[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 234 (760) от 10 декабря 2003 г. [ N 233 ] [ N 235 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В понедельник президент Владимир Путин подписал закон об изменениях в Уголовном кодексе. Российский УК, вступивший в силу в 1997 году, многие правозащитники считают одним из самых свирепых в истории страны.
Тюрьмы оказались переполненными, и власти были вынуждены проводить регулярные амнистии. Новые изменения в УК направлены на гуманизацию уголовной политики в отношении нетяжких преступлений. О том, кто выиграет и кто пострадает от принятия этих поправок, эксперт Института прав человека Лев ЛЕВИНСОН рассказал корреспонденту "Известий" Наталье КОНЫГИНОЙ.
- Лев Семенович, каких статей коснулись поправки?
- В кодекс внесено 257 поправок. Практически не осталось ни одной статьи, которая бы не претерпела изменений, так что по сути это новый УК. Однако либерализация УК не касается наказаний за убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, бандитизм, сбыт наркотиков в крупных размерах. Я уж не говорю о терроризме. Большая часть поправок рассчитана на людей, совершивших нетяжкие преступления.
- Новый вариант Уголовного кодекса предусматривает более широкое применение наказаний, альтернативных лишению свободы. Каких именно?
- Во-первых, это штрафы. Эта мера добавлена как альтернатива лишению свободы во многие статьи. В новом варианте УК штрафы исчисляются в рублях, а не в минимальных размерах оплаты труда, как раньше. Вторая мера - это исправительные работы. По старой редакции они назначались по месту работы осужденного. А если он не работал, значит, такое наказание не могло быть назначено. В новой редакции говорится, что органы местного самоуправления трудоустраивают безработного осужденного. Он не может отказаться от предложенного ему места и обязан отработать там свой срок под контролем уголовно-исполнительной инспекции с вычетом от 5 до 20 процентов зарплаты. Кроме того, увеличено количество статей, по которым можно назначить исправительные работы. Третья мера - обязательные работы. Это бесплатные работы не более четырех часов в день, всего от 60 до 240 часов, в свободное от работы и учебы время. Они добавлены во многие статьи, кроме касающихся тяжких и особо тяжких преступлений. Ну и если говорить о самом лишении свободы, то минимальный срок снижен с шести месяцев до двух и из ряда санкций исключен нижний предел наказания. Там, где значилось, скажем, от двух до пяти лет, теперь суд сможет назначать от двух месяцев до пяти лет.
- Если говорить об изменениях в конкретных статьях, какие принципиальные положительные моменты вы можете назвать?
- Мой любимый пример - статьи, касающиеся хранения и сбыта наркотиков. Старая редакция Уголовного кодекса предусматривала ответственность за сбыт и хранение наркотиков в крупных и особо крупных размерах, но нигде в УК не было указано, что это за размеры. На практике "особо крупный" размер героина начинался с одной пятитысячной грамма, "крупный" размер марихуаны - с полуграмма, а это меньше дозы. За хранение таких доз сидят сегодня сотни тысяч людей. В новой редакции вводится понятие средней разовой дозы, и крупным размером признается 10 и более разовых доз, особо крупным - 50 и более доз. Все, что не связано со сбытом наркотиков, - хранение, приобретение, изготовление для личного потребления, перевозка менее 10 доз - декриминализуется и переходит в Кодекс об административных правонарушениях. Однако статьи, касающиеся наркотиков, вступают в силу только через три месяца, потому что пока правительством не определены размеры доз. Также произошли изменения и в самой массовой, 158-й статье (кража). Из нее ушло понятие неоднократности, то есть человеку не будут добавлять срок только потому, что он уже однажды сидел за подобное преступление. Много изменений, касающихся несовершеннолетних. Например, хулиганство - а это в основном подростковое преступление - процентов на 70 ушло из Уголовного кодекса. Осталось только хулиганство с применением оружия. Изменены санкции в отношении несовершеннолетних. Старая редакция кодекса тоже предусматривала такое наказание, как штраф, но он с них никогда не взыскивался. В кодексе была оговорка, что штраф может быть взыскан с несовершеннолетнего только при наличии у него самостоятельного заработка. А это, как вы понимаете, редкий случай. По новой редакции кодекса штраф можно взыскать с родителей, при этом штрафы для несовершеннолетних ниже, чем для взрослых. Еще одно важное новшество - условное наказание несовершеннолетнему теперь можно назначать любое количество раз, а не однажды, как сейчас.
- Не слишком ли либеральный получился кодекс?
- Нет, это отнюдь не предел разумного смягчения уголовного закона. Но мы с вами говорили только о смягчении, а ведь во многих местах его даже ужесточили. Например, по налогам. В старой редакции было примечание о "деятельном раскаянии". Там говорилось, что, если лицо, впервые привлекаемое к ответственности за налоговое преступление, полностью возместило причиненный ущерб, оно освобождается от уголовной ответственности. Теперь этого примечания нет.
- Как определялась эффективность наказания? Почему разработчики поправок решили, что новые санкции будут лучше, чем старые?
- Очевидно, что чем меньше заключенных в стране, тем лучше. Никто пока не доказал, что лишение свободы в целом имеет исправительную и защитную для общества ценность. Да, если изолировать маньяка, убивать он больше не будет. Но чтобы полностью обезопасить общество, есть только один выход - сажать всех преступников пожизненно, в том числе за кражи, хулиганство. Очевидно, что это невозможно. Почему в новой редакции кодекса отказываются от широкого применения понятия "рецидив"? Потому, что сама тюремная среда воспроизводит преступность. Люди в колониях на протяжении двух-трех лет варятся в собственном соку и проникаются не лучшими чувствами к внешнему миру. За это время у них разрушаются семейные связи, снижаются трудовые навыки, ухудшаются адаптационные механизмы, и все это снова толкает их на преступление.
- Что будет с уже существующими приговорами?
- По Конституции и общим нормам УК любой закон, меняющий санкции в сторону смягчения, имеет обратную силу. Следовательно, люди имеют право на пересмотр своего дела. Инициатором обращения в суд в таких случаях должен явиться сам осужденный. Естественно, в первую очередь повезет тем, у кого есть адвокаты. Мы считаем, что 70-80 процентов приговоров должны быть пересмотрены. Но это, конечно, не значит, что они все будут пересматриваться. Например, человеку до УДО (условно-досрочного освобождения. - "Известия") осталось пять месяцев. Ему проще дождаться УДО, чем пересмотра дела. По нашим подсчетам, из этих восьмидесяти процентов в суд пойдет примерно половина. А вот ужесточающие нормы обратной силы не имеют. Это относится также к преступлениям, за которые людей будут судить после вступления нового УК в силу, но которые были совершены до этого.
Выпуск N 234 (760) от 10 декабря 2003 г. [ N 233 ] [ N 235 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]