[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 3 (541) от 10 января 2003 г. [ N 2 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
После года тюремных страданий человек, осужденный за "организацию приготовления к убийству", был оправдан
"Оправдать за непричастностью..."
После года тюремных страданий человек, осужденный за "организацию приготовления к убийству", был оправдан
И отпущен на свободу прямо в зале суда. Редчайший случай для нашей Фемиды...
Оправдательный приговор Абдулмажиду Алиеву вынесла коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Дагестан под председательством судьи Б.Унжолова. (Судья этот, кстати, судил Радуева - в Махачкале он пользуется большим авторитетом).
Наша газета в статье "Совестливые киллеры", опубликованной 17 сентября прошлого года, рассказывала об этом громком деле, состряпанном по самым скверным рецептам. Подзаголовок статьи был такой: "Испытав приступ раскаяния, несостоявшиеся убийцы по просьбе следователей указали заказчика". На суде эти "совестливые киллеры" подробно рассказали, как эта "просьба" была высказана: их избивали, угрожали кастрировать, обещали, что в случае дачи "нужных показаний" будет им послабление за совершенные преступления. И одного даже выпустили на свободу...
Согласно версии обвинения, которую первоначально дагестанский суд целиком принял на веру, некто А. Алиев вознамерился отомстить прокурору Советского района г. Махачкалы М. Оруджеву. Бывшему своему другу. Желание отомстить вроде бы возникло после того как прокурор добился осуждения Алиева на год лишения свободы "за незаконное приобретение и хранение оружия".
Алиев на суде утверждал, что знакомые прокурора привезли ему на хранение какой-то мешок. А он и не догадывался, что там спрятано оружие. Вскоре же к нему в дом нагрянули с обыском. Словом, его подставили. Так или не так было дело, сейчас не узнать.
Алиев отсидел свое, лишившись за это время хорошей работы. Так что повод для обиды у него был. Однако обида еще не означает намерения убить своего обидчика. Как заявлял Алиев неоднократно, он в свое время дал взаймы Оруджеву крупную сумму денег а тот не хотел долг возвращать. (Тому, кстати, есть свидетели). Вот должник и решил будто бы упрятать своего кредитора за решетку, чтобы не расставаться с деньгами. Сначала на год, а когда тот по-прежнему требовал возврата долга, надолго. Так по словам Алиева возникла идея инсценировать покушение на прокурора.
Суд, который вынес обвинительный приговор, осудивший Алиева к восьми с половиной годам лишения свободы, поверил версии прокурора. (Председательствовал на суде А. Атаев.) Хотя эта версия не была подтверждена абсолютно ничем. Лица, назначенные оперативниками в киллеры (один в исполнители, другой в организаторы), на суде от своей "явки с повинной" отказались. Выяснилось, что они знать не знали "заказчика" Алиева, а опознавали его по подсказке следователя.
Суд, конечно, мог поверить показаниям, данным ими на предварительном следствии. (Его право.) Но показания эти звучали так пародийно, что принять их на веру мог лишь полнейший профан, или человек во что бы то ни стало желающий вынести обвинительный приговор. Вопреки фактам. И в том и в другом случае судейская мантия такому человеку явно не по размеру. Ну, например, свидетель Гаджиарсланов (раскаявшийся киллер), когда патрон уже был загнан в патронник, вдруг испытал угрызения совести. "Я подумал, - сказал он следователю, - что не стоит лишать жизни человека из-за каких-то денег". В этот же самый момент заговорила совесть и у "организатора" убийства Дадашева, который будто бы в некотором отдалении ожидал в машине своего коллегу. И он подошел поделиться своим раскаянием с напарником. Так роковой выстрел не прозвучал, а автомат Калашникова был возвращен "заказчику" Алиеву. После чего раскаяние мучило дружков еще несколько месяцев. И когда они были арестованы по подозрению в совершении многих преступлений, сразу же решились облегчить свою совесть - указали на Алиева как на заказчика. Причем даже тогда, на предварительном следствии, свидетели-киллеры показывали, что с Алиевым познакомились случайно. Но он тем не менее обратился к ним с предложением убить прокурора...
Суд не захотел поверить в алиби Алиева, подтвержденного документально - тот во время якобы готовящегося покушения работал в Краснодарском крае. Судей ничуть не смутило полное отсутствие "вешдоков" - не нашли (да и не искали) орудие покушения, сумки, в которой якобы хранился автомат, и пр. У суда даже не возникло вопроса, почему Алиев, имея столь злодейское намерение, не стал потом искать других, менее "совестливых" киллеров.
Благодаря настойчивости близких осужденного и его адвокатов (О. Хизраева и Ф. Карманова) Верховный суд РФ, рассмотрев кассационную жалобу, отменил приговор и направил дело на новое судебное рассмотрение. Отмена произошла в связи с грубым ляпом следователей: в материалах дела имелось представление о прекращении уголовного преследования в отношении целой группы лиц. И среди них почему-то вкралась фамилия Алиева. То есть он формально вообще не мог был предан суду.
Новое рассмотрение в Махачкале длилось два месяца. И надо отдать должное мужеству судьи Б. Унжолова и двух народных заседателей А. Алибутаева и Г. Магомедова. Они старались установить истину. Хотя эта истина явно была неугодна прокурору Советского района. Да и причастным к делу судейским коллегам.
В ходе беспристрастного рассмотрения дела все обвинение рассыпалось в прах. И обнаружилось много неприглядных фактов в работе следователей. В частности, фальсификация протокола обыска в доме Алиева. Обыска не было, так как следователи наверняка знали, что никакого оружия покушения не существовало, как не было и самого покушения. Вот и поленились делать обыск "понта ради", а лишь составили об этом фиктивный протокол. И т.д., и т.п.
Венчает дело вроде бы счастливый конец: невиновный оправдан и выпущен на свободу. Можно бы и порадоваться. Только горькая это радость.
Провел Алиев в следственном изоляторе год и 19 дней. Почти все это время почему-то находился в одиночной камере. Иногда к нему подсаживали странных сокамерников. Один из них ночью попытался убить его заточкой. Тюремные стражи узнали об этом, но почему-то не стали даже составлять протокол. Пришлось испытать и прелести штрафного изолятора, и держать голодовку. Теперь наконец он дома, в кругу семьи. Безработный, подорвавший здоровье. А прокурор Оруджев, немало способствующий неправосудному приговору, работает в той же должности. Судья Атаев, не желавший в ходе суда видеть очевидное, по-прежнему восседает в судейском кресле. Следователи Махмудов и Рахманов, не исключено, продолжают теми же методами расследовать дела и добиваться "явки с повинной"...
Алиев, скорее всего, получит по суду возмещения ущерба за свои муки. Только деньги эти выплатят ему из казны, то есть из наших с вами налогов. Да и какой суммой оценить перенесенное?
Выпуск N 3 (541) от 10 января 2003 г. [ N 2 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]