[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 35 (573) от 26 февраля 2003 г. [ N 34 ] [ N 36 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
На прошлой неделе развеялся еще один стойкий миф о российской большой политике: что вернуться в нее после 10 лет отсутствия невозможно. 21 февраля Конституционный суд избрал своим председателем Валерия Зорькина.
В конце 1992 года председатель КС Валерий Зорькин выступил посредником в конфликте президента Бориса Ельцина и съезда народных депутатов РФ. В 1993 году Конституционный суд дважды признал неконституционными указы Ельцина о роспуске Верховного Совета. После того, как противостояние президента и парламента завершилось победой Ельцина, Валерий Зорькин под давлением Кремля подал в отставку и стал рядовым судьей.
"Конечно, избрание Зорькина -- это очень большая неожиданность. Мы думали, что Марат Баглай будет переизбран на новый срок. Но мы все же не расцениваем это как выпад против Кремля. Просто Баглай в последнее время умудрился испортить отношения чуть ли не со всеми судьями, и они таким образом выразили свое отношение к нему" -- так прокомментировал ситуацию источник "Власти" в администрации президента.
Согласиться с такой трактовкой можно, но лишь отчасти. Действительно, это прежде всего выражение недоверия Баглаю. Этим можно было бы и ограничиться, если не знать, за что судьи вдруг выразили недоверие человеку, которого почти единогласно избрали своим председателем три года назад -- в феврале 2000 года за него проголосовали 18 из 19 судей КС. За это время произошли по меньшей мере два важнейших события, которые непосредственно затронули жизнедеятельность КС.
В конце 2000 года президент Владимир Путин предложил Госдуме увеличить срок полномочий судей КС с 12 до 15 лет и отменить возрастные ограничения на пребывание их в должности. (Судьи, вошедшие в состав КС после 1994 года, в том числе Марат Баглай, избирались на 12-летний срок и должны были уходить в отставку по достижении 70 лет; для членов КС, избранных ранее, срок полномочий ограничен не был, но они были обязаны покинуть свой пост по достижении 65 лет.) Сделано это было прежде всего ради сохранения на председательском посту полностью устраивавшего Кремль Марата Баглая -- 70 лет ему исполнялось в 2001 году. Депутаты согласились с президентскими предложениями в части, касающейся судей, избранных после 1994 года, но оставили без изменения статус ветеранов КС. Марат Баглай так и не сумел убедить президента заступиться за них, и относительно недолго работавшие в КС судьи оказались в привилегированном положении по сравнению с более авторитетной частью суда. Из-за этого, в частности, в прошлом году по достижении 65 лет в отставку была вынуждена уйти зампред КС Тамара Морщакова, которая была в суде самой влиятельной фигурой. Это нанесло серьезный удар по авторитету Баглая, не сумевшего постоять за коллег.
Сразу после продления полномочий Баглая последовала судебная реформа. Судейское сообщество крайне негативно отнеслось к некоторым инициативам Кремля, особенно касающимся упрощения процедуры привлечения судей к ответственности. В той или иной форме на борьбу с нововведениями поднялись не только представители судейской общественности, но и руководители Верховного и Высшего арбитражного судов; довольно резко высказывалась Тамара Морщакова. Но не Марат Баглай, который, видимо, считал неэтичным выступать против Кремля, который дал ему возможность продлить активную трудовую деятельность.
Но несмотря на все это, Кремль рассчитывал, что Баглай будет переизбран. Видимо, в президентской администрации просто не верили, что знающие о хороших отношениях Баглая с Владимиром Путиным судьи решатся пойти против воли главы государства и уж тем более что они изберут председателем Валерия Зорькина, человека, который в свое время бескомпромиссно боролся с Кремлем.
Именно поэтому поступок членов КС нельзя не расценить как политический. Они могли бы отдать предпочтение, к примеру, нынешнему зампреду Владимиру Стрекозову, и тогда это действительно было бы не более чем выражением отношения к Баглаю. Выбор Зорькина -- это уже выражение отношения к Кремлю.
Пока не более того. Знающие люди уверяют, что Зорькин образца 1993 года и Зорькин сейчас -- это далеко не одно и то же, что он теперь просто юрист и больше не политик. Да и функции КС после событий 1993 года были урезаны -- в частности, он больше не может самостоятельно инициировать рассмотрение дел.
Однако это не означает, что Конституционному суду не приходится заниматься политическими делами. Региональные власти регулярно просят КС рассмотреть требования Москвы по приведению в соответствие с федеральным законодательством различных положений уставов и конституций областей и республик. К тому же сейчас Госдума рассматривает новый пакет кремлевских законопроектов о разграничении полномочий между уровнями власти, и на местах уже раздаются обвинения в неконституционности, например, института внешнего управления. Можно предположить, что кто-нибудь направит в КС запрос на эту тему после принятия законопроектов.
Кроме того, весной суду предстоит рассмотреть запрос коммунистов о конституционности запрета на проведение федеральных референдумов за год до парламентских выборов. А это уже самая что ни на есть политика. Наконец, не стоит забывать: фигура Зорькина по-настоящему засияла на российском политическом небосклоне именно после того, как возглавляемый им КС в ноябре 1992 года фактически признал неконституционным указ Бориса Ельцина о запрете компартии. Рассмотрение дела о референдуме, скорее всего, и даст ответ на главный вопрос -- чего ждать от Конституционного суда во главе с реанимированным Зорькиным.
Александр Руцкой, избранный в 1991 году вице-президентом в связке с Борисом Ельциным, вообразил, что лучше справится с работой шефа.
В сентябре 1993 года после решения съезда народных депутатов об отстранении Ельцина возложил на себя обязанности президента РФ. 4 октября 1993 года был арестован и помещен в "Лефортово". 26 февраля 1994 года вышел на свободу по амнистии. Осенью 1996 года выиграл выборы губернатора Курской области. В 2000 году баллотировался на новый срок, однако решением суда был лишен регистрации за несколько часов до начала голосования. После этого отошел от дел.
Руслан Хасбулатов, 1991 году возглавивший Верховный совет РФ, выдвинул учение о необходимости подчинить исполнительную власть законодательной.
После этого возглавил борьбу народных депутатов против Кремля, которая завершилась событиями сентября--октября 1993 года в Москве. Арестован 4 октября, вышел на свободу по амнистии 26 февраля 1994 года. Вернулся в родной вуз -- Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова, где и работает сейчас профессором кафедры мировой экономики. В качестве общественной нагрузки занимается мирным урегулированием в Чечне.
Алексей Казанник, назначенный генеральным прокурором после октябрьских событий 1993 года, понимал законы слишком буквально.
В феврале 1994 года Казанник вопреки указаниям из Кремля молниеносно исполнил постановление Госдумы об амнистии и выпустил на волю членов ГКЧП и сторонников Хасбулатова и Руцкого. Выполнив требования закона, генпрокурор в тот же день подал президенту прошение об отставке. Сейчас занимает пост вице-губернатора Омской области. С момента отставки занимается организацией Партии народной совести.
Юрий Скуратов, назначенный генеральным прокурором в октябре 1995 года, боролся с коррупцией не там, где требовалось.
В феврале 1999 года, когда расследования Скуратова дошли до людей из окружения президента, Борис Ельцин отправил генпрокурора в отставку. Однако Совет федерации утвердил ее лишь в апреле 2000 года, уже при Владимире Путине. В 2000 году баллотировался в президенты. В ноябре 2001 года хурал Бурятии избрал Скуратова своим представителем в Совете федерации, но через девять дней отменил это решение. Сейчас возглавляет фонд "Правовые технологии XXI века".
Александр Лебедь, назначенный в июне 1996 года секретарем Совета безопасности РФ, забыл, что скромность -- высшая добродетель госчиновника.
За четыре месяца пребывания в Кремле Лебедь успел разоблачить несколько "заговоров" среди высокопоставленных военных, подписать мирный договор с Чечней и поддержать опального генерала Коржакова. В октябре 1996 года отправлен в отставку. В мае 1998 года избран губернатором Красноярского края. В апреле 2002 года погиб в авиакатастрофе.
Юрию Лужкову, который избирался мэром Москвы в 1992 и 1996 годах как верный сподвижник Бориса Ельцина, стало слишком тесно в одном отдельно взятом городе.
В конце 1998 года Лужков заявил о себе как федеральный политик. Он создал оппозиционное Кремлю губернаторское движение "Отечество" и стал готовиться к победе на парламентских, а затем, возможно, и на президентских выборах. Однако президентом стал Владимир Путин, который и разъяснил Лужкову всю глубину его заблуждений. В результате лужковское "Отечество" в конце 2001 года слилось с прокремлевским "Единством", а мэр вернулся к привычным московским занятиям
Выпуск N 35 (573) от 26 февраля 2003 г. [ N 34 ] [ N 36 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]