[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 44 (582) от 12 марта 2003 г. [ N 43 ] [ N 45 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Владимир Путин объявил вчера, что в Госдуму направлен пакет поправок к действующему Уголовному кодексу.
Всего поправок до полусотни, и ряд экспертов уже объявили их самым радикальным дополнением к закону со времени его в вступления в силу в 1997 году. Поправки призваны смягчить наказания за некоторые преступления небольшой тяжести. Часть криминальных составов вообще предполагается исключить - по мнению президента, есть преступления, которые пора перестать считать преступлениями.
Замглавы администрации президента Дмитрий Козак сообщил, что поправки были разработаны рабочей группой, которую Владимир Путин создал в августе прошлого года для "либерализации карательной политики". Разговоры о том, что российские тюрьмы переполнены людьми, оказавшимися там почти случайно - например, за кражу курицы из колхоза - к тому времени велись уже не один год. Правозащитники давно предлагали изменить закон, а пока решать наиболее спорные вопросы за счет помилования. Но президент счел, что миловать осужденных десятками тысяч неправильно. Когда около года назад массовое помилование остановилось, общественность вздрогнула и едва не заговорила о репрессивных намерениях режима. Нынешние поправки, наоборот, смягчают УК. И по оценке членов президентской комиссии по правам человека, в случае удачного прохождения поправок в парламенте тюремное население России уменьшится на треть.
Поправки касаются назначения наказаний - в частности, суды должны будут осторожнее обращаться с несовершеннолетними, чтобы не погружать однажды оступившихся молодых людей в криминальную среду. "Как известно, места лишения свободы не исправляют, а зачастую ожесточают несовершеннолетних", - напомнил г-н Козак. Лишение свободы вообще должно теперь назначаться реже. Президент считает, что за экономические преступления и отвечать следует экономически: например, выплачивая штрафы. Штрафы, кстати, перестанут считать в минимальных зарплатах и конвертируют в рубли. Зато конфискацию имущества из УК вообще исключат - злоумышленник обычно ничем официально не владеет, а все его имущество принадлежит третьим лицам.
Некоторые преступления поправками вообще декриминализуются - например, ношение холодного оружия или обман потребителей. Правда, это не означает, что любой продавец получит право безнаказанно вводить в заблуждение своего клиента - просто обман на сумму свыше 500 рублей вполне подпадает под понятие мошенничества. А за менее крупный обман вполне достаточно административного взыскания.
Целая революция намечается в борьбе с оборотом наркотиков. Ответственность за хранение и распространение теперь будут рассчитывать исходя из принципиально новой арифметики. Для каждого вещества должна быть определена "условно крупная доза". В 10 раз больше наркотиков будут означать крупный размер, в 100 - особо крупный. Это значит, что большинство осужденных, которых милиция задержала с одной-двумя дозами для собственного употребления, перестанут получать большие срока. Именно такие наркоманы, кстати, составляют большинство осужденных по данной статье.
Г-н Козак согласен с тем, что поправки приведут к сокращению числа заключенных. И произойдет это, скорее всего, сразу после их принятия - дополнения, смягчающие кару, имеют обратную силу и могут быть распространены на те приговоры, которые были вынесены ранее. Депутаты с поправками, скорее всего, согласятся - накануне выборов они будут смотреться очень гуманно. Сопроводят ли они поправки амнистией, сказать сложно - Дмитрий Козак напомнил, что это исключительная компетенция Госдумы.
Выпуск N 44 (582) от 12 марта 2003 г. [ N 43 ] [ N 45 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]