[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 49 (587) от 19 марта 2003 г. [ N 48 ] [ N 50 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Генпрокурор Владимир Устинов на координационном совещании руководителей правоохранительных органов заявил, что в деятельности следственных структур МВД много недостатков -- причем от начального этапа уголовного преследования до укрытия преступлений от учета:
"При такой обстановке логично ожидать действенных мер от Следственного комитета при МВД. Мы его очень серьезно критиковали. И за откровенно мелкие дела. И за дела "заказные". И за волокиту. И за процессуальные нарушения. К сожалению, ничего не меняется. Комитет как не был, так и не стал руководителем и организатором российского следствия". Президент Владимир Путин там же акцентировал внимание, присутствующих на том, что статистика зарегистрированных преступлений и их раскрываемости не отражает реального положения дел. Специальный корреспондент Газеты Маргарита Кондратьева обратилась за разъяснениями к начальнику управления Генпрокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Александру Кизлыку.
- Президент заявил, что статистика по уровню преступности в стране неверна. Генпрокуратура готова подтвердить это фактами?
- За последние три года органами прокуратуры в среднем выявляется до 100 тысяч преступлений, которые были укрыты от учета. За прошлый год эта цифра составила 116 тысяч. Хочется отметить, что, поскольку количество зарегистрированных преступлений по сравнению с позапрошлым годом уменьшилось, соответственно уменьшилось и количество раскрытых преступлений. Получается, что уменьшилась нагрузка и, по логике вещей, должна возрастать качественная сторона работы следственных органов и оперативных служб. Но это отнюдь не так. И если раньше созданием видимости работы по раскрытию преступлений, фальсификацией статистических данных занимались оперативники, то сейчас имеются конкретные факты, когда в этом принимают участие и работники следствия, в том числе и начальники следственных подразделений.
- Есть ли конкретные примеры фальсификации и укрывательства?
- Пожалуйста. Прокуратурой Красноярского края сейчас расследуется уголовное дело в отношении сотрудников Дивногорского отдела внутренних дел. В следственном отделе было утеряно 262 уголовных дела. Найдено только 207.
- Это просто безалаберность или дела потеряны не случайно?
- Это установит следствие. Но, как показывает практика, нередко их "теряют" именно для того, чтобы закрыть какие-то конкретные дела. То есть эта ситуация является косвенным признаком коррумпированности. Но, продолжая о том же Дивногорском ОВД, по 71 делу решения долгое время не были приняты. Из них 22 дела (возбужденные с 1997 по 2002 годы) с истекшими сроками и без каких-либо процессуальных решений обнаружены в сейфе следователя. Причем все эти дела числились как оконченные с обвинительным заключением. Всего выявлено 79 дел, значившихся направленными в суд, которые фактически в суд не направлялись.
- А обвиняемые незаконно сидят все это время в СИЗО?
- Да. Манипулирование статистическими данными нередко приводит к грубым нарушениям конституционных прав и свобод граждан. Следователи органов внутренних дел представляют в СИЗО документы, обосновывающие дальнейшее содержание обвиняемых под стражей по истечении ранее установленных сроков.
- И как долго человек может незаконно просидеть в СИЗО по вине следователей?
- Вот конкретный пример. В Камчатской области следователь следственного отдела при ОВД Быстринского района Сучков передал телефонограмму в СИЗО о том, что следствие закончено и дело передано прокурору для утверждения обвинительного заключения и направлено в суд. Фактически расследование уголовного дела не было закончено. Обвиняемый незаконно содержался под стражей пять месяцев.
- А еще какого рода приписки существуют в практике следователей?
- Вместо того чтобы показывать, что реально происходит по делу, в статистических отчетах фиксируется то, что надо следователю. Например, в Саратовской области мы обнаружили, что 21 приостановленному делу были выставлены карточки о прекращении производства по ним в связи с отсутствием состава преступления. А по 16 приостановленным тяжким преступлениям выставлялись карточки на соединение с уголовными делами, по которым установлены лица, совершившие преступления, и статистические карточки о направлении этих дел в суд.
- То есть так называемые висяки закрывались с помощью каких-то мелких рецидивистов, не имеющих отношения к этим делам?
- Примерно так.
- А что за карточки, которые выставляются по преступлениям?
- Когда регистрируется преступление, заводится уголовное дело, на него в компьютере заводится карточка. Каждое изменение по делу -- прекращение, приостановление, передача в суд -- новая карточка для статистики.
-Как часто собираются статистические данные в органах внутренних дел?
- Раз в месяц.
- Для чего нужны приписки? Или в органах внутренних дел существует план раскрываемости?
- Никаких планов, конечно же, нет. Просто у нас еще с советских времен милиционеры привыкли, что раскрываемость -- единственный показатель результативности работы. К тому же начальство требует хороших показателей. В регионах вообще стараются, чтобы не было сильных отклонений по статистике от средних показателей. Видят, что на конец месяца мало раскрытых преступлений -- начинают судорожно фальсифицировать цифры. Чтобы от средних показателей отличались не более чем на 10--15% в ту или иную сторону. Чтобы все как у людей.
- Но как тогда изменить милицейское, как вы говорите, отношение к показателям раскрываемости?
- Этим давно и серьезно занимаются в МВД. Грызлов говорил, что работа подразделений будет оцениваться по другим критериям. Но толку пока мало.
- Какие могут быть другие критерии?
- Не общая статистика, к примеру, а успехи по раскрытию тяжких преступлений: терроризм, убийства, изнасилования. То есть реальная работа, а не ее видимость. К тому же статистикой занимаются заинтересованные лица. Они же сами и раскрывают, и фиксируют, и считают. То есть у них все стимулы и возможности для приписок и фальсификаций.
- И кто должен заниматься статистикой?
- Госкомстат. Генпрокурор давно предлагает передать эти функции специалистам, которые профессионально занимаются статистикой.
- Не слишком ли дорогой способ посчитать уровень преступности в стране?
- А когда юстиция была дешевой? К тому же у населения совсем нет доверия к органам внутренних дел. Людям отказывают в возбуждении уголовных дел -- ради статистики. Дела закрывают за отсутствием состава преступления -- ради статистики. Преступников отпускают на свободу или вовсе не ищут -- тоже ради статистики. И какой смысл идти заявлять о преступлении? И вот появляется такой термин, как латентная (скрытая) преступность. Масштабы ее, по оценкам специалистов, в 2--3 раза выше регистрируемой преступности.
- Почему у нас такой высокий уровень скрытой преступности?
- Основная причина, порождающая латентную преступность, -- нежелание потерпевших обращаться с заявлениями в правоохранительные органы. При этом жертвы руководствуются такими мотивами, как нежелание милиционеров реагировать на их заявления, боязнь мести со стороны преступников, незначительность вреда, причиненного преступлением, желание самостоятельно расквитаться с виновным. Опасность латентной преступности в том, что жертва преступления не выявляется и, следовательно, не получает необходимой социальной помощи со стороны специализированных органов. Кроме этого, ввиду того что преступление остается невыявленным, потерпевший может быть подвергнут вторичному воздействию. По некоторым видам преступлений (изнасилования, кражи, избиения) риск повторно стать жертвой преступления оценивается специалистами до 70%.
- Кто обычно не обращается в милицию за помощью?
- Социально незащищенные слои населения -- бомжи, к примеру. У него у самого документов нет, его из этой милиции пошлют куда подальше. Женщины, жертвы насилия, стесняются, боятся позора, мести. Бизнесмен, который сам не слишком чист перед законом, -- его ограбили, отняли деньги, а он не сможет объяснить их происхождение. Или разборка двух преступных группировок -- есть убитые, раненые, но в милицию -- это же смешно -- никто, естественно, не обратится.
- Как наказывают нерадивых следователей и оперативников, занимающихся приписками и фальсификацией?
- От дисциплинарных взысканий до суда и срока. Обычно дело заводится по статье "Злоупотребление служебным положением". Срок может быть условный, а может быть и реальный в особо тяжких случаях.
- Вы говорили о том, что раньше к фальсификации были причастны только оперативники, а сейчас еще и следователи. В чем причина?
- В низком профессиональном уровне следователей, в малом стаже работы, в отсутствии должного образования, в незнании правовых норм. Сейчас редко встретишь следователя, работающего в органах по 10--15 лет. В основном их стаж исчисляется годом-двумя-тремя. Да и престижность работы в правоохранительных органах в последние годы снизилась. А о низкой зарплате даже не стоит и говорить.
Выпуск N 49 (587) от 19 марта 2003 г. [ N 48 ] [ N 50 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]