Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 221 (747) от 21 ноября 2003 г. [ N 220 ] [ N 222 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Пятнадцать лет за бизнес

Александр Ягодкин
Россiя, N 195

Госдума приняла во втором чтении президентские поправки в Уголовный кодекс России, смягчающие наказание за отдельные виды правонарушений. При этом Владимир Путин выступил с инициативой ужесточить ответственность за торговлю людьми. Теперь работорговцы будут наказываться 15 годами тюрьмы.

На самом деле только по официальной статистике ежегодно в мире фиксируется около 700 тыс. случаев, когда человек был продан и содержался в условиях, подобных рабству. А по оценкам независимых экспертов, в прошлом году живым товаром стали не менее 4 млн. человек. Общий оборот этого рынка достигает 19 млрд. долларов, и Россия, по данным Центра ООН по предотвращению международных преступлений, занимает первое место в списке стран-поставщиков.

В большинстве случаев женщин, детей и мужчин продают и покупают для занятия проституцией. Правда, часто работорговля может принимать и другие формы. Например, представительниц прекрасной половины человечества используют в качестве домашней прислуги, работающей на кабальных условиях, мужчин-рабов заставляют работать в шахтах, на рудниках или плантациях, дети приносят доход своим хозяевам с помощью воровства и попрошайничества.

Особая тема - Северный Кавказ. В ходе одной из операций на территории Чечни были освобождены рабы, жители Краснодарского края, бывшие там аж с 86-го года. Причем русских невольников перепродавали по нескольку раз. Собственно, в Чечне рабовладение началось давно. Российские военные освобождали рабов с двадцатилетним и более "стажем". Так, например, уроженец Тюмени 70-летней Сергей Пономарев в течение 28 лет был рабом жителей села Аршты. Еще в начале 1970-х годов, поддавшись уговорам заезжих чеченцев, он отправился на заработки на Северный Кавказ. С тех пор его родственники ничего о нем не знали. По словам Пономарева, чеченские хозяева обращались с ним, как с домашним скотом, только кормили реже.

В мае 2003 года перед судом по делу Буданова предстал важный свидетель - военный корреспондент подполковник Константин Расщепкин. Он рассказал суду, что во время операции в селе Танги-Чу (том самом, где жила чеченская девушка Эльза Кунгаева) подчиненными Буданова были освобождены двое русских рабов, а в каждом втором доме были вырыты глубокие подвалы, в которых валялись кандалы. Эти страшные факты в Чечне мало кого удивляют: жители деревень знают о рабах, но молчат.

При этом в нашей стране до настоящего времени практически отсутствовали законодательные акты, прямо направленные на борьбу с работорговлей. УК запрещал лишь "торговлю несовершеннолетними". Президентские же поправки вводят две новые статьи, которые предлагают наказывать и продавцов "взрослого" товара. Крайне важно, что теперь работорговлю отнесли к категории тяжких преступлений, а значит, по ним должны будут производиться оперативно-разыскные мероприятия.

Выпуск N 221 (747) от 21 ноября 2003 г. [ N 220 ] [ N 222 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]