[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 38 (576) от 3 марта 2003 г. [ N 37 ] [ N 39 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В МИНЮСТЕ пытаются вытянуть российские тюрьмы на европейский уровень.
Глава ведомства Юрий Чайка даже создал специальное управление по защите прав осужденных, которое должно контролировать систему ГУИН. Однако на вчерашней коллегии Минюста стало ясно, что денег на полноценную реформу не хватает, заключенных становится все больше, а новый институт помилования начал пробуксовывать.
Примерно год назад по инициативе министра в центральном аппарате ведомства было создано Управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности уголовно-исполнительной системы. Как пояснил председательствовавший на коллегии первый замминистра Александр Карлин, главной задачей управления является "создание независимого от УИС канала информирования о фактическом положении дел". Однако начальник управления Сергей Тараканов как-то не сумел произвести сильного впечатления на членов коллегии своим докладом. Самым ярким моментом выступления Тараканова была рекомендация управления, согласованная с Европейским комитетом по предупреждению пыток, "ликвидировать на окнах камер СИЗО металлические жалюзи, прекратить открытое ношение сотрудниками на территории учреждений резиновых палок". И довольно быстро стало ясно, что к деятельности его структуры работники ГУИН относятся как к очередной бесполезной проверке со стороны начальства.
Уже по вопросам присутствовавших на заседании заместителей министра стало ясно, что за год существования управления работникам Минюста самим непонятно, нужен ли им этот контролирующий орган или нет. Так, начальник ГУИН Владимир Ялунин сначала положительно оценил итоги совместных с управлением Сергея Тараканова проверок, а закончил: "Есть те непреодолимые силы, которые мешают реализовать права осужденных".
Видимо, главная такая сила -- это хроническое недофинансирование. Так, строительство новых СИЗО профинансировано только на 35%, промышленное производство ГУИН имеет задолженность перед бюджетами всех уровней, каждый второй заключенный страдает каким-либо заболеванием (лидируют туберкулез, наркомания, СПИД и психические заболевания), а в колониях особого режима катастрофически не хватает мест для осужденных.
По словам Ялунина, "европейцы напрямую связывают состояние прав человека с содержанием в СИЗО". И хотя теперь на каждого заключенного в камере приходится 3,5 кв. метра, переполненность изоляторов составляет 130%.
Еще более жестко выступил первый замначальника федерального управления Минюста по Северо-Западному округу Сергей Выменец, критически оценивший всю систему проверок содержания заключенных: "Мы все еще бьем по хвостам -- просто фиксируем нарушения прав человека". Выменец подробно рассказал собравшимся, что жалобы осужденных на бесчеловечное обращение проверяют как раз те, на кого жалуются, потому что на поездки проверяющих просто нет денег. Выменец также рассказал, что нехватка средств -- основное оправдание для начальников тюрем перед проверяющими. Так, в Мурманске один из таких руководителей в ответ на упреки, зачем же он содержит совершивших первое правонарушение вместе с рецидивистами, просто огрызнулся: "Я же не могу растянуть тюрьму!"
Не добавило оптимизма присутствовавшим и выступление первого замначальника Управления Президента РФ по вопросам помилования Бориса Головкина. За последние 14 месяцев Президент помиловал только 243 заключенных, причем 139 из них были просто сокращены сроки.
И новые 20 поправок, готовящихся сейчас в соответствующий указ, вряд ли помогут сократить тюремное население, потому что, по большей части носят технический и редакционный характер.
Выпуск N 38 (576) от 3 марта 2003 г. [ N 37 ] [ N 39 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]