[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 47 (585) от 17 марта 2003 г. [ N 46 ] [ N 48 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.
Владимир Бабурин: Многие российские эксперты и специалисты, связывают большие надежды с новым федеральным ведомством, которое будет бороться с наркомафией и нелегальным оборотом наркотических и психотропных веществ. Это ведомство возглавил бывший представитель президента в Северо-западном федеральном округе генерал Виктор Черкесов.
Рассказывает Мумин Шакиров.
Мумин Шакиров: Решение президента России Владимира Путина создать отдельную федеральную структуру по борьбе с нелегальным наркобизнесом не стало новостью для большинства экспертов и специалистов из этой сферы. Полгода назад эта идея была частично реализована в Министерстве внутренних дел России, где главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, УБНОН, переименовала в комитет. Глава бывшего УБНОНа генерал-лейтенант Александр Сергеев стал исполняющим обязанности председателя этого новообразованного подразделения. На этом реформы приостановились, так как борцы с наркомафией из МВД так и не узнали имя своего нового босса. И вот 11-го марта 2003-го года главным врагом наркомафии глава государства Владимир Путин объявил бывшего полпреда по Северо-западному федеральному округу Виктора Черкесова. Руководитель общероссийской организации "Россия без наркотиков" психолог Владимир Иванов считает целесообразным создание отдельной федеральной структуры по борьбе с наркобизнесом.
Владимир Иванов: Вообще нужно сказать, что исторически комитеты по борьбе с наркотиками функционируют в течение 20-ти лет во всех ведущих государствах Европы, в Соединенных Штатах, в Японии. И эти комитеты, как правило, находятся над силовыми структурами, то есть они имеют право проверять работу силовых структур и на предмет коррумпированности, что очень актуально для нашей страны, существенным образом влиять на ситуацию. Не правы те политики, которые говорят, что американцы тратят миллиарды долларов на профилактику наркомании и ничего не добились, добились очень многое. Исследования показывают, что за последние годы белое население Соединенных Штатов практически отказалось от наркотиков. Президент подписал указ о создании федерального комитета, это говорит о том, что наркобизнесу в нашем государстве будет просто не сдобровать. И, конечно, в первую очередь, я думаю, этот комитет пройдет свое боевое крещение не столько по взаимодействию, сколько по противодействию со стороны силовых структур, которые, не секрет, во многих случаях являются, я не люблю этого слова, но "крышами" наркобизнеса, начиная от низового уровня, от участковых милиционеров, и кончая сотрудников в центральном аппарате Министерства внутренних дел. Так что это своевременная, очень важная и прогрессивная мера.
Мумин Шакиров: Что же будет с главным подразделением в МВД - с Комитетом по борьбе с нелегальным оборотом наркотиков, который возглавляет небезызвестный генерал Александр Сергеев? Владимир Иванов предрекает этой структуре скорое реформирование.
Владимир Иванов: Мы просто отпразднуем почетную, может быть по возрасту, отставку генерала Сергеева и в Министерстве внутренних дел эта служба будет упразднена. Я с большим уважением отношусь к Сергееву, но то, что под его руководство ОБНОНы местные стали по сути дела главными, если не распространителями, то пособниками наркобизнеса, в этом нет секрета никакого. Ежедневные региональные средства массовой информации освещают ситуацию подбросов наркотиков бизнесменам, к этому примыкают выступления известных политических деятелей, может быть, обманутых, а, может быть, знающих, что они делают, требования ввести смертную казнь, таким образом, развязав руки криминалу. Но ведь одно дело заказывать килера, оплачивать, а потом заказывать килера на килера и так далее, и всю жизнь бояться, что преступление будет раскрыто, и другое дело подбросить полкило наркотика и руками государства поставить неугодного конкурента к стенке. К сожалению, это стало нашей действительной реальностью. Я вначале расстроился, когда узнал о том, что тот первоначальный комитет при МВД, какая разница - переименовали, было ОБНОН, стал комитет. Потом догадался, что пока Владимир Владимирович не подыщет человека, которому он смог бы абсолютно доверять, потому что власть этого человека будет беспредельна. По влиянию этот человек войдет, наверное, в первую пятерку самых влиятельных граждан Российской Федерации. Естественно, у него должны быть чистые руки и гладкие помыслы, он должен быть во всех случаях человеком, на которого бы ориентировалась вся служба.
Мумин Шакиров: Потребует ли новообразованный Комитет по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ новые бюджетные расходы? На этот вопрос отвечает помощник председателя Комитета Госдумы по безопасности, эксперт и профессор московского университета МВД России Борис Калачев.
Борис Калачев: Бюджетные средства, выделенные от Госбюджета на содержание федеральной налоговой полиции, они переходят на содержание вновь созданного комитета. Другой вопрос, как будут поступать с теми сорока тысячами сотрудников налоговой полиции и с где-то почти с семью тысячами сотрудников ГУБНОН, также как с несколькими сотнями специалистов из федеральной пограничной службы, не считая другие организации. Вот это вопрос, конечно, серьезный. Они останутся в новой структуре, но тогда придется их переучивать. Представляете, десятки тысяч переучивать, сколько для этого потребуется времени. Резерв, который сегодня существует под руководством генерала Сергеева, потому что он исполняет обязанности ныне уже не существующего госкомитета при МВД России, так вот те люди, которые находятся под его началом, они высокопрофессиональные и квалифицированные сотрудники.
Мумин Шакиров: В России сегодня с наркомафией и наркобизнесом борются не только милиционеры, но и пограничники, таможенники, чекисты. Борис Калачев считает, что новая структура должна будет обеспечить более эффективное взаимодействие между подразделениями этих силовых ведомств и, кроме того, комитет Виктора Черкесова обязан будет нести ответственность и по другим направлениям.
Борис Калачев: Во-первых, наконец появится возможность координировать работу с представителями законодательной власти. Я думаю, что в этом комитете будет создано специальное подразделение, которой будет взаимодействовать с Государственной Думой, с Советом федерации именно по этим вопросам, поскольку наше законодательство антинаркотическое сегодня крайне хромает. Во-вторых, средства массовой информации - эта работа тоже сегодня запущена. Комитет и сотрудники, которые будут там трудиться, вполне могли бы все это взять под нормальный демократический контроль. Третий момент - собственно говоря, борьба с наркобизнесом, которая в России выходит за пределы нашей территории, это внешние источники. Внешняя разведка с данной проблемой не то, что не справляется, но у нее совсем другие функции - политическая. Внешняя военная разведка - у нее тоже другие функции. По-видимому, зарубежные каналы поступления к нам этого безобразия они пока что не совсем хорошо отслеживаются и контролируются, несмотря на прекрасную помощь наших зарубежных коллег. Я думаю, что этот комитет мог бы взять и этот вопрос под свой контроль, что весьма актуально. Допустим, та же самая наука. Я работал начальником отдела НИИ МВД России, в те времена это был практически один отдел во всех силовых правоохранительных органах, там было 10 десять человек, которые справлялись с такой колоссальной работой. А сегодня появится реальная возможность на базе вновь созданного комитета сформировать межведомственное научное подразделение, которое займется ежегодным мониторингом наркоситуации в Российской Федерации.
Мумин Шакиров: Ожиданий от новой структуры, которую возглавил Виктор Черкесов, много. К сожалению, главным клише в России по-прежнему остается тот факт, что представители силовых структур все чаще путают наркодилера и наркомафиози с человеком, который зависит от наркотиков.
Выпуск N 47 (585) от 17 марта 2003 г. [ N 46 ] [ N 48 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]