[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 197 (723) от 17 октября 2003 г. [ N 196 ] [ N 198 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В Карелии начался уникальный для России проект по социальной адаптации малолетних преступников.
Администрация петрозаводской спецшколы решила, что вернуть "трудных" подростков к нормальной жизни можно только вместе с их "трудными" родителями, Сейчас по примеру соседней Финляндии мамы и папы отправляются жить в спецшколу, где преодолевают психологические трудности в воспитании своих детей.
В дверь позвонили. На пороге стоял незнакомый высокий молодой человек и смущенно поглядывал на открывшую ему дверь женщину. Она недоуменно, явно не узнавая, разглядывала юношу.
- Мама, это я!
Последний раз они виделись четыре года назад, когда 11 -летнего Сергея переводили из детдома в их родном поселке в петрозаводскую спецшколу в наказание за постоянное воровство. С тех пор мать ни разу не навестила сына, но он ее не винил. На руках у нее остались младшие сестра и брат, работы не было, а поселок, в котором они живут, находится почти за тысячу километров от Петрозаводска - расходы на поездку ей не по карману. Разлука Сергею далась тяжело, в последний год он уже был на грани срыва. И вдруг перед летними каникулами ему сообщили невероятную весть: он не только увидит родных, но и сможет остаться у них жить на несколько недель.
Месяц в родном доме пролетел как один день. Сергей ходил на рыбалку, встречался со старыми друзьями. Правда, он был обязан регулярно отмечаться в районной комиссии по делам несовершеннолетних, но это мелочи. Тяжелее было видеть холодность матери, для которой свалившийся на голову сын оказался обузой.
Однако теперь у Сергея и других 37 воспитанников петрозаводской спецшколы появилась надежда. Поездки домой на каникулах - лишь малая часть международного проекта, начатого при поддержке нескольких общественных организаций Карелии и Финляндии.
- Благодаря этому проекту мы впервые увиделись за год после его поступления в спецшколу, - говорит Светлана Муравьева, мама одного из воспитанников спецшколы. - Мальчик сложный, и я с ним не справлялась. На его счету несколько краж и угонов автомобилей. Нам очень помогли занятия с психологом, я по-новому взглянула на своего сына, мы стали более дружны с ним. Надеюсь, это поможет нам, когда он вернется домой, изменить нашу жизнь.
- Главная цель проекта - наставить "на путь исправления" семьи малолетних преступников, создать в них атмосферу, в которой у детей пропадет желание совершать новые преступления, - пояснила "Известиям" руководитель проекта с финской стороны Элла Лазарева. - За основу взят опыт Финляндии. Там работа с семьей начинается сразу, как только ребенок попадает в спецшколу. С детьми и их родителями проводятся специальные тренинги, курсы интенсивной терапии, во время которых они учатся находить контакт друг с другом, решать свои собственные психологические проблемы, принимать совместные решения, уважать мнение друг друга. По сути, они заново учатся жить друг с другом. Такой курс уже прошел в петрозаводской спецшколе. Результаты поразительные. Дети, которые были агрессивны, стали мягче, робкие приобрели большую уверенность. Кроме того, проводятся специальные тренинги, чтобы дать детям навыки, которые им потребуются после выхода из спецшколы. Например, они учатся пользоваться общественным транспортом, оплачивать счета в банке. Это первый шаг к преодолению тех проблем, которые могут помешать им вернуться к нормальной жизни. О таком карельские родители до сих пор даже не думали. Большинство не могли просто приехать навестить детей. Теперь благодаря помощи финского частного фонда они приезжают бесплатно и даже могут жить некоторое время в специально оборудованном помещении на территории спецшколы. Из средств фонда оплачиваются и поездки детей домой на каникулы, многочисленные экскурсии в музеи, походы и пикники, о которых воспитанники подобных закрытых учреждений в России могут только мечтать.
Правда, случается, что вырвавшийся на свободу подросток отказывается возвращаться обратно, тогда за ним посылают воспитателей. Иногда кто-нибудь побьет стекла в старой школе, из которой его выперли как "трудновоспитуемого", или устроит драку. Но до серьезных эксцессов дело не доходит. Иначе в следующий раз каникул буяну не видать.
Однако через два года финансирование проекта прекратится, и что будет дальше, его организаторы пока не знают. По мнению представителей Министерства образования Карелии, необходимо изменить всю систему реабилитации малолетних преступников после их выхода на свободу. В Финляндии ими занимаются специальные социальные бюро. Они заботятся о том, чтобы подростки продолжили образование, нашли работу, получили жилье. В России формально эти функции лежат на комиссиях по делам несовершеннолетних, но они далеко не всегда их выполняют.
-- Комиссии умеют наказывать и контролировать, но не способны создать систему реабилитационных услуг, - говорит начальник отдела Министерства образования Карелии Галина Григорьева. - В результате ребенок после спецшколы совершает новое преступление. Все инспекторы должны пройти курсы повышения квалификации. В рамках проекта для них будет несколько семинаров. И, конечно, нужны изменения в законодательстве как на федеральном, так и на региональном уровне.
Финские инициаторы проекта из организации "Наши общие дети" рассчитывают использовать опыт работы с петрозаводской спецшколой в российских колониях для несовершеннолетних. В Карелии такого учреждения нет, поэтому обсуждается возможность участия других регионов. Но сделать это будет сложнее. Колонии в отличие от спецшкол подчиняются не Минобразованию, а Минюсту и управлениям исполнения наказания. Такие вольности, как каникулы, а тем более еженедельные выходные для преступников, в России пока в диковинку.
Выпуск N 197 (723) от 17 октября 2003 г. [ N 196 ] [ N 198 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]