[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 219 (745) от 19 ноября 2003 г. [ N 218 ] [ N 220 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Вчера Госдума приняла во втором, решающем чтении поправки в УК и УПК, о которых наша газета писала несколько раз. Депутаты не стали вдаваться в обсуждение -- может быть, потому, что просто не прочитали текст, предложенный Комитетом по законодательству. А стоило бы... О некоторых важных изменениях в уголовном законодательстве мы расспросили члена Комитета по законодательству Александра Баранникова.
-- Из УК убирается такое наказание, как конфискация имущества. Не слишком ли большое послабление для взяточников, фальшивомонетчиков и наркобаронов?
-- Ни для кого не секрет, что существующая еще с советских времен в качестве одного из видов наказания конфискация имущества свелась к тому, что у преступников изымают холодильники, стиральные машины, старые телевизоры. Имущество, которое действительно представляет ценность для государства и было нажито преступным путем, обычно оформляется на других лиц и формально не является собственностью осужденных и не изымается. Примеров таких -- масса. Например, у г-на Мавроди, который ограбил полстраны, при задержании описали имущество на сумму, не превышающую нескольких десятков тысяч долларов -- значит, если суд сочтет его виновным, только это имущество у него и конфискуют. Теперь же по предложению президента из УК исключена конфискация как вид наказания, но при этом в УПК вносятся поправки, которые предлагают конфисковывать имущество, нажитое преступным путем. Необходимо будет доказать связь между особняком, яхтой, заводом и преступными деяниями.
А в УК конфискация заменяется штрафом, причем этот штраф не столько конфискация, сколько дополнительное наказание за экономические преступления. Размер штрафа -- 1 млн. руб. или до трехлетнего заработка осужденного. Понятно, что для кого-то миллион рублей -- это огромные деньги, но есть люди, у которых ежемесячный доход -- 1 млн. руб. Суд должен будет оценить финансовое состояние подсудимого и может назначить наказание, исходя из размера его доходов.
-- Но каких доходов -- реальных или официальных?
-- Речь идет прежде всего об экономических преступлениях. Если они связаны с обогащением гражданина, суд при рассмотрении дела выяснит реальные доходы подсудимого и исходя из них и назначит наказание. Никто не обязывает судью смотреть только справку с места работы, если он поймет, что реальные доходы превышают официальные в десятки раз.
-- Вернемся к конфискации. Имущество, нажитое преступным путем, точно так же можно переписать на родственников -- и как быть?
-- Если будет доказано, что имущество нажито в результате преступления, его надо будет конфисковывать из любого владения. Сегодня конфискация как наказание назначается именно как изъятие имущества у конкретного лица. Теперь понятие расширяется. Если деньги, нажитые преступным путем, пошли на покупку квартиры любовнице и это будет доказано, то квартиру конфискуют.
Вообще же жизнь очень многообразна, и поэтому решено расширить судейскую самостоятельность: в каждом конкретном случае судья примет конкретное решение.
-- По очень многим преступлениям теперь граждане при известной ловкости адвокатов сумеют отделаться штрафами. А если не заплатят?
-- В УПК внесена одна поправка, которая снимает часть проблемы сбора штрафов: если осужденный уклоняется от уплаты штрафа, то штраф может быть заменен наказанием, связанным с лишением свободы. А если кто-то будет скрываться от правосудия -- ловить должны правоохранительные органы. Опыт последних дней показывает, что если они захотят, то ловят...
Выпуск N 219 (745) от 19 ноября 2003 г. [ N 218 ] [ N 220 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]