[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 237 (763) от 16 декабря 2003 г. [ N 236 ] [ N 238 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Вчера Московский окружной военный суд приступил к рассмотрению по существу уголовного дела в отношении экс-полковника ФСБ, адвоката Михаила Трепашкина. Начало процесса ознаменовалось скандалом -- милиция разогнала несанкционированный пикет в защиту адвоката.
Утром у здания Московского окружного военного суда на Старом Арбате собралось семь активистов так называемого "общественного комитета по защите Михаила Трепашкина". Правозащитники выставили плакаты в поддержку подсудимого, на которых заявили о своем протесте против судебного процесса и незаконного содержания адвоката под стражей. "Дело Трепашкина носит политический характер, -- заявил журналистам один из участников пикета, Николай Горохов.-- Власти не могут простить Трепашкину того, что он, бывший сотрудник ФСБ, вошел в состав общественной комиссии по расследованию взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске". Однако не прошло и двадцати минут, как появившийся наряд милиции разогнал участников несанкционированного пикета. Трое правозащитников были доставлены в ОВД "Арбатское".
В защиту подсудимого Михаила Трепашкина выступил и Фонд гражданских свобод, имеющий широкие связи с западными правозащитными фондами. Его руководитель Александр Гольдфарб сообщил, что на днях "международная комиссия юристов обратилась к министру юстиции России Юрию Чайке с просьбой допустить наблюдателей на процесс по делу Михаила Трепашкина". По мнению господина Гольдфарба и его западных коллег, дело против адвоката фальсифицировано для того, чтобы "не допустить его участия в суде по взрывам, где он собирался поднять вопрос о возможной причастности российских спецслужб ко взрывам домов в Москве в сентябре 1999 года". Напомним, что в последнее время господин Трепашкин находился под подпиской, а арестовали его в конце октября, как раз перед годовщиной событий в "Норд-Осте", когда адвокат ехал на встречу с журналистами. При этом у него обнаружили незарегистрированный пистолет. Однако такая активная поддержка подсудимого Трепашкина на сам процесс нисколько не повлияла -- он начался в обычном режиме. Напомним, что Главная военная прокуратура обвиняет бывшего чекиста Трепашкина в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном хранении боеприпасов -- около года назад во время обыска в квартире адвоката были обнаружены 19 патронов различного калибра и служебные документы КГБ СССР, МБ, ФСК и ФСБ России, раскрывающие данные "о силах, осуществляющих контрразведовательную и оперативно-разыскную деятельность, о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов контрразведки". Сам подсудимый вчера на суде в очередной раз заявил, что виновным себя не считает, так как все эти документы после ликвидации МБ в 1993 году и передачи дел в Генпрокуратуру оказались никому не нужными и поэтому остались у него дома. Патроны, по заявлению Михаила Трепашкина, ему были подброшены. Что же касается разглашения сведений, составляющих гостайну, то на этот счет у защиты подсудимого есть свои аргументы. Дело в том, что обвинение о разглашении строится на показаниях отставного полковника ФСБ Виктора Шебалина, который работал вместе со скандально известным политэмигрантом Александром Литвиненко. Чекист Шебалин участвовал вместе с господами Литвиненко и Трепашкиным в пресс-конференции, на которой чекисты рассказывали о полученном от руководства приказе убить Бориса Березовского. Впоследствии чекист Шебалин расхотел разоблачать ФСБ и стал разоблачать своих бывших коллег Литвиненко и Трепашкина. По признанию господина Шебалина, Михаил Трепашкин отдал ему на хранение несколько секретных документов, а также пересказал ему содержание некоторых других бумаг. Однако адвокаты подсудимого Трепашкина считают, что обмен информацией с сотрудником секретного подразделения ФСБ, каким являлся господин Шебалин, не может квалифицироваться как разглашение.
На суде адвокаты Михаила Трепашкина ходатайствовали о предоставлении со стороны обвинения дополнительных доказательств, подтверждающих вину их подзащитного. "В материалах дела нет прямых фактов, указывающих на то, что Трепашкиным было совершено какое-либо противоправное деяние,-- заявила "Ъ" адвокат Марина Юдина.-- Мы считаем, что у обвинения есть более объективные доказательства, раскрывающие все подробности этого дела, но почему-то эти доказательства в суд не представлены. А имеющиеся в деле доказательства недостаточны для того, чтобы обвинить человека". Впрочем, обвинитель "успокоил" своих оппонентов, сообщив, что намерен вызвать в суд 25 свидетелей. Адвокаты в ответ пообещали не меньше свидетелей от защиты.
Следующее заседание суда назначено на 18 декабря. "Ъ" продолжит следить за ходом процесса.
Выпуск N 237 (763) от 16 декабря 2003 г. [ N 236 ] [ N 238 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]