исков по одинаковым мотивам, например, по поводу невыплаты зарплаты. В таких случаях предлагается ввести норму - модельное дело. В полном объеме будет рассматриваться первое дело из этой серии, а в остальных случаях решения могут выноситься на его основе, без привлечения сторон.
Проект нового закона вызвал в Совете при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия интерес и оживленное обсуждение. Мнения высказывались разные, но в целом все сошлись в оценке, что закон прогрессивен и после известной доработки проект может быть внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Однако было бы очень верным, единодушно высказался Совет, продвигать сразу два закона, принимая в пакете Кодекс административного судопроизводства и закон об административных судах.
Выпуск N 58 (596) от 1 апреля 2003 г. [ N 57 ] [ N 59 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]