Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 30 (568) от 18 февраля 2003 г. [ N 29 ] [ N 31 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

"Фемида" любит начальников

Георгий Целмс
Новые Известия, N 29

Правда, организаторы награждения уверяют, что злого умысла тут не было: специально угодить начальникам никто не хотел...

В субботу вечером в помещении театра "Новая опера" состоялось торжественное вручение ежегодной премии "Фемида" по 11 номинациям "за вклад в создание демократического общества и развитие институтов правового государства". И номинанты, и номинации, а также все речи по этому торжественному поводу не оставляли сомнения, что судебная реформа в России успешно завершена и мы все давно уже живем в правовом государстве.

Подобная церемония проходит седьмой год подряд. Списки лауреатов с 1996 по 2002 г. достаточно красноречивы и показывают определенную тенденцию: вклад претендентов на награду, в особенности в последнее время, чаще всего измеряется масштабом должности - близостью претендента к высшей власти...

Торжеству предшествовал своеобразный эпиграф -- посвящение в члены Московского клуба юристов (основного прародителя престижной юридической премии) председателя Московской городской думы В. Платонова, который в прежней жизни был работником Московской городской прокуратуры. Расчувствовавшийся экс-прокурор заявил, что "юристы у нас служат исключительно закону, а не своему ведомству".

На этой же благостной ноте прозвучало приветствие клубу спикера Совета Федерации С. Миронова, из которого все присутствующие узнали, что "РФ - государство, основанное на уважении к закону". (Чуть позднее очередной номинант Д. Козак, зам. главы администрации президента, был вынужден сделать поправку, сказав, что это утверждение "явно на вырост").

Лауреаты не вызывали вопросов -- наверняка в большинстве своем это были достойные люди, популярные в юридическом сообществе. (А иногда и очень достойные -- телеведущий и автор программы "Времена" В. Познер, например). Но вызывала вопросы сама процедура выдвижения: претендентов на награду выдвигали чаще всего их начальники. Например, председателя Московского областного суда С. Марасанову выдвинул председатель Верховного суда РФ В. Лебедев. И т.д. Ну а самих начальников выдвигали, как водится, "снизу". Д. Козак, например, получил "Фемиду" за упорство в проведении судебной реформы.

Некоторые номинанты были явно "не по этому ведомству". Например, глава Счетной палаты С. Степашин. Он хоть и юрист по образованию и, допускаю, успешно борется с расхищением государственной казны. Но при чем здесь декларируемые условия награждения: "созидание демократического государства, развитие правового и гражданского общества"? Очевидно, предвидя такой вопрос, организаторы церемонии пояснили, что сей номинант внес значительный вклад в законодательную базу по Счетной палате, успешно занимался укреплением деятельности контрольно-счетных органов. Но ведь подобного рода инициатив несть числа.

Характерно, что представлял высокопоставленного победителя министр культуры РФ М. Швыдкой. Видимо, организаторы торжества посчитали, что в данной ситуации необходим ранг министра. Вот и получилась нелепица: руководитель культурного ведомства (даже не сын юриста) представлял руководителя другого ведомства, не исключено - будущего своего ревизора.

Изучая списки лауреатов за семь лет (почти сто человек), я увидел, что заветной бронзовой статуэтки (а также компьютера в придачу) удостоились все председатели наших федеральных судов, а также их заместители, помощники президента РФ и даже президенты иностранных государств. В то же время ни разу не удостоились "высокой чести" такие знаковые для нашего времени фигуры и организации, как один из авторов судебной реформы С. Пашин, председатель правового экспертного Совета, объединившего ведущих юристов страны М. Полякова, учебно-исследовательский Центр им. Аметистова, разрабатывающий правозащитную тематику. Не смог получить бронзовую статуэтку ни один из авторов судьбоносного закона о СМИ (М. Федотов, Ю. Батурин, В. Энтин). Впрочем, Ю. Батурин однажды заслужил премию по номинации "поступок". Это когда он слетал в космос. Но ведь закон о СМИ для становления правового государства куда более значим, чем космический полет.

Справедливости ради надо сказать, что среди номинантов, особенно в прошлые годы, были все-таки фигуры, широко известные обществу. Особенно из адвокатов. Например, Ю. Шмидт, выигравший "дело Никитина" (номинация "Адвокат"), Е. Львова и К. Москаленко (номинация "Правозащитник"). Но за 2002 год на эти номинации никого не выдвигали.

Конечно, Московский клуб юристов занимается не только организацией праздничных церемоний. Среди реализуемых проектов клуба создание библиотечки судьи, цикл дискуссий и издание серии книг по правовой реформе, акция "Будущее без коррупции" - издание специального журнала "Чистые руки" и многое другое.

Совместно с Российской академией наук и целым рядом других организаций клубом создан также специальный фонд "Фемида". Этот фонд проводит национальные и международные конференции и семинары по проблемам государства, права и общества, ведет аналитическо-экспертную работу, учреждает специальные стипендии для студентов юрфаков, организует финансовую поддержку законотворческой работы. Можно сказать, все это бочка меда. Но ложка дегтя, о которой шла речь выше, вполне может испортить бочку даже самого добротного продукта.

...Все постоянные гости праздничного мероприятия отмечали, что нынешнее торжество отличалось замечательной "культурной программой" -- артисты "Новой оперы" расстарались вовсю. Награждения чередовались отрывками из популярных опер. Правда, обещанный отрывок из оперы Глинки "Жизнь за царя" так и не прозвучал. Может быть, поэтому организаторы торжества постарались компенсировать пробел выдвижением и представлением соответствующих номинантов.

Выпуск N 30 (568) от 18 февраля 2003 г. [ N 29 ] [ N 31 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]